«Что вы, Наталья Викторовна! Не любить фольклор невозможно! Значит, вы просто не слышали настоящего!» Так на мое замечание, что современные люди народным творчеством мало интересуются, ответила наш педагог Надежда Гусарова. Она была удивительный человек! Такая активная доброжелательная энергия от нее исходила, такой посыл счастья, любви к жизни и своему делу, – говорит Наталья Коротеева, зав. теоретическим отделом детской музыкальной школы № 1. И я быстро убедилась, насколько она была права насчет фольклора. Вам не нравится народное творчество? Да вы просто не слышали настоящего! Это же подлинная феерия чувств!
Уже юбилей!
Отдел «Музыкальный фольклор» в музыкальной школе №1 отмечает в этом году юбилей. Самобытное направление здесь появилось десять лет назад, а одним из первых преподавателей отдела стала замечательный педагог Надежда Гусарова. К сожалению, она рано ушла из жизни. Но дело продолжают две ее родные сестры – Наталья и Марина Закатовы, руководители известного в области (да и за ее пределами!) фольклорного ансамбля «Надея». Вместе с еще одним чудесным коллективом со вкусным названием «Лакомка» (руководитель Ольга Грицкевич), а также бессменным концертмейстером обоих коллективов Валерием Черновым они образуют в музыкальной школе № 1 ту «параллельную Вселенную», которую и называют «музыкальным фольклором».
Народная музыка как исток и «начало начал» на уроках в музыкальных школах, безусловно, звучит всегда. Но создать отдельное направление подготовки…
Об этом в свое время задумалась директор школы Нина Баскакова. Почему она решила, что отделение будет востребовано? Да потому что в этом ее убеждали восторженные глаза детей и взрослых, когда преподаватели в качестве, скорее, «экспериментальной работы» разрабатывали мероприятия в так называемом «народном стиле».
— Тогда это был совсем не фольклор, а, по правде сказать, пародия на него, — улыбаясь, продолжает делиться воспоминаниями Наталья Коротеева. — В первой гимназии, когда она только приобрела этот статус, открылся музыкально-эстетический класс, и наши педагоги делали подобные мероприятия для него: выходили к детям с колядками, со «встречей весны» и то же самое повторяли потом у нас в школе. Это было первое подобие чего-то «народного», но у слушателей вызвало интерес. Мы стали продолжать эту работу, а вскоре Нина Георгиевна пригласила преподавать народный вокал в школе чету Косарецких.
Руководители народного ансамбля песни и танца «У околицы» из ДКиТ «Родина» привнесли в жизнь музыкальной школы новые краски, но… преподавали недолго, все-таки собственный коллектив отнимал много времени. Тем не менее развитие фольклорного курса в школе было уже не остановить. Почувствовав «вкус» подлинного народного творчества, его чистое исцеляющее душу начало, в 2013 году по инициативе молодого директора школы Александра Смирнова здесь открывают новое фольклорное направление, куда сразу же приходят заинтересованные педагоги.
— Я бы даже сказала — сумасшедшие энтузиасты в хорошем смысле этого слова! – уточняет Наталья Викторовна.
Как уже было сказано, в этом году отделу музыкального фольклора в музыкальной школе №1 исполняется десять лет. Первые робкие шаги давно пройдены. И юбилей был отмечен настолько роскошным концертом в ДК им. Ногина, что, по впечатлениям зрителей, слов просто не было – только слезы восторга! Зал был переполнен. Думаю, этот факт сам по себе говорит о высоком мастерстве и востребованности!
Прививка от фальши и дурновкусия
Что же такое сегодня отдел «Музыкальный фольклор»? Это четыре педагога и еще четыре десятка учеников, которые буквально «живут» народной песней и творчеством. Сразу оговоримся – это не кружок. Музыкальная школа дает серьезное предпрофессиональное образование, и подход к обучению здесь соответствующий. В программе обучения не только музыка, но и изучение обрядов, обычаев, костюма – одним словом, народной культуры во всей ее глубине.
— Наша основная задача, — говорит заведующая отделом Марина Закатова, – научить детей петь в ансамбле. Причем петь качественно, понимая разные стилистические особенности и направления. Это сложно – нужно не только владеть голосом, но и соотносить его с голосами других исполнителей. Дети поступают к нам с 6,5 лет и учатся на протяжении 8 лет, но и этого порой недостаточно, потому что осознанное отношение к задачам приходит не сразу. Бывает, только воспитаешь певца, начнешь его чувствовать, петь слаженно, а он оканчивает школу и уезжает учиться в другой город. Очень рады (и примеры есть), когда выпускники остаются в ансамбле. Хорошие крепкие голоса — это нам, педагогам, большое подспорье.
И все равно хочу сказать: даже если ребенок лишь слегка прикоснулся к подлинному этнографическому фольклору, это останется с ним на всю жизнь как прививка от пошлости, фальши и дурновкусия.
Среди других предметов, которые изучают наши воспитанники, базовые общетеоретические дисциплины: сольфеджио, музыкальная литература, конечно, владение инструментом — в основном, фортепиано.
В старших классах учащиеся начинают осваивать и народные инструменты: балалайку, гусли, жалейки. Специфический предмет курса – народное творчество, в рамках которого ребятам рассказывают о традициях, обрядах и праздниках, и не только рассказывают, но и показывают, дают попробовать что-то сплести или вышить или, например, вылепить глиняную игрушку своими руками…
По кругу календарных проектов…
Учебный план в отделе «Музыкальный фольклор» выстроен педагогами по-особому. Во многом они отталкиваются от календаря, при этом опираются на разработанные в соответствии с ним проекты. Подобный подход из-за его несомненной универсальности и удобства был подхвачен в городе многими коллективами. В чем суть? В течение года цикл мероприятий идет по кругу.
— Тем у нас много, а такой подход позволяет охватывать широкий спектр информации и осваивать его системно, путем «погружения» в тот или иной жанр. Начинается год с сентября – и в начале осени у нас проходит «большая вечёрка» – проводы лета и встреча осени, — рассказывает преподаватель отдела Наталья Закатова, — праздник, посвященный Семену Летопроводцу. Проводим, например, такой обряд, как «похороны мух». Чего про него только не писали в интернете и местной прессе! Но многие коллективы подхватили. Это шутейный обряд, смысл которого сводится к одному: все, что отжило, должно уступить место новому.
По народному календарю «разбросано» несколько подобных обрядов: Масленицу сжигают, березку на Троицу топят, а вот осенью мух хоронят, чтобы больше не беспокоили.
Такой план работы позволяет ребятам ближе знакомиться с народной культурой, даже, я бы отметила, погрузиться в нее с головой. В октябре по плану — «капустки», связанные с заготовкой капусты на зиму. Потом «мамки-няньки», где большое значение имеют колыбельные песни и прибаутки. Этот проект фольклорный отдел реализует, в основном, среди учеников младших классов, как раз в этом возрасте дети раньше были няньками для младших братьев-сестер. В ноябре ребята поют традиционные народные романсы, а в конце декабря показывают работу по еще одному уникальному проекту «Духовные стихи»…
— Поднимаем пласт народной культуры, который относится к эпической древнейшей традиции, — продолжает Наталья Закатова. – Что такое духовный стих? Это народное переосмысление библейских сюжетов, объяснение основных христианских истин простым языком.
Далее на Святках – целый фейерверк праздников: «Рождественские вертепы», святочные вечёрки, и, конечно, дети вместе с педагогами ходят колядовать (причем по инициативе самих детей, отмечает преподаватель Ольга Грицкевич). После – Масленица; обряды этого праздника, думаю, в комментариях не нуждаются (по традиции, вечёрку проводят на территории военного городка, где на Масленицу уже лет 20 устраивают дворовые гулянья). В апреле – проект русских сказок «Не любо, не слушай, а врать не мешай». Дети на протяжении всего повествования учатся мыслить сюжетом сказки, учатся не только сами рассказывать, но и слушать других, а кроме того, знакомятся с устным народным творчеством нашего края.
— Здесь тоже проводится большая работа. Сказки стараемся разыскать владимирские, – продолжает преподаватель, — это по большей части неизвестный и в то же время очень колоритный репертуар. В Екатеринбурге проводится конкурс сказок, наши дети много лет в нем участвуют и побеждают.
В мае – большой концерт, посвященный Великой Отечественной войне, во время его дети поют песни русского воинства. А в конце учебного года в музыкальной школе №1 проходит исследовательская конференция учащихся и преподавателей «Древица», на которой и дети, и взрослые поднимают темы, связанные с их профилем обучения — народным творчеством, в частности, уделяя особое внимание изучению региональной традиции. Впрочем, летом тоже некогда отдыхать: тут тебе и Троица, и Духов день, и фестиваль «Фоминская околица» в Гороховецком районе…
— На фестиваль в село Фоминки мы, как правило, привозим песни, записанные нами более четверти века назад, — поясняют преподаватели. — Теплая реакция жителей на «свое, родное» — это бесценно!
Кстати, концертная и проектная жизнь отдела, его исследовательская деятельность — все это есть в социальной сети «ВКонтакте» (группы: «Отдел «Музыкальный фольклор» ДМШ №1 г. Коврова» и «Древица»).
То, на что душа откликается
Песни, игры, обряды — важная составляющая коллективов «Надея» и «Лакомка». А еще — стремление нести в массы владимирскую традицию, прививать у людей вкус к аутентичному творчеству. Во время обучения проводится огромная работа с архивными аудиозаписями, ведь сегодня, к сожалению, живых источников уже нет, и именно собранный когда-то этнографами материал помогает детям и педагогам понять, как владимирская традиция исконно должна звучать.
— Это первоисточник, и мы стараемся детям привить к нему уважение, — говорят педагоги. – Наша задача – чтобы дети свою местную, региональную фольклорную культуру понимали и сохраняли. Может быть, наши песенные традиции не столь яркие и эффектные, но это то, что у нас у всех в сердце, то, на что откликается наша душа.
В первую очередь, показатель традиции — преобладание в ней тех или иных музыкальных жанров. Для владимирской земли характерны лирика и традиция хороводная. Хороводы были разные: с «картинками», например, когда во время действия в лицах разыгрывается сюжет, орнаментальные, когда ходят по кругу или определенными фигурами. «Певческая карта» владимирского фольклора малоизучена и неоднородна. Она гармонично вписана в «ландшафт» среднерусской певческой традиции и содержит в себе черты пограничных районов. Здесь встретишь и терпкость окского колорита, и мягкость, полупрозрачность тембров, относящих нас к Поволжью и северу России. У нас распространен тонкий голос, удваивающий основной подголосок в октаву и придающий широту и «воздушность» звучанию. Если честно, описать звук словами очень сложно, и, не дав опомниться, все трое преподавателей, не сговариваясь, показывают, как владимирская народная песня должна звучать. Я поняла: лучше действительно один раз услышать. А услышав, влюбиться в аутентичную музыку навсегда.
Рассказывая о владимирской региональной традиции, нельзя, конечно, не упомянуть о рожке.
— Это исключительно мужской инструмент, как и все духовые, — говорит преподаватель Ольга Грицкевич. — Наш Валерий Александрович им отлично владеет. Собственно, это инструмент пастуха – просто полая трубка, звук из которой извлекается силой губ. Особенность тембра владимирского рожка в том, что он похож на человеческий голос…
В 19 веке рожок был настоящим, как бы сейчас сказали, брендом нашей земли. Знаменитый хор Николая Кондратьева (кстати, уроженца Ковровского уезда) рожечников-пастухов не только выступал перед семьей императора Николая II, но даже ездил в Париж на Международную выставку, где произвел настоящий фурор – очень интересная история между прочим…
Все делаем сами!
Еще – подчеркивают руководители коллективов – дети, которые проходят здесь обучение, не «заточены только в аутентичную скорлупу», они поют и играют разную музыку – авторскую, популярную. Но закваску им стараются дать именно на фольклоре. Причем прививают любовь не только к народному творчеству, но и к костюму.
— Наши ученики хорошо знают, каким должен быть подлинный народный костюм, — говорят они. – Кстати, костюмы для выступлений шьем сами… Для этого изучаем архивные материалы, музейные экспонаты. В характерном для нашей земли костюме нет ничего экзотичного: круглые или косоклинные сарафаны, рубахи, но… как это все было сшито! Например, резинок тогда не было и горловины на рубахах собирали вручную нитками в несколько рядов, а по центру сарафана пришивалась узорчатая «гвоздичная» лента. Самый распространенный «местный» цвет народных костюмов — синий, но использовали и другие: черный, «кумачный» красный. У большинства ребят в коллективах «Надея» и «Лакомка» костюмы выполнены по традиционному владимирской крою, но при этом все они разные…
— И когда юные артисты выходят на сцену, смотрится это очень естественно, как будто действительно сельская местность, — подметила Наталья Коротеева впечатления зрителей. Ансамбли «Надея» и «Лакомка» принимают участие в разных конкурсах, украшают своими выступлениями мероприятия – и не только в Коврове, но и в области. И везде их замечательно принимают, высоко оценивают, приглашают еще.
— Даже внутри своего большого дружного коллектива мы друг друга подзадориваем, мотивируем, не даем успокоиться на достигнутом. Хочется изучать и пропагандировать наш, к сожалению, малоизученный специалистами фольклор еще и еще! Очень здорово, что родители детей нас поддерживают, — говорят педагоги все вместе, — что они, как говорится, в нашей команде – помогают и костюмы шить, если надо, и во многом другом. А еще нам очень везет с детьми! Все наши надежды оправдывают…
Чуть было не потеряли…
Кроме очевидного результата, такого как, например, прекрасное концертное выступление, обладание музыкальными вкусом, умениями, навыками, есть у обучения результат не столь заметный, но от этого не менее значимый как для детей, так и для самих педагогов.
— Музыкальный фольклор – это какая-то особая чистота, — говорит Наталья Закатова. — Естественно, ненавязчиво он воспитывает детей, показывает, какими должны быть взаимоотношения в семье, взаимоотношения мальчиков и девочек. Наши предки отлично понимали, что нужно, чтобы сохранить генофонд, и от этого народное творчество пронизано целомудрием. Оно готовило мальчиков к будущей роли главы семьи и отца, к роли защитника Родины, девочек, в первую очередь, к роли хорошей матери. Мы понимаем, что сегодня современная культура диктует совсем другое, но считаем своим долгом давать детям настоящие, а не ложные ориентиры.
Кроме того, утверждают педагоги, народное пение раскрепощает детей. В нем заложена естественная природная постановка голоса, и поэтому раньше петь могли все. Это было таким же само собой разумеющимся делом, как дышать.
— Наши ученики на 100% социализированные через пение. Для них нет проблем завязать дружеские отношения, к кому-то подойти и решить какой-то вопрос. Надо стихотворение рассказать – расскажут, спеть – споют, станцевать – без проблем. Они просто расцветают в большом коллективе – каждый, даже если у него еще не совсем и не все получается. Они чувствуют свою принадлежность к чему-то великому и прекрасному, понимают, что вносят лепту в общий результат, — делится наблюдениями Ольга Грицкевич.
Развита в коллективах отдела и система наставничества, когда старшие дети «приглядывают» за младшими, а те, в свою очередь, своего наставника воспринимают уже почти как учителя. Это укрепляет связи внутри коллектива, точно так же, как поездки, фестивали, вечёрки. Как и социальная работа – выступления, например, в качестве дружеской поддержки и помощи, в доме престарелых, в обществе слепых, в обществе инвалидов.
— Ребята позитивно воспринимают такие концерты, понимая, что приносят своим выступлением радость. Их творчество высоко оценила в этом плане и матушка Афанасия, игуменья Свято-Знаменского монастыря, под чьим духовным покровительством находится общество инвалидов. А когда ты приносишь радость другим, то от этого и сам становишься радостнее, — завершает нашу встречу с педагогами отдела «Музыкальный фольклор» директор детской музыкальной школы № 1 Ирина Боброва. — Но самое главное, что наши ученики вместе с преподавателями открывают для нас с вами забытую многими сторону бытия, которая, тем не менее, у каждого есть внутри и которую – если бы не такие энтузиасты – мы чуть было не потеряли…
Инна БУЛАТОВА.
Фото из архива отдела «Музыкальный фольклор» ДМШ № 1.