Чего только не начитаешься в ковровских соцсетях! Хотя и понимаешь, что люди в основном пишут о наболевшем, о том, что им непонятно или неизвестно, но хочется все же отделять правдивые истории от откровенных «вбросов». Вот, например, возмущенная ковровчанка написала о том, что терапевт после посещения ее на дому сказала женщине самой прийти в поликлинику за больничным именно в день вызова врача на дом. «Что-то новое…», «Такого не было ни разу…», «Надо жаловаться…» – вот лишь некоторые комментарии, которые можно опубликовать на страницах газеты. А мне и самой стало интересно: неужели теперь больному человеку необходимо после вызова врача на дом самому еще и больничный идти оформлять? А если встать не можешь? Как быть? Решила обратиться к главврачу Ковровской ГБ№2 Светлане ПОЧЕРНИНОЙ, чтобы та прокомментировала не только этот жалобный пост, но и положение дел в поликлинике в целом.
— Светлана Борисовна, помогите разобраться в этой ситуации: могло ли такое произойти и насколько законны такие требования терапевта?
— Проблема актуальна и понятна. Раньше подобных ситуаций действительно не возникало, потому что больничные листы были бумажными. Все терапевты носили их с собой на вызовы и при необходимости оформляли листы нетрудоспособности на месте. Сейчас у нас электронный учет таких документов. Поэтому действительно оформление больничного возможно только через базу в поликлинике в день фиксации врачом заболевания у пациента. Вообще существует три основных варианта решения проблемы. Первый – если терапевт после вызовов возвращается в поликлинику, то он сам спокойно оформит данный документ. Второй – предлагает родственникам больного дойти до лечебного учреждения в день вызова и открыть больничный. Третий – если оба варианта не подошли по каким-то причинам, оформляется больничный лист через ВК задним числом. В этом случае на последующем приеме у врача больной сообщает ему об этом, и терапевт на основании зафиксированного ранее вызова и подтвержденного диагноза направляет документы на ВК для оформления больничного. Поликлиника работает до 19.00, больничные можно оформить в день обращения за помощью в течение дня. На листках нетрудоспособности у нас работают два человека, если один из них отсутствует, время оформления – до 16.00. В любом случае, без официального документа больной не останется! Ведь люди заболевают и в праздничные дни, когда поликлиника не работает. Они вызывают скорую помощь, работники которой фиксируют заболевание, а потом на приеме у терапевта эта информация официально подтверждается – связываются со скорой и оформляют больничный лист также через ВК. Если факт обращения за медицинской помощью зафиксирован, документ будет у пациента на руках в любом случае. А вот послать пациента с высокой температурой самому оформлять больничный — навряд ли грамотному терапевту придет в голову. Возможно, пациентка что-то не поняла…
— Люди сетуют и на то, что невозможно записаться к специалистам даже платно, не говоря уже о бесплатном приеме… Действительно ли в городе катастрофический дефицит узких специалистов?
— Не могу говорить за весь город в целом, скажу по своему учреждению. У нас дефицит большей частью медработников первичного звена – участковых терапевтов и педиатров. Конечно, и в узких специалистах есть нужда – по нормативам их недостаточно, но все же катастрофической ситуацию не считаю. А высокую потребность вижу еще и в том, что в нашей поликлинике, например, принимают узкие специалисты, которых в других лечебных учреждениях нет. И все идут к нам, хотя приписного населения нам самим хватает с лихвой. Прием врачей при этом остается прежним – они физически не могут увеличить число принимаемых пациентов, работая на ставку. За 7 часов работы доктор должен осуществить и первичный (60%), и вторичный прием (40%). Все это строго выставляется в электронном расписании, контролируется Минздравом. Люди имеют право записаться любым способом: позвонить, обратиться в регистратуру лично, при помощи инфомата, через Госуслуги, кол-центр, по телефону 122… Недостаток талонов связан не с дефицитом врачей, а с их наличием только в одном медицинском учреждении. В конце года создается комиссия по определению маршрутизации пациентов.
Если конкретно говорить про нас, то мы страдаем от острого недостатка офтальмологов. Но это, скорее, проблема государственного здравоохранения в целом. Специалистов достаточно, просто они работают в частных клиниках, а государственные поликлиники при этом испытывают дефицит. Рады были бы таким специалистам, как: гастроэнтерологи, детские хирурги. Что касается последних, то с ними ситуация совсем сложная – у нас работает единственный совместитель, и, когда врач уходит в отпуск, две больницы лишаются детского хирурга. Экстренную помощь, конечно, окажут и в травмпункте, и в хирургическом отделении, в основном проблема возникает с «долечиванием» — наблюдение, снятие швов, перевязки. Взрослые хирурги в городе есть, но многие из них возрастные люди, нередко и сами болеют, поэтому и случаются «провалы» с талонами. Не стоит забывать, что мы обеспечиваем специалистами и военкомат: на ставку там полностью работают офтальмолог, ЛОР и невролог.
Но нехватка специалистов – это одно, надо еще учитывать менталитет нашего населения: глаз у человека покраснел – записался к офтальмологу, живот заболел – к гастроэнтерологу… Узкие специалисты, прежде всего, консультанты, оказывающие помощь в сложных случаях, когда с этим не может справиться участковый врач. Я работала в районе педиатром семь лет, к окулисту и ЛОРу направила единицы детей, со всеми остальными случаями, включая конъюктивит и отит, справлялась сама. Поверьте: и педиатр, и терапевт вполне успешно лечат, назначают поддерживающую терапию и ведут наблюдение тех же самых неосложненных гастритов, холециститов, осуществляют контроль лечения и так далее. Пациенты же уверены, что они сами себе выставляют правильный диагноз и записываются сразу к специалисту, который их так же, как и терапевт направляет на сдачу анализов, потом осуществляет вторичный прием… Это лишняя явка к узкому специалисту, а значит, тот, кому действительно рекомендовано посещение кардиолога, например, не сможет к нему попасть, так как талонов нет. Не знаю, насколько это заметили люди, но в последнее время количество талонов увеличилось, и довольно значительно. А попасть к врачу – часто проблема. Парадокс. Поэтому призываю пациентов благоразумно подходить к вопросам собственного здоровья – на первом этапе многое может сделать терапевт.
— Что делать, если боли сильные, а к специалисту попасть не удалось, нет талонов?
— Экстренную неотложную помощь обязательно оказывают в день обращения. В программе есть возможность записи пациентов на эти случаи. Надо обращаться в регистратуру и говорить о необходимости экстренного осмотра. При отказе — идти к заведующему. Я на экране монитора тоже вижу такие записи, поэтому вопрос решается в пользу обратившегося пациента.
— Приходят ли к вам молодые специалисты?
— Из нашего медколледжа каждый год кто-то приходит, пополнение среднего медицинского персонала происходит. Сама я вхожу в экзаменационную комиссию и принимаю экзамены, вижу, что есть толковые ребята, которые хотят работать.
Хорошую поддержку нам оказывают фельдшеры в плане оказания неотложной помощи и вызовов на дом. Кроме того, они задействованы и при осмотрах на вакцинацию в качестве врачей. У нас фельдшеры очень грамотные!
По врачам – сложнее. После института редко приходят, в основном идут учиться дальше – в ординатуру. В целевых направлениях не отказываю никому, всех поддерживаю. Ждем через несколько лет возвращения наших целевиков.
— Светлана Борисовна, ждать ли полного перехода на электронную запись к врачу? Что планируется в будущем для доступности и удобства записи к специалистам?
— В данный момент создается единый областной кол-центр. Будут сформированы четыре филиала, один из которых разместится в нашей больнице. Что это даст? Любой позвонивший с территории Владимирской области по единому номеру будет перенаправлен на одного из операторов. Допустим, оператор в Коврове может принять звонок от жителя Александрова, которому надо записаться к неврологу. Электронная база у специалиста перед глазами, он может предложить человеку разные варианты по дате, месту и времени приема: от его города до областного центра. Но для этого необходима слаженная работа всех учреждений области по выставлению и своевременной корректировке расписания. Сейчас закупается оборудование, идет обучение персонала. Сначала все будет проходить в тестовом режиме, чтобы выявить недочеты, а со временем регистратура в общем нашем понимании уйдет в небытие. Работа огромная, но это введение должно ликвидировать очереди. Тестирование начнем предположительно летом.
— Какова ситуация на данный момент с инфекционными заболеваниями?
— Все в пределах нормы, вспышек ОРВИ и ковида в ближайшее время не ожидаем, случаи гриппа не выявляются. Все пока «успокоилось». Держим на контроле вопрос по кори, были вспышки по стране в целом. Это серьезное инфекционное заболевание, протекает всегда тяжело, с массой осложнений.
— Очень хорошие отзывы по вашему дневному стационару. Начал ли он работать после ковидных ограничений в полную силу? Как туда можно попасть?
— Да, работа стационара возобновилась в полном объеме, востребованность также увеличилась, пациенты пользуются его услугами довольно активно. Врачи там работают грамотные, внимательные, проводят обследования и необходимое лечение. Людям такое, конечно, нравится. Попасть в дневной стационар может любой желающий через терапевта, он выписывает направление на лечение. Даже если в ближайшую неделю не окажется мест, пациента поставят в очередь. Мы только рады увеличению числа желающих поправить свое здоровье!
Татьяна САРИБЖАНОВА.
Фото Бориса НИКИТИНА.