Главная Новости района КОГДА ИМЯ ТЕБЕ УЧИТЕЛЬ…

КОГДА ИМЯ ТЕБЕ УЧИТЕЛЬ…

опубликован manager

Дорога от Коврова до деревни Шевинской неблизкая. За час успеваю налюбоваться мелькающими за окном деревеньками с добротными и покосившимися домами, лесами и перелесками. От апрельского солнца аж глаза режет! Так хорошо кругом!

Еще с дороги видно местную школу — обычное двухэтажное кирпичное здание.

Знаю: нас здесь ждут. Приехали-то по поводу: у учителя математики Татьяны Беляковой 22 апреля юбилей…

Не урок, а песня

Это был последний день рабочей недели — пятница. Пользуемся возможностью побывать на уроке у Татьяны Петровны.

Своим приходом несколько сбиваем ход занятия, но совсем ненадолго. Уже через несколько минут шестиклассники нас совсем не замечают. Я занимаю место за партой, фотограф — на «камчатке», ему предстоит поймать хороший кадр. До конца урока совсем немного времени, но внимание детей сосредоточено на учителе. Учеников всего семеро, для меня, жителя городского, это несколько непривычно. Вслушиваюсь в разговор…

— И что же нового вы сегодня узнали? — уточняет Татьяна Петровна у детей. — Даем полный ответ.

И ответы летят со всех сторон… Какими-то Татьяна Петровна довольна, какими-то не очень. Понятно одно: урок прошел не в пустую.

А вот и звонок на перемену.

— Тему поняли? — еще раз уточняет педагог. На дом задания все записали? Ну, а теперь все свободны.

Следующий урок — у пятиклашек. Пока они подтягиваются, Татьяна Петровна говорит с некоторой укоризной: для 5-х классов ввели новые ФГОСы, а учебников нет.

— Хорошо, что дома у меня много разной литературы, для подготовки использую учебники и 5-го, и 6-го классов. И, кстати, про учебники. С моей ученицей Олесей из 9-го класса мы заняли первое место на конкурсе исследовательских работ. Пришла мысль сравнить два учебника по математике. По первому училась когда-то я, по второму — занимаются современные дети. Пришли к выводу: советский учебник был намного проще. Поэтому в своей работе я эту «простоту» и использую. Для меня важно дать детям знания.

… Все. Пятый класс в сборе, в нем всего четыре ученика. Звенит звонок на урок.

— Итак, глазки сюда – на меня, сели спокойно и слушаем, — переключилась на учеников Татьяна Петровна. — Скажите, какую тему мы изучали с вами вчера? Я ее подзабыла, и вы должны мне ее напомнить, — применяет педагогический прием Татьяна Петровна. — Только отвечайте полным предложением.

Вверх взметнулись руки. Напоминают: умножали десятичные дроби на натуральное число.

— Открываем учебник, считаем устно примеры в первом столбике. Не торопитесь. Тема новая, не очень простая, — продолжает учитель.

С интересом наблюдаю за детьми. Как же им хочется все решить правильно! Но не у всех это получается. Татьяна Петровна спокойно повторяет вчерашний материал . Все чаще звучат правильные ответы. Учитель довольна, подтверждая это словом «молодцы». И опять идет в «наступление».

— А у меня есть для вас интересная задача про туристов, — говорит она. — Кто сегодня будет математиком?

Записывает задачу на доске. Дети старательно ее решают.

— А я нашла для вас еще и интересный пример, давайте и его разберем, — обращается Татьяна Петровна к детям.

С устным счетом покончено. Учитель просит учеников открыть тетради.

— Мы с вами должны пройти длинный путь, чтобы вывести нужное нам правило. А потом вы сможете его использовать при решении задач, — заключает Татьяна Петровна.

Сижу на уроке, не отрывая взгляд от учителя… Наблюдать за ходом урока со стороны — одно удовольствие. Вроде и ничего особенного, а затягивает. С высоты своих лет понимаю: за легкостью и простотой скрывается титанический труд педагога. Ну и опыт, безусловно, в помощь.

Татьяна Петровна дает ученикам задание, раздает подготовленный собственноручно дидактический материал, просит к понедельнику его выучить.

Оставляем класс. Спускаемся с Татьяной Петровной в актовый зал, чтобы поговорить в тишине. У меня есть возможность поближе познакомиться с Учителем с большой буквы.

Школа — моя жизнь!

— Я очень люблю детей и свое дело, — начинает рассказывать о себе Татьяна Петровна. — Когда работала директором Крутовской школы, о нас знали даже в других регионах страны. Приходилось много работать, но результат того стоил! Директором я проработала 15 лет, по семейным обстоятельствам была вынуждена уйти. Как только смогла, тут же вернулась. Но уже не в свою школу, а в Шевинскую. Последние восемь лет преподаю здесь математику. Классное руководство не беру, хочу отвести душу, давать детям знания. Уже 100 раз пыталась уйти на заслуженный отдых, но каждый раз думаю о детях. Хочется один класс выпустить, потом еще один… Видимо, к интенсивной жизни привыкла. Дома в выходные никак не могу себя распределить, мне постоянно нужно что-то делать.

Татьяна Петровна родом из Горьковской области, родилась в селе Монаково Навашинского района.

— Нас у мамы с папай было восьмеро: пять сестер и три брата, — делится моя героиня. — Родители сами без образования, но сделали все, чтобы выучились мы. Отец с мамой много работали, им некогда было нас обнимать, целовать, не на что задаривать подарками, но мы чувствовали их любовь и заботу. Они воспитывали нас своим отношением к труду, друг к другу. Шестеро из нас получили высшее образование, двое — среднее специальное.

Татьяна Петровна окончила сельскую школу, но получила прекрасные знания. В аттестате — одни пятерки.

— Особенно мне давались точные науки, — рассказывает она. — После школы я поехала в Арзамас поступать в техникум, связанный с самолетостроением. Но недобрала балла по физике. Сестренка, в то время уже работавшая учителем математики в Коврове, позвала к себе. 29 августа 1966 года началась моя учительская биография.

Взяли Татьяну Петровну в Марининскую школу учителем математики, причем без диплома о высшем образовании, его она получит заочно уже позднее.

— Дисциплина на уроках у меня всегда была идеальная. Знания я давала. Все получалось, хотя без основ методики преподавания поначалу и было трудновато, — рассказывает юбиляр. — Но повторюсь: я очень люблю детей. Не в плане того, что с ними сюсюкаюсь, характер у меня еще тот — жесткий, и поругать могу. Но за дело. Дети чувствуют мое к ним отношение.

Как-то на уроки к Татьяне Петровне приехала инспектор Елизавета Георгиевна Шубина, и… пригласила молодого учителя директором в Марьинскую школу (позднее она переехала в пос. Нерехта, но при этом все знают ее как Крутовскую).

— Крутовской школе я отдала немало сил, — говорит Татьяна Петровна. — Я много тогда творила как учитель, применяя новшества. В свое время изучила метод педагога-новатора Шаталова. Мои уроки по физике бывшие выпускники до сих пор вспоминают…

Собрала свой коллектив. С одной стороны, мне в школе нужен был уют и порядок, с другой — качественные знания у детей. Ну и трудовое воспитание никто не отменял. Какая у нас теплица была шикарная! Сельскохозяйственное обучение велось на уровне.

— У современных детей отношение к учебе поверхностное, им важнее компьютер, сотовый телефон, а это обедняет развитие речи, — делает крен в разговоре Татьяна Петровна. — Знать-то они знают, но сказать не могут. Обратили, наверное, внимание: на уроке прошу детей отвечать развернутыми предложениями. Но стремящиеся к знаниям и сегодня есть. Называю их «солнышки». Та же Олеся из 9 класса. С такими детьми я занимаюсь индивидуально. Мне важно дать им больше школьной программы.

Если же говорить о современной школе, то ее «съедает» цифра, — продолжает Татьяна Петровна. — Администрации некогда выйти в ученический коллектив. Я не работаю директором уже много лет и разницу вижу. Школа «загоняется» отчетами, иной раз подумаешь — и зачем?

Татьяна Петровна очень тепло отзывается о Шевинской школе, где сейчас работает.

— Это настоящий дом, семья. Она очень похожа на Крутовскую, которую я когда-то возглавляла. Малокомплектная, в ней всего 53 ученика. Но какие результаты показывает!

Педагогический стаж Татьяны Петровны составляет 56 лет, но она и сегодня готовится к каждому уроку. Когда уходила из Крутовской школы, выбросила пять мешков дидактического материала. Готовила его сама. И, надо отметить, продолжает делать это и сегодня.

Живет Татьяна Петровна в Нерехте. Каждый день на школьном автобусе приезжает из своего поселка в деревню Шевинскую, чтобы, зайдя в свой класс, прожить каждый урок, как последний.

Татьяна Петровна не просто отличный Учитель, она еще и неравнодушный человек, живущий интересами ставшего родным Ковровского района. Восемь лет была депутатом райсовета. А это, поверьте, не так-то просто!

За большой вклад в систему образования награждена значком «Отличник народного просвещения», нагрудным знаком «Почетный работник общего образования Российской Федерации», имеет множество других поощрений.

Могу лишь представить, как повезло детям, которые прошли через руки замечательного педагога Татьяны Беляковой…

Ирина НАЗАРЕНКО.

Фото Бориса НИКИТИНА.

 

0 комментарий
0

Вам может понравиться