Год педагога и наставника официально завершился в последний день декабря. Но значит ли это, что активная педагогическая деятельность также плавно пошла на спад? Нет, конечно! Для творчества не существует временных и календарных рамок, поэтому на страницах нашей газеты мы с удовольствием продолжим рассказывать о талантливых людях, посвятивших себя воспитанию и обучению подрастающего поколения.
Наша сегодняшняя гостья – Евгения БАЛАКИНА, заместитель директора по учебной работе, преподаватель Детской художественной школы.
Евгения Алексеевна – человек творческий, увлеченный, находящийся в постоянном развитии и совершенствовании. Таким, конечно, и должен быть настоящий педагог. И когда ты видишь, насколько увлеченно она рассказывает о своих учениках, коллегах, любимой профессии, не приходится сомневаться, что перед тобой настоящий профессионал.
Евгения Балакина – ковровчанка, училась в школе №17, после ее окончания поступила в ВГГУ (сейчас это ВлГУ им. А. Г. и Н. Г. Столетовых) на художественно-графический факультет. Как поясняет моя собеседница: поступала на худграф, а закончила факультет искусств и художественного образования. Тогда существовали два отделения – изобразительного искусства и дизайнеров. Учебные дисциплины были в основном одинаковые, обе – с правом преподавания. Для дизайнеров отдельно преподавали «Историю дизайна, науки и техники».
Учиться, по воспоминаниям Евгении Алексеевны, было непросто, но очень интересно. Действительно, когда попадаешь в «свое» направление, то воспринимаешь даже трудности с благодарностью и возможностью научиться чему-то новому. Так и прошли все шесть лет обучения – в постоянном движении, творчестве, участии в проектах и различных конкурсах. В 2007 году, еще учась в университете, Евгения вступила в Объединение ковровских художников. Уровень ее творчества развивался стремительно. Например, первые серьезные московские конкурсы выпали именно на университетские годы: взять хотя бы «Заводной апельсин» — туда надо было отправить авторские упаковки, сделанные вручную. Кстати, как поясняет героиня, до третьего курса преподаватели не разрешали использовать компьютерные технологии в своих работах. Но это и хорошо: научились работать руками, не боясь работать «вживую».
***
А вот о том, что она будет преподавать детям изобразительную грамоту и художественные дисциплины, Евгения Алексеевна и подумать не могла. Но так сложилось. После окончания университета связала свою жизнь с дизайнерской деятельностью: поработала во Владимире, в рекламных агентствах Коврова – все это ей нравилось, доставляло удовольствие. Но судьба предложила выбор. Преподавать начала, можно смело сказать, случайно: первый директор Художественной школы Светлана Каминская пригласила поработать – на тот момент Евгения Алексеевна училась на шестом курсе, готовила дипломную работу, и свободное временя, пусть немного, но имелось. И у нее получилось совмещать преподавание с собственной учебой. Тогда-то и уловила она необыкновенную творческую атмосферу школы, все это было ей близко и знакомо. А еще очень понравилось работать с детьми – они заряжали своей энергией и позитивом, интересовались всем подряд, постоянно задавали вопросы. Приходилось и самой во все вникать, держать руку на пульсе.
Закончив в 2010 году вуз, Евгения с сентября пришла работать в Художественную школу. И вот уже 13 лет продолжает учить и учиться.
Начинала как преподаватель художественных дисциплин, программа по дизайну на тот момент была не совсем доработана: доводила ее до ума, вносила необходимую корректуру. По этой программе работали вместе с Ириной Соломиной, удивительным и прекрасным графиком. С программой же ездила во Владимир, рецензировала ее у своих бывших преподавателей.
С 2014 года появилась в рабочем графике педагога и новая должность — зам. директора по учебной работе. Евгения Алексеевна уверена, что в художественной школе можно совмещать и творческую деятельность – развиваться как художник и педагог, и административную работу. Ежегодно организуемые сентябрьские выставки преподавателей – своеобразный творческий отчет о собственной работе в качестве художника. Без него никак не обойтись — это еще и своеобразный образец для учеников: что и как писать, тем более педагоги все разные, и работы — тоже. Коллектив в школе сложившийся, здесь трудятся 13 педагогов.
***
Когда разговор заходит об учебном процессе и учениках, Евгения Алексеевна с удовольствием рассказывает о тонкостях обучения творчеству:
— На основном, пятилетнем обучении, у нас сейчас 255 учеников, на подготовительном – 73 человека, здесь изучают общеобразовательную программу по искусству ребята 10-11 лет. Основная школа рассчитана на детей с 12 лет и предполагает усвоение программы «Живопись», связанной с дополнительным предпрофессиональным образованием. Выпускникам выдается официальное свидетельство об окончании школы. Чтобы к нам поступить, необязательно учиться в подготовительном классе. Есть ребята, которые посещают изостудии по месту жительства, им это удобно.
Поинтересовалась я у своей собеседницы и серьезностью подхода в отборе учеников и условиях обучения детей в школе.
— Да, — согласилась Евгения Алексеевна, — процесс обучения у нас организован серьезно, и учет ведется строго. Нужно все взвесить и хорошо подумать, рассчитать силы ребенка и свои собственные. Ведь наша школа – это, по сути, вторая для ребенка. Четыре дня в неделю — а это значит практически все учебные дни — они у нас. А ведь, помимо рисования, многие увлечены и другими сферами – спортом, музыкой, театром… Порой удивляешься тому, когда дети успевают не только уроки делать, но и просто спать.
У нас конкурсный отбор, небольшой части детей мы все же отказываем. На момент отбора обучаться желают все! А потом могут поменяться увлечения, другие направления становятся приоритетными, так что есть и ребята, которые уходят, не завершают обучение. В нашей школе царит настолько творческая и вместе с тем какая-то семейная атмосфера, что многие здесь приобретают новых друзей, становятся единым сплоченным коллективом. После окончания выпускники нас навещают, а есть и такие, кто возвращается уже в роли преподавателя. Например, Олеся Данилова, Татьяна Кочеткова – воспитываем достойную смену. А дети очень любят молодых специалистов!
Занятия творчеством, на мой взгляд, это все-таки работа больше индивидуальная. Мне стало интересно, как же преподаватели успевают обучить такому тонкому ремеслу, как живопись, всех выпускников…
— Все очень индивидуально, — соглашается Евгения Балакина. – В классах у нас от 10 до 15 человек, оптимально, конечно, 10. Но мы зависимы от двухсменной работы школ, вынуждены по такому принципу объединять ребят в учебные группы. У каждого из них свой темперамент, характер, скорость усвоения материала.
Девочек у нас больше, хотя художник – профессия мужская, сложная, энергозатратная. Есть среди учеников уникальные дети, но упор все равно делаем на труд. Талант – это замечательно, но он не разовьется, если его не поддерживать нагрузками. Бывает и такое, что ребята после двух лет обучения вдруг расцветают, как будто обретают второе дыхание. Такому радуешься всегда безмерно!
Ученики все разные, в основном, конечно, художники – гуманитарии, но есть и такие, кто превосходно сочетает математику и физику с рисунком. Они больше графики, для них, как правило, интересны форма и объем. А вот живописцы как раз чаще гуманитарии – здесь важна душа, эмоциональное состояние, цвет. Но можно научиться и тому, и другому – важен опыт. И желание, безусловно.
Советую родителям серьезно и критически отнестись к желанию ребенка поступать в нашу школу. Это не кружок, у нас и журналы посещаемости ведутся, и оценки выставляются, и каждые каникулы проходят просмотры работ учеников. А еще у нас есть так называемая пятая четверть, она выпадает на июнь, когда организуются пленэры – ребята рисуют пейзажи на открытом воздухе. Это обязательные практические занятия и пропускать их нельзя, так как они являются частью программы.
Евгения Алексеевна рассказала и о своих сыновьях. Считается, что у художников должны рождаться художники, но это не так. У каждого свой путь, и моя героиня мудро замечает, что надо давать детям развиваться в том, к чему у них лежит душа.
— Например, в моей семье художников не было, — продолжает Евгения, — папа просто хорошо рисовал. Вот и мои дети: старшему десять лет, младшему – шесть – тоже разные. Старший весь в спорте, он очень активный, неусидчивый, а усидчивость необходима для занятий живописью. А вот младший, может, еще и поучится в нашей школе, в нем больше творческих способностей. Прошлым летом приняли с ним участие в конкурсе «Портрет фронтовой собаки», организованном Музеем Победы в Москве. Мы с Ромой смотрели репортажи, слушали интервью про пса Бандита, который отличился на СВО. Собаку в итоге нарисовали, и сын получил диплом лауреата I степени в младшей возрастной группе! Сколько было восторга, когда свой подарок он получал от…собаки, выносившей презенты на сцену.
***
Евгения Алексеевна – преподаватель высшей квалификационной категории, показателем результативности которой являются не только высокий профессионализм преподавания, но и неоднократные победы учеников в городских, областных, всероссийских и международных конкурсах. Ее выпускники успешно обучаются в ведущих вузах и ссузах России.
Начиная с 2009 года, она является активным участником и победителем традиционных профессиональных выставок городского, областного и межрегионального уровней.
Имеет многочисленные благодарности и благодарственные письма, и останавливаться на этом точно не собирается! Как утверждает сама Евгения Алексеевна, многое – еще впереди. И сомневаться в этом не приходится!
Татьяна САРИБЖАНОВА.
Фото из архива Евгении БАЛАКИНОЙ.