Главная Новости КОГДА ГРОМКИЕ СЛОВА РАСХОДЯТСЯ С ДЕЛОМ…

КОГДА ГРОМКИЕ СЛОВА РАСХОДЯТСЯ С ДЕЛОМ…

опубликован manager

Отгремел День Победы… Правильных торжественных слов было сказано много… Но становится обидно, когда слова остаются просто словами… Когда могилы фронтовиков, ветеранов труда «обрастают» на кладбище «эверестами» мусора.

Сегодня об этом наша история.

Про фронтовую медсестру, а в мирной жизни уважаемого педагога со стажем Анну  Курицыну городские газеты в свое время писали не раз. А в преддверии этого Дня Победы к нам в редакцию обратилась ее дочь, тоже педагог со  стажем, ветеран труда и «ребенок войны» Татьяна Белякова.

Родители Татьяны Васильевны — фронтовики! Папа – гвардии капитан Василий Екимов, участник героической обороны Сталинграда, кавалер орденов Красной звезды, Великой Отечественной войны II степени, отмечен медалью «За боевые заслуги»… Василий Иванович дошел до Германии, где в январе 45-го его настигла предательская фашистская пуля. Командование не разрешило хоронить доблестного советского капитана на вражеской земле, его тело было перевезено за 300 км в дружественную нам тогда Польшу и захоронено в братской могиле в г. Вонгровец. На тот момент маленькой Танечке было около полугода.

Татьяна Васильевна бережно хранит память об отце: его награды и фотографии, письмо от друга и сослуживца, в котором описаны обстоятельства гибели, черной птицей прилетевшую когда-то в их дом похоронку… Лишь одному человеку из всей семьи — племяннику отца, который стал морским офицером, удалось побывать в польском городе Вонгровец, сфотографировать мраморную стелу, установленную над братской могилой. Сохранилась ли она в наши дни – неизвестно…

Мама, мамочка… Еще до войны, в 1938-м, 17-летняя Анна Курицына окончила Ковровское педагогическое училище (находилось оно в здании, где сегодня располагается музыкальная школа №1) и вступила на учительскую стезю, открыв двери самого первого своего – «четвертого»  – класса неполной средней школы №2. В мае 42-го молодая учительница, окончив курсы медицинских сестер, добровольцем уходит на фронт, получила назначение в медсанбат. Батальон находился в составе 147-й стрелковой дивизии. Анне Григорьевне тоже пришлось пройти Сталинград. Под градом летящих снарядов и неумолкаемый аккомпанемент самолетного гула медсестры спасали раненых, порой ценой своей жизни.

В августе 42-го их батальон попал в окружение. Дочка, Татьяна Васильевна, вспоминает:

— Девушки-колхозницы гнали скот, они переодели маму в гражданское. Она была в очках, с косами, слилась с ними. Попали в какое-то село, и староста села, бывший директор школы, сказал: «Оставайтесь, у нас был очень хороший урожай, от голода не умрете». Они там работали, на оккупированной территории. А 25 декабря пришли наши и всех освободили…

Это были бойцы 40-й гвардейской стрелковой дивизии. Анну Курицыну снова зачислили в медсанбат, где она и прослужила до апреля 1944 года. Вернулась в Ковров, работала в детском доме на улице Первомайской, в 1951 году окончила учительский институт, стала преподавать математику, потом – домоводство. На пенсию вышла в 1975 году. Награждена орденом Великой Отечественной войны II степени, медалями, почетными грамотами. А самое главное – любовью учеников, которые и сегодня с благодарностью вспоминают своего учителя.

8 июля 2009 года Анна Григорьевна умерла. Похоронена на Троицко-Никольском кладбище.

— С 2009 по 2022 год можно было свободно подойти к могиле мамы, навести там порядок, — говорит Татьяна Васильевна, — но в 2022-м возле ее могилы начала образовываться куча мусора. Могила расположена рядом с центральной дорогой, буквально в ста метрах от административного здания. 8 мая 1922 года куча мусора была еще относительно небольшая, а вот 25 октября…

«…Я была в состоянии ужаса, — написала дочь ветеранов войны в своем заявлении в прокуратуру, — потому что к могиле не было доступа из-за огромной кучи мусора. Часть мешков упали с этой кучи внутрь ограждения…»

Татьяна Васильевна отметила, что все это время мусор не вывозился с территории кладбища, куча разрасталась и разрасталась. Табличка на въезде «Свалка мусора запрещена» установлена неизвестно для кого.

Прокуратура дала делу ход. В течение короткого времени Татьяне Беляковой пришло большое количество разных… отписок. Как она отмечает, одна организация ссылалась в них на другую, и все вместе утверждали: «Убирать могилы – не наша обязанность».

До этого на могилу к маме ковровчанка выезжала и со старшим госинспектором административно-технического надзора Романом Рыжковым. Цитируем: «…обнаружен навал твердо-коммунальных и крупно-габаритных отходов, а именно полиэтиленовые пакеты, пластиковые изделия (искусственные цветы, венки), бумага, ветки деревьев, старые деревянные надмогильные кресты, прочий хлам и мусор…»  В заключении инспектора даны и размеры на октябрь 2022-го: свалка 16 м в длину, в ширину – 3 м, в высоту – 1,7 м. Сделаны фотографии. Следом пришло письмо от администрации города за подписью заместителя главы администрации по ЖХК Амангельды Куандыкова, который заверил, что «по состоянию на ноябрь 2022-го года несанкционированная свалка, указанная в Вашем обращении, ликвидирована силами ООО «Экоград»».

После того ответа у Татьяны Васильевны некоторое время не было возможности посетить кладбище в связи с состоянием здоровья. Но когда уже 1 мая текущего года она наконец-то смогла доехать до могилы мамы, то увидела, что весь мусор… на месте. То ли вовсе не убирался, то ли его накидали вновь! Только небольшая преграда в виде могильной оградки не дает мешкам и веткам деревьев завалить захоронение ветерана войны, фронтовички, педагога Анны Григорьевны Курицыной.

Татьяна Васильевна, позвонившая в редакцию «ЗТ», в настоящее время передвигается с трудом. Ей тяжело выходить из квартиры. Она до глубины души возмущена тем, как ведут себя ее земляки:

— Думают только о себе! На своих могилках, главное, убрали, чью могилу при этом завалили – неважно. Получается, у людей совершенно нет совести! Большинство на машинах. Так возьмите свои мешки, вывезите их с территории кладбища. У кого нет машин, уберите свой мусор хотя бы ЗА территорию. Люди, так же нельзя!

Состояние наших кладбищ, действительно, сегодня вызывает вопросы. Вот, пожалуйста, завалили мусором могилу ветерана войны! Случай, к сожалению, далеко не единственный. Горы мусора высятся на каждом шагу. То же Троицко-Никольское кладбище – если даже оно считается закрытым, теперь убирать не надо? Кто-то ведь должен отвечать за уборку? Так что это вопрос и к самим ковровчанам, которым «дела нет до других», и к администрации города, которая не может (или не хочет) организовать уборку и вывоз мусора с территории кладбищ. О каком уважении к памяти ветеранов войны может идти речь, если люди вот так относятся к их могилам? Громкие слова должны, наверное, облекаться в дела. Разве нет? О каком человеческом достоинстве ковровчан можно вообще говорить, если они так относятся к чужой памяти? Даже стыдно про это писать! И все это происходит в городе воинской славы…

Татьяна Белякова — сама педагог, много лет отдавшая Ковровскому транспортному колледжу, просит администрацию ликвидировать свалку и тем самым спасти от осквернения могилу и своей матери — фронтовой медсестры, и соседние захоронения. А еще просит принять меры к тому, чтобы на это место мусор больше не сваливали.

Татьяна Васильевна обращается и к городским волонтерам: «Пожалуйста, возьмите шефство над могилой моей мамы, участника Великой Отечественной войны, Анны Григорьевны Курицыной! Вы сделаете поистине доброе дело».

Мария ТОМИНА.

Фото из архива Татьяны БЕЛЯКОВОЙ.

0 комментарий
0

Вам может понравиться