— В Российской империи «барановские ситцы» можно было купить на всех ярмарках. Даже присказка такая была: «Не грусти понапрасну, купи платок красный». На Пасху, другие праздники прекрасному полу дарили вот такие платки, они украшали любой наряд! Девушки их берегли как приданое, – научный сотрудник музея-заповедника «Александровская слобода» Елена Лихонина признается, что, когда она ведет экскурсию по данной выставке, у нее от избытка чувств и гордости за достижения земляков по рукам просто мурашки бегут. — Все это — заслуга Асафа Баранова.Человека-глыбы! Он настолько прославил свой бренд, что, когда в 1889 году в Париже проходила Всемирная выставка, «барановские ситцы» затмили собой даже открытие Эйфелевой башни. И вот эта ткань «смородиновый лист», далеко оставив позади конкурентов, получила главную награду – Гран-при!
Красный, значит «красивый»
Если говорить современным языком, «барановские ситцы» — действительно бренд! Один из самых знаменитых в ткацкой и текстильной промышленности царской России. «Барановскими» их назвали по фамилии купцов Барановых. Яркие, насыщенные и, что удивительно, нелиняющие цвета… Даже не верится, что некоторым тканям, представленным на выставке в Ковровском историко-мемориальном музее, почти 200 лет. Кажется, они «вышли» с фабрики только вчера. Примечательная особенность барановских тканей – интенсивный и сочный красно-пламенный цвет.
— Купцов Барановых называли «плодородный слой человечества», – говорит Елена Лихонина, — так и есть! В 19-м веке они внесли огромный вклад в развитие ткацкого и текстильного производства в стране. А начиналась династия с купца 3-й гильдии Федора Баранова…
Он производил в Александрове ситец, во время Отечественной войны 1812 года все потерял, однако руки не опустил – в 1816 году на берегу реки Серой Федор Николаевич построил одну из первых в российской истории ткацких фабрик, на которой была внедрена механика, и первым же начал окрашивать ткань в красный цвет. Краситель привозили из Франции, он назывался «французский крапп», и ситцы, им окрашенные, тоже окрестили «французскими» — стоили они очень дорого, простые крестьянки позволить себе такую роскошь не могли. Разве только зажиточные…
— Главный минус «французского краппа» состоял в том, — подчеркнула научный сотрудник, — что при длительной транспортировке в Россию этот краситель терял свои качества, и цвет при окрашивании уже получался другой – не красный, как было задумано, а в различных оттенках — от розового до коричневого…
Что делать? Федор Баранов не успел ответить на этот вопрос. В 1838 году после смерти отца дело переходит к его сыну — Ивану Баранову. И это уже другая страница истории «барановских ситцев». Иван Федорович отказывается от «французского краппа», изучает свойства травянистого южного растения марены, корни которого имеют красновато-коричневый цвет. Свойства теплолюбивой марены как красителя изучал еще Ломоносов, однако в средней полосе России она не росла. Иван Баранов тоже попытался ее «приручить» — не получилось. Не сдался! Купил участок земли недалеко от Дербента, стал выращивать, экспериментировать с корнями марены, и в итоге ему все-таки удалось вывести новый рецепт.
— В мире русских текстильщиков это стало сенсацией! – восклицает Елена Лихонина, — «французский крапп» закупать перестали – у нас появился свой прекрасный краситель, который во многом превосходил заграничный …
Купцы, благотворители, меценаты…
В 1846 году Иван Федорович расширяет семейное дело, строит легендарную Троицко-Александровскую мануфактуру около Карабанова, оснащает ее по последнему слову техники. Всего через год Баранову разрешают использовать на товарных ярлыках производимой продукции знак качества того времени — российский императорский герб. Дело шло хорошо, торговые связи ширились, а в самом Александрове Баранов был городским головой.
— Надо сказать, в родном городе все любили его, как отца, — продолжает рассказывать Елена Лихонина. – Он щедрой рукой помогал неимущим, строил дома, странники знали, что в его усадьбе всегда отыщут приют. Одним словом, когда в 1848 году Иван Федорович скоропостижно скончался, люди в городе плакали. А семейное дело легло на плечи его жены.
Александра Асафовна справилась с задачей с честью. За 15 лет капитал приумножила и передала барановские фабрики сыновьям. Их было трое: Николай, Александр и Асаф. Единственную дочь Елизавету Ивановну очень удачно выдали замуж — за Михаила Мамонтова, двоюродного брата известного мецената. А так как Мамонтовы занимались железнодорожным строительством в Российской империи, то считается, что и открытие в 1870 году железной дороги в Александрове (которая изначально должна была проходить через Переславль-Залесский) без родственных связей не обошлось.
Самым знаменитым представителем купеческой династии Барановых по праву считается младший сын. В 1863 году — на двоих с братом Александром – мать передает Асафу Баранову Троицко-Александровскую мануфактуру. Но этого ему было мало, он решает построить свою. В 1875 году двери распахнула новая текстильная фабрика близ Соколово (сейчас г. Струнино) — по ее оборудованию снова можно было изучать весь российский технический и научный прогресс. Соколовская мануфактура быстро стала одним из крупнейших хлопчатобумажных фабрик в России, в конце 19 века на ней работало более четырех тысяч человек.
— Про Асафа Баранова говорили так: «Душа щедра и верою богата!» Семейные традиции, идущие от матери и отца, он продолжил и даже в лучшем виде их превзошел. Его усилиями в Александровском уезде строили больницы, гимназии, богадельни, библиотеки, более десятка различного вида школ, — перечисляет Елена Лихонина. — Асаф Баранов прославился не только как предприниматель, но и как щедрый благотворитель и меценат. А еще как талантливый химик-технолог. Выращивать марену он перестал – вывел химическую формулу искусственного красителя, благодаря применению которого «барановские ситцы» стали в России доступны всем.
Мы гордимся нашей коллекцией!
Про «барановские ситцы» говорили так: эта вещь быстрее износится, чем полиняет. Слава о них гремела не только в Европе, их продавали в Среднюю Азию, в Персию, в Афганистан. Там тоже ценился и красный цвет, и растительный набивной орнамент. Но вот наступил 1917 год. Асаф Баранов до революции не дожил, не видел, как его «детище» национализировали. Впрочем, рушить не стали – молодой советской стране нужна была ткань. Троицко-Александровскую мануфактуру в г. Карабаново переименовывают в фабрику Третьего Интернационала, Струнинскую – в фабрику имени Пятого Октября. Оборудование Асафа Баранова, к слову, использовалось вплоть до 1950-х годов. Кроме традиционных растительных орнаментов и мотивов, в годы советской власти ткань могла служить как «агитка» — в ее узорах были тогда серп и молот, пятиконечные звезды, изображения вождей… Так, на выставке в ковровском музее можно увидеть и достаточно редкий и в свое время опасный для хранения платок, выпущенный в 1924 году, он был украшен портретами Ленина, Маркса, Энгельса, Троцкого и Калинина… Изображение Льва Троцкого в итоге вырезали (в прямом смысле — ножницами) – думаю, понятно всем почему. Барановские фабрики продолжили работать, выпуская тысячи километров ткани. В 90-е ситуация изменилась.
— В начале 2000-х фабрики перестали существовать, а вот это бесценное наследие, текстильные раритеты, благодаря нашему бессменному директору Алле Петрухно, которая в конце 90-х провела практически спецоперацию, оказались в нашем музее-заповеднике «Александровская слобода», — заключает Елена Лихонина. – Считаю, это наша удача! Мы гордимся своей коллекцией! Слава Богу, наследие «барановских ситцев» живет. Современные художники в своем творчестве используют барановские мотивы. Например, вы можете увидеть замечательные работы художника-керамиста Вадима Сташкевича, которого я бы назвала собирателем русской земли…
Большой популярностью продолжает пользоваться «смородиновый лист»: он хороводит, он завораживает, но того, который получил в Париже Гран-при, художникам так и не удалось повторить.
Барановские ситцы живут…
Привезенная из Александрова выставка «Барановские ситцы. Вчера. Сегодня. Завтра» открылась в Ковровском историко-мемориальном музее 17 ноября. И работать будет два месяца – не забудьте ее посетить, окунуться в уникальный, для многих неизведанный мир, прикоснуться к глубинной истории народного костюма конца 19 — начала 20 веков, полюбоваться яркими красками тканей, с большой историей. Выставка создана с помощью регионального Министерства культуры и уже побывала в нескольких городах. Открытие в Коврове было торжественным. Зам. главы администрации по социальным вопросам Екатерина Ульянова и руководитель ковровской культуры Ирина Калигина от имени первых лиц Коврова поприветствовали гостей. Обменялись подарками.
Елена Лихонина подчеркнула, что рада вновь оказаться на Ковровской земле. В наш город из бесценной коллекции Александровского музея, насчитывающей более двух тысяч предметов, привезено более 140: это платки и отрезы тканей, народная женская одежда, крокИ, художественные арт-объекты… Автором выставки названа творческая рабочая группа музея и, в первую очередь, заведующая выставочным отделом Анастасия Листопад.
Украсило открытие выставки выступление фольклорного ансамбля «Надея» музыкальной школы №1 (руководители коллектива — сестры Марина и Наталья Закатовы). Девушки вышли в сарафанах, созданных по традиционному крою народных костюмов, исполнили а капелла две песни: протяжную рекрутскую, настоящий шедевр певческого искусства, созданный в 60-х годах 18 века именно у нас, во Владимирской области, и плясовую, от которой у присутствующих ноги сами пустились в пляс.
— Обратите внимание, — заметила вдруг Елена Лихонина, — а ведь на ваших девочках в народных костюмах реплики именно наших барановских платков!
Инна БУЛАТОВА.
Фото Бориса НИКИТИНА.