— Мы все живем в огромной стране, население которой около 150 млн человек. Более 180 различных национальностей! — начинает свою увлекательную экскурсию в мир традиционного костюма народов России один из специалистов творческой мастерской «Новый стиль» Павел Гречин, обращаясь к аудитории – студентам КГТА. — Как думаете, при таком количестве людей между представителями разных народов может возникнуть конфликт? Увы, да. Из-за чего? Из-за особенностей культур. Мы иногда и свои-то традиции не особенно знаем, что говорить о других…
Творческая мастерская «Народный стиль» (г. Владимир), как обозначено на ее странице в ВК, сообщество неравнодушных людей, позволяющих взглянуть на культуру России через призму народных обычаев и традиций, и одна из важнейших составляющих народной культуры – это, конечно, национальный костюм. С обширной выставкой — несколько десятков традиционных костюмов – они объехали уже более 70 городов.
— Важно, чтобы народы нашей страны жили в мире и согласии между собой, — говорят организаторы этнографического проекта. — Больше узнавать о культуре и обычаях этих народов, постигать их глубинный смысл мы считаем — один из лучших способов этой цели достичь!
Выставку ярких, колоритных народных костюмов можно было увидеть 29 марта в КГТА. Наш вуз второй раз принимает «Народный стиль». Первая встреча с местными студентами состоялась в академии три года назад.
Новая получилась еще более яркой: в рамках проекта привезено и больше костюмов – манекенами был полностью заставлен немаленький зал, и, что интересно, не только костюмы — во время экскурсии участников ждал настоящий сюрприз.
Но, в первую очередь, специалисты проекта — Микаэль Ахмедов и Гор Манукян — подготовили для зрителей образовательный интерактив. В доступной наглядной форме они рассказали об особенностях традиционного костюма, о его формировании, о том, что изначально самыми главными функциями одежды были тепло и комфорт. Когда же люди поделились на группы, с помощью элементов костюма они стали отличать себя от других, одновременно и отождествляя с какой-то из групп. Появилось понимание своей идентичности…
— На одежде появляются узоры – важная отличительная черта, — говорит Микаэль Ахмедов, руководитель проекта «Народный стиль». — Вы наверняка замечали, что у многих народов узоры располагаются на подоле, груди, рукавах. Связано это с тем, что еще до принятия христианства, главной функцией этих узоров являлась защита. Узор, по сути, это оберег. Поэтому все отверстия одежды – допустим, платья, рубахи – от проникновения нечистого духа старались перекрывать такими узорами. С той же целью у многих народов девушки надевали на грудь монисто – украшение со множеством серебряных звенящих монет… Считалось, злого духа отгонял и сам звон монет при ходьбе, и металл, из которого они сделаны – свойство серебра очищать (убивать, по сути, бактерии) люди обнаружили еще около четырех тысяч лет назад. На традиционных женских костюмах Поволжья – в зависимости от сословия – вес серебра мог достигать четырех килограммов.
Какие еще элементы считаются традиционными? Микаэль Ахмедов одного за другим приглашает «поработать моделями» несколько человек. На девушках демонстрирует серебряное монисто, головной убор народов Поволжья (тоже весь покрытый монетами), оригинальный бурятский головной убор, расшитый «кораллами», с длинными бархатными чехлами для кос… Кроме защитной функции – а она прослеживается практически во всех традиционных костюмах – не менее важную роль играет функционал. Взять хотя бы кавказскую бурку – для ее демонстрации вызвали одного из молодых людей:
— Вот, смотрите, кажется, что это одеяние нелепое. Да к тому же без рукавов, — показывает Микаэль Ахмедов. — Но если вспомнить, как холодно бывает в горах утром и вечером, становится понятно: чем меньше отверстий, тем лучше оно сохраняет тепло. Бурка в течение суток способна впитать в себя – ни много, ни мало — ведро воды. Хорошая защита от влаги и холода – первая функция. Во время боя бурка справлялась и с ролью щита – функция вторая. Воину приходилось много путешествовать, и бурка по ночам превращалась в удобный спальный мешок. Функция третья. В случае лавины в горах путник с головой укрывался буркой. Сминал под ней снег, и запаса кислорода хватало на час – за это время как раз его могли найти и спасти. Это четвертая функция. Ну и пятая: завернув в бурку, молодые люди – было такое, и даже описано в литературе — крали невест. «Невесту» тут же эффектно «украли» — народный обычай наглядно показали студенты КГТА… Одним словом, традиционный костюм, с одной стороны, имел специфические черты, которые зависели от места проживания того или иного народа, с другой – много общего, несмотря на разность культур. И что особенно подчеркнули этно-специалисты, случайных элементов в костюме нет – все в нем не просто так. Длинные «лопасти» башлыка, например, позволяли закреплять его вокруг тела, чтобы во время скачки не слетел с головы; черный цвет – для того, чтобы противник в пылу схватки не видел кровь… Про большое значение папахи (символ успеха, достоинства и чести мужчины!) и говорить нечего. И это только кавказский костюм! Кстати, его быстро переняли казаки на Кавказе, отдавая дань и удобству, и продуманности каждого отдельного элемента, и по-настоящему грозной «мужской» красоте…
***
Гор Манукян рассказывает, с чего начался проект. Встретились два педагога, поклонники традиционной культуры, пообщались и решили продвигать увлечение «в массы», заинтересовывая им как можно больше людей, особенно — молодежь.
— Мы проводим интерактивные лекции, выставки, фестивали. Волонтерский корпус «Народного стиля» — один из самых масштабных в нашей области, при необходимости можем привлечь до двухсот добровольных помощников. Основной костяк творческой мастерской составляет порядка 10-15 человек. Сразу отмечу, представляемые нами костюмы не этнографические, но этой цели и не ставилось. Мы хотели, чтобы дети могли костюмы потрогать, возможно, и примерить что-то на себя, сфотографироваться в них на память… В музее все это недоступно.
— Для межкультурного диалога требуется мягкий подход, – продолжает рассказывать Гор Манукян. – Нужны эффекты, чтобы человек как можно лучше запомнил то, что ему показали и о чем рассказали. Наши выставки давно переросли «народный костюм». Мы говорим о материально-культурном и духовном наследии разных народов, населяющих нашу страну, — через одежду, через другие элементы традиционной культуры. Стараемся участников наших мероприятий как можно активнее вовлекать в сам процесс.
И это у «Народного стиля» еще как хорошо получается! Например, во второй части необычной лекции-выставки студенты вместе с Микаэлем Ахмедовым строили настоящий северный чум. Почти настоящий… Конусовидное переносное жилище, состоящее из шестов, покрытых «оленьими шкурами», внутри – очаг, у входа нашел себе место почти настоящий… олень. Сборка чума идет под интересный рассказ об обычаях коренных малочисленных северных народов (есть даже аббревиатура: КМНС) – и что туристу, который собирается поехать к ним в гости, нужно знать прежде всего.
— В чум заходят лицом или спиной, как думаете? – задает вопрос Микаэль Ахмедов. – Здесь нет подвоха, речь идет о практичности. Человек заходит спиной, чтобы было удобнее сразу закрыть за собой «дверь». Ее не распахивают – можно выпустить из чума тепло. Наступать на порог не принято – можно разгневать духов, которые защищают жилище. У коренных народов Севера все иначе… Мужчин не призывают в армию (женщинам одним там не справиться), пенсия и стаж исчисляются по-другому… Это тоже Россия! Вы, наверное, удивитесь. но по сей день где-то кочуют около 170 тыс. человек.
Одна страна и как много обычаев! Более 190 народов, у которых на всех — один дом… Специалисты проекта «Народный стиль» стараются донести до каждого простую мысль: нужно относиться друг к другу с пониманием и уважением…
Одновременно с постройкой чума другой сотрудник творческой мастерской наглядно знакомит студентов с русской народной культурой. Потому как неплохо бы начать с себя! Как мы уже было отмечено, традиционные культуры разных народов взаимосвязаны, имеют похожие элементы, сходный функционал. Зная «свои» особенности, лучше поймешь других. Вместе с наставником, ребята «по косточкам» разобрали избу.
— Традиционно жилище делилось на две половины: женскую и мужскую, это наблюдается во всех традиционных культурах — рассказывает Павел Гречин. – В избе женское «место» исконно — за печью, там же и кухонная утварь хранилась, мужское — у входа, там же был и инструмент. Детскую люльку всегда подвешивали к потолку. Но не просто так, а на специальную балку – очеп. Когда семья была готова к появлению детей, этот шест и подготавливали. Выстругивали его очень гладко, чтобы ребенку было проще, по народным поверьям, «с неба сойти». А когда решали, что детей в семье уже хватит, балку не убирали – просто делали на ней глубокие зарубки.
Многое можно рассказать о жизни народа, изучая элементы его материальной культуры: жилище, предметы быта, тот же костюм… Полны смыслов обычаи, которые передаются из поколения в поколение, они отражают то понимание мира, которое на определенном этапе было у предков современных людей.
За шесть лет существования творческой мастерской она объехала множество субъектов России, выиграла восемь президентских и два региональных гранта почти на 13 млн рублей, стала победителем международного онлайн конкурса видеороликов «Возрождение традиций гостеприимства народов БРИКС»… И не собирается останавливаться на достигнутом.
— Готовим проект «Добрые семейные традиции народов Владимирской области», — добавляет Гор Манукян. — Он направлен на повышение уровня этнографической грамотности, на воспитание уважительного отношения к традиционным семейным ценностям, затрагивает вопросы взаимоотношений в семье. В разработке интересный проект, в котором хотим соединить традиции разных культур и природу, показать, как последняя на них влияет. Почему, допустим, животные часто изображаются на гербах городов? Примеров таких масса. Хотим показать, что Земля не только для нас, рядом с нами есть другой мир – мир животных, растений. И они тоже оказывают большое влияние на формирование духовной культуры…
А еще творческая мастерская «Народный стиль», если все сложится, выступит на праздновании Дня России в Москве на площадке ВДНХ.
Завершить же хочется словами из замечательного видеоролика «Народного стиля» про нашу страну: «…страна простора, где причудливым образом переплетаются влияния и веяния, где у каждого свои традиции, обычаи, своя судьба. Но это разнообразие и есть наше богатство! Страна красивых, открытых, гостеприимных людей, и чтобы когда не происходило, мы всегда можем сесть за один общий стол»…
Инна БУЛАТОВА.
Фото представлены КГТА.