Главная Знай наших... ТОЛЬКО НАДО НЕПРЕМЕННО ОТ ЧИСТОГО СЕРДЦА…

ТОЛЬКО НАДО НЕПРЕМЕННО ОТ ЧИСТОГО СЕРДЦА…

опубликован manager

Ирину Симсон в городском и областном педагогическом сообществе знают очень хорошо. Учитель русского языка и литературы, старший методист, активный организатор и участник патриотических мероприятий, руководитель школьного музея «Бухенвальдский набат». О себе она говорит так: «Очень люблю дело, которым занимаюсь. Никуда уходить из школы не собираюсь, с ней я до конца…» Это, наверное, и есть профессионализм, когда и сердцем, и разумом ты безоговорочно принимаешь все, что делаешь, понимаешь, для чего ты живешь. И самое главное – видишь плоды своей работы.

Путь в педагоги

Ирина Федоровна – ковровчанка, папа работал на КЭЗ инженером, мама трудилась по рабочей специальности на КЭМЗ и Точмаше. Заканчивала моя героиня тогда еще 6 железнодорожную школу, сейчас это школа №24. И сколько себя помнит в школьные годы – всегда хотела быть учителем. И только им. Наверное, начало любому желанию кем-то быть формируют все-таки окружающие нас люди, ведь глядя на них, мы составляем собственные представления о профессии. В этом плане маленькой Ирине повезло. Как она сама вспоминает, зерно любви к педагогике заронила в первом классе Серафима Федоровна Ильина – классическая советская учительница, словно сошедшая с экранов известных кинолент: честная, трудолюбивая, открытая, справедливая, строгая. На таких можно смотреть только снизу вверх, стараясь хотя бы немного соответствовать заданной планке… В 4 классе (сейчас это 5 класс) наряду с другими учителями-предметниками появилась Вера Николаевна Глинкина, сумевшая не только укрепить девочку в верности самоопределения, но и влюбить в предметы русский язык и литература навсегда. Только учителем-словесником, другого пути нет и быть не может! Вот где подростковая категоричность является благом: когда достойный пример перед глазами рождает решение самоопределения. А ведь родители предлагали и другие варианты — но куда там! Да и место учебы выбрала не совсем обычное – под Одессой жила бабушка, решила ехать туда…

Ее университеты

Сложность на первых порах возникла в том, что пединститут, куда собственно Ирина Федоровна и собиралась поступать в Одессе, был полностью украинским: то есть преподавание велось на украинском языке, и выпускали специалистов данной языковой направленности. Решила – значит, будет государственный университет им. Мечникова, филологический факультет, отделение русского языка и литературы. Поступила довольно легко: советская программа была одинакова для вчерашних выпускников школы и сегодняшних абитуриентов. Экзаменационные вопросы по предметам дублировались, и Ирине на вступительном экзамене попался точно такой же билет, что и на выпускном в школе. Поступила. Впрочем, другого исхода для себя и не ждала – если человек четко определил цель, в конце концов он ее реализует.

Началась студенческая жизнь. Учиться было, по словам моей собеседницы, «нормально», осложняло дело лишь то, что экзамены надо было сдавать на украинском языке. Проводимые до этого летние каникулы у бабушки под Одессой не прошли даром – разговорный украинский у нее был неплох, а вот учить его литературную грамматическую версию все же пришлось. Правда, преподаватели были довольно лояльны – украинскую литературу можно было читать в русском переводе и сдавать на русском языке. И вот экзамены позади, по закону молодой специалист должен отработать по направлению. Новоиспеченный филолог попала в школу г. Березовка Одесской области. Все складывалось в профессиональном плане хорошо: любимая профессия, хорошие дети, их родители, желание работать… Но все же через три положенных года молодой педагог возвращается в родной Ковров, чтобы закрепиться здесь навсегда.

Школа. Начало         

Направили Ирину Федоровну в неполную среднюю школу №7, и все бы неплохо, но уж очень хотелось ей работать со старшеклассниками, тем более себя в этом уже попробовала. По объявлению устроилась библиотекарем в институт (сейчас — КГТА), даже проработала там целый год. А дальше не смогла: не было простора для творчества. Не бывает в жизни случайностей: через знакомых узнала о вакансии словесника в школе №14, уволилась из библиотеки, не раздумывая, одним днем и в 1991 году пришла в школу, в которой трудится уже более 30 лет.

На тот момент в 14-й школе работали опытные, мудрые словесники: Лидия Никитична Грибкова и Софья Михайловна Волкова. Они-то и стали наставниками для нашей героини, задав и общую тональность преподавания, и педагогический такт, утвердив молодого специалиста в мысли, что школа – это навсегда. Ирине Федоровне сразу дали одиннадцатый класс с классным руководством, в довесок – десятый и два девятых. В общем, получилось все, как она и хотела – преподавать в старших классах. Тех одиннадцатиклассников она называет «мои дети», срослась с ними сразу. До сих пор поддерживает со многими из выпускников дружеские и искренние отношения. Классы были сильные – дети начитанные, культурные, серьезные, приходилось готовиться, как вспоминает Ирина Симсон, очень ответственно, буквально перелопачивая дополнительную литературу. Но при этом как интересно проходили уроки, как ей нравилось преподавать!

Школа. Становление профессионала

Педагоги, оказавшиеся в школе на «переломе» образования, часто очень тепло вспоминают времена конца прошлого столетия. Конечно, было и тогда много спорного, неоднозначного. Не только времена изменились, поменялось общество, а с ним и дети. Это закономерно. Как говорит Ирина Симсон, голова у современных детей устроена «по-другому». Это не хорошо и не плохо. Это данность. К сожалению, «клиповое», «отрывочное» сознание тянет за собой немало проблем: дети плохо пересказывают (часто даже просто не могут это делать) и рассказывают, фантазия бедная. И все-таки… С ними можно найти общий язык, особенно когда обращаешься за помощью – они видят в этом случае в тебе обычного человека, начинают уважать.

Сейчас у Ирины Федоровны 5 и 6 классы, которых она называет «дети под меня», «мои классы». Видит в их глазах огонек. Кстати, в этих классах учатся дети выпускников моей собеседницы, которых она называет «мои внуки». Нуждается ли данный факт в комментарии? Сомневаюсь. И без него все понятно.

— Рада, что мои выпускники, — говорит Ирина Федоровна, — нередко превосходят меня в отдельных сферах жизни, добиваются большего. Моя заслуга в этом тоже колоссальная, плоды работы – налицо. Учить – не значит возвышаться, учить – значит отдавать. Дистанция моя с учениками всегда минимальна, считаю это правильным. Как по-другому понять друг друга? Все-таки «глаза в глаза» лучше, чем «сверху вниз». Чтобы работать в школе, надо делом своим гореть, отсидеться здесь не получится, постоянный тонус – дело обыденное. Но это все должно приносить удовольствие и удовлетворение. Вот что бы ни говорили сейчас про школу – она является все равно простором для творчества, постоянно импровизируешь, а это значит, что одинаковых дней здесь нет и быть не может…

Школа. Продолжение

Для Ирины Федоровны радости в жизни наполовину связаны с ее учениками: вот «первые» из г. Березовка разыскали ее в социальных сетях, пригласили в гости; вот победы и достижения в олимпиадах; вот лес рук на уроке и желание ответить. А еще простое желание – идти на урок к этому учителю, раз за разом постигая науку доброго отношения к тому, кто рядом, стараясь оставаться человеком в любой ситуации.

Одна из недавних личных побед педагога: мальчишка, который с ума сведет своим поведением на уроке любого опытного учителя, «загорелся» школьным музеем «Бухенвальдский набат». Его сверхактивность направилась в нужное русло: их с учителем объединило общее дело, а как много это значит для обоих! Значит ли это, что все гладко и ровно и нет поражений? Отнюдь… Не все в твоих силах, но спрашиваешь с себя при этом ты все равно по полной, чувствуя определенную вину, хотя и понимаешь, что большего сделать уже и невозможно. Или бывает, обидишь чем-то ребенка, но находишь в себе силы искренне извиниться – сколько признательности в этот момент в детских глазах! Просить прощения за свою неправоту у ребенка – это естественно. Но это все опыт, конечно, нередко болезненный и горький. Но какое же счастье и облегчение слышать от ребенка смущенное: «Ну, что вы. Я уже и забыл…»

***

Ирина Федоровна на вопрос, хотела ли она когда-нибудь уйти из школы, ответила быстро и однозначно – нет! Бывали разные ситуации, но держала уверенность в том, что все идет правильно, по-другому быть не может никак! Несколько выпускников педагога подтвердили правоту данных слов – стали учителями. Просто надо любить детей и то, чем занимаешься. И бесконечно верить в силу слова, добра и справедливости. Верить от чистого сердца!

Татьяна САРИБЖАНОВА.

Фото Бориса НИКИТИНА.

0 комментарий
0

Вам может понравиться