Практически ни один городской праздник, ни один большой концерт в нашем городе не обходится без ярких выступлений Образцового хореографического коллектива «Веснушки». Зрители замирают, наблюдая, как юные танцоры выполняют сложнейшие па. А после провожают ансамбль со сцены горячими аплодисментами.
«Веснушки»… Несмотря на такое солнечное, веселое и даже где-то легкомысленное название, отношение к делу в коллективе очень серьезное.
Уже 35 лет (да-да, в этом году исполняется 35!) «Веснушки» возглавляет педагог-хореограф, Почетный работник общего образования Лариса Божевец. Но половину этого срока у «Веснушек», по сути, две «мамы». Более 17 лет с Ларисой Валентиновной работает ее старшая дочь, тоже педагог-хореограф — Анна.
— Этим фактом я очень горжусь! Здорово, когда рядом есть человек, который понимает тебя с полуслова и от которого всегда можно получить профессиональный совет, – говорит Лариса Валентиновна.
И действительно, в «Веснушках» за эти годы сложилась по-настоящему семейная атмосфера. А ведь занимается в разных группах ансамбля – от самых маленьких «подготовишек» до 18-летних выпускников, достигших в танцах высокого уровня мастерства, – более 150 человек…
Интересно, с чего же все начиналось?
***
— Я истинная ковровчанка, – сразу определяет себя Лариса Божевец. – Родилась в Заречной Слободке. Позднее наша семья перебралась на ул. Белинского, и я пошла учиться в ближайшую к дому 18-ю восьмилетнюю школу. Соответственно после восьмого класса поехала поступать во Владимир на хореографа…
Почему именно «на хореографа» — Лариса Валентиновна и сама не знает, как так сразу объяснить. Как будто сердце ей это решение подсказывало. Да, еще школьницей девочка занималась танцами. Но как-то все понемногу – в разных коллективах, у разных педагогов. Как говорит — «по чуть-чуть». А тут вдруг собралась и поехала к удивлению родственников: «Что это за профессия такая – танцы?»
— Впрочем, мама меня все-таки поддержала, сказав: «Поезжай, в тебе это есть!» – вспоминает Лариса Валентиновна спустя много лет. – При поступлении надо было исполнить танец. Я не была готова к этому. Стою, глазами хлопаю, смотрю на других абитуриентов – большинство по многу лет занимались, у них номера есть. В итоге сама придумала «русский народный» танец за вечер – четверку мне поставили, и я, довольная и счастливая, поступила.
Владимирское культпросветучилище – так раньше назывался колледж культуры. Так как серьезной подготовки до поступления у новой студентки не было, учиться ей вначале было непросто. С утра до вечера танцы, танцы и танцы! Но… педагоги сразу увидели в девушке способности.
— Сказали, постановщиком стану хорошим. Была у нас такая специализация «Композиция и постановка танца». Первым делом, помню, хороводы ставили: 12 человек в группе – 12 хороводов разных, плясы, переплясы, кадрили… Интересно было учиться! – продолжает моя собеседница.
***
Три года пролетели быстро. А дальше – при распределении после окончания ссуза большую роль сыграла педпрактика.
— Практик во время учебы у нас было две. И оба раза – в Красной Горбатке. Это поселок городского типа: две школы, машиностроительный завод, хороший клуб – я даже не ожидала такого. Но танцев в клубе не было. После практики меня местные жители спрашивали: «Вернешься к нам хореографом?» Я отвечала: «Делайте вызов – приеду!» И вот после окончания учебы меня из Красной Горбатки ждали даже не один, а два вызова…
Первое место работы – первый коллектив. Название тоже светлое и радостное: детский ансамбль «Радуга». Первые воспитанники в основном все школьного возраста.
— И это, можно сказать, была проба пера. Но мне там понравилось. Очень! Если бы не семейные обстоятельства, так бы никуда и не уехала, – Лариса Валентиновна раскрывает объемный альбом с фотографиями – все периода Красной Горбатки. – Проработала я там пять лет. Поначалу, пока дети еще не были подготовлены, танцевала сама – с агитбригадой по полям, по лугам. Потом и дети потихонечку стали выступать. Каких только танцев не ставили: русские народные, эстрадные, цыганские. Коллектив был большой – было где развернуться! Всегда любила, да и сейчас люблю, когда много народу – как говорится, танцуют все! Красная Горбатка – это мои юные годы. Жалко было уезжать.
Вернувшись в родной Ковров, на Красной Горбатке Лариса Божевец оставила вместо себя свою ученицу — Стеллу Володину. Показывает черно-белую фотографию большеглазой девчушки в балетной пачке:
— Вот, это она! Даже на пуантах у меня танцевала! – гордо говорит педагог. – Потом сама хореографическое образование получила, создала коллектив «Юность», до сих пор в нем работает…
С тех пор прошло уже сорок лет. Фотографий у моей собеседницы много: рассмотреть все внимательно не получается – взглядом выхватываю девочек у «станка»…
— Надо же, растяжка какая!
— А как же! Это у нас обязательно!
***
Итак, в 1982 году молодой хореограф вернулась в Ковров. Работы в городе по специальности не было. Зато в Мелехово после ремонта как нельзя кстати открылся районный Дом пионеров и школьников. Директор клуба Мария Кокорева специалиста «по танцам» приняла с удовольствием. В Мелехово был создан новый коллектив – ансамбль «Улыбка», и жизнь хореографа «закружилась» в новом танце. В творческой биографии моей героини «мелеховский» период продолжался шесть лет. В 1988 году – после ярких «гастролей» в Коврове – хореографа из мелеховского Дома пионеров пригласили работать в ДДК «Родничок». Причем пригласили так, что отказаться Лариса Валентиновна не смогла. Тем более что находилось новое место работы практически рядом с домом. 1988 год и стал годом рождения «Веснушек».
— Лариса Валентиновна, откуда такое название?
— Оно спонтанное. Надо было выступать, а названия не было. За окном стояла весна, и моя коллега, руководитель театрального коллектива Наталья Русакова, вдруг предложила: «Назовите «Веснушки»!» – ассоциация у нее такая возникла. Мы, недолго думая, так и сделали. Название прижилось.
Когда в 2006 году «Веснушки» из «Родничка» «переехали» в ДДК «Дегтяревец», это был уже коллектив с хорошо известным в городе именем. И не только с именем… Со своим почерком, традициями и историей. Одним словом, «Веснушки»!
***
За годы существования «Веснушек» юные артисты коллектива под руководством любимых педагогов (сначала только Ларисы Валентиновны, а потом и Анны Владимировны Божевец) действительно создали свой неповторимый стиль танца. Его отличает, во-первых, высокий исполнительский уровень – техничность и артистизм, а во-вторых, яркие, интересные композиции. Каждую разминку Лариса Божевец строит на основе неувядающей классики (все эти сложные термины: «плие», «батман тандю» и т. п.), уточняя, что именно классическая – по сути своей, балетная – подготовка и дает потом ребятам возможность исполнять сложнейшие элементы.
— Да, им непросто. Но… зритель смотрит и думает: «Какие детки молодцы, как легко и красиво они танцуют!» А за этой легкостью стоит тяжелейший труд, – говорит педагог. – На постановку одного танца уходит год. Иногда даже больше. Поэтому в год мы ставим по танцу для каждой возрастной группы детей. В настоящее время их у нас пять, не считая дошкольников-малышей, которые пока только привыкают к педагогам, к танцевальным движениям и дисциплине.
Конечно, многие танцы, поставленные в разные годы, остаются в артистическом репертуаре «Веснушек». Разве что кроме тех, из которых ребята «вырастают». Ну не могут, например, старшие школьники танцевать каких-нибудь «лягушат» и «цыплят».
— Но если изначально для младшей или, допустим, средней группы ставится сложный номер, который подходит на разный возраст, если этот номер востребован публикой, то мы продолжаем его танцевать. Так, на средний школьный возраст пять лет назад, – рассказывает Лариса Валентиновна, – мы делали постановку по национальным мотивам – «Зов Севера». В нем и шаман есть, и каюры, и олени. Дети те выросли, но номер зрителю по-прежнему интересен. Поэтому костюмы мы удлинили, добавили вторую меховую кайму по подолу и оставили танец в репертуаре – на юбилее обязательно будем его исполнять.
***
— Лариса Валентиновна, а есть ли в «Веснушках» отбор? Или в коллектив может прийти абсолютно любой ребенок?
— Отбора как такового нет. Я предпочитаю «растить» детей. Когда они приходят в подготовительную группу и остаются в коллективе до старшего школьного возраста, вот тогда получается результат. На ранних этапах важно, чтобы деткам не было больно, поэтому мы с растяжки не начинаем. Надо им привить интерес. Потом они уже сами понимают, что к чему. Своим танцорам всегда ставим в пример спортсменов, у которых и тренировки по многу часов, и ради движения вперед они могут потерпеть боль. Но на самом деле скажу не без гордости: в нашем коллективе дети тоже получают хорошее физическое развитие. Возьмем, к примеру, нашу выпускницу Елизавету Богомолову, которая два раза принимала участие в Армейских международных играх. До вуза у нее за плечами «из спорта» были только «Веснушки», – улыбаясь, говорит хореограф. – Но это не помешало Лизе оба раза в военно-медицинской эстафете оказаться в призерах.
И правда, занятия танцами – даже если ты не связываешь с ними всю жизнь – молодым людям дают многое: уверенность в себе, осанку, умение держаться на сцене, хорошую спортивную подготовку, стремление побеждать… Сколько за эти 35 лет у Ларисы Валентиновны было выпускников! Среди них, кстати, и те, кто связал свою жизнь с танцами. Это и Екатерина Кулик, и Елена Чуланова, и Ия Глядина, и Дмитрий Бухтояров, и Диана Коршунова, и Полина Пряхина, и Мария Донскова – все они пошли по стопам своего педагога, танцуют сами или учат танцевать других.
***
Поговорили мы и о проблемах – они у «Веснушек» (наверное, как у любого большого сложного организма) есть. Жаль бывает, когда дети из коллектива по каким-то причинам уходят.
— Это и семейные обстоятельства, и переезд. В переходном возрасте увлечения меняются, состояние здоровья не позволяет. Причины разные, но расставаться с воспитанниками всегда тяжело. Те, кто подолгу ходит, становятся родными. И, кстати, не только дети, но и родители. Без их поддержки никак. Занятия у нас бесплатные, но вот костюмы для выступлений, выезд на конкурсы – все это ложится на плечи родителей. Тут уж стараешься и конкурс подобрать такой, чтоб не очень было накладно, и ткань, если есть такая возможность, закупить оптом. У одной из наших знакомых свое ателье, очень выручает.
При таком большом коллективе (даже если он поделен на разные группы) проблема для педагогов – собрать детей на занятия.
— Групповые танцы самые зрелищные, – подчеркивает Лариса Валентиновна. – Но чтобы их хорошо отработать, необходимо присутствие всех участников. Дети учатся в разные смены, поэтому главные дни для занятий – суббота и воскресенье. Тут уж мы просим отложить все дела! А то начинается – кого-то пригласили на день рождения, у кого-то поездка. Нет, пришли в коллектив заниматься – будьте добры работать с полной самоотдачей! Как занимаешься, таким и результат будет. И принцип действует: один за всех и все за одного. У кого-то не получается элемент в танце, повторяем все вместе. Пока не получится. Все должны танцевать только «на пять»! И желательно — «с плюсом».
***
В общем, в Образцовом хореографическом ансамбле «Веснушки» участникам скучать не приходится. Ребята постоянно вовлечены то в конкурсную, то в концертную деятельность. И на страницах нашей газеты «Веснушки» тоже «звучали» уже не раз. То они стали лауреатами международного конкурса, то взяли Гран-при на всероссийском. То покорили Москву и Питер, прекрасно показали себя в Нижнем Новгороде, Ярославле, Владимире, Костроме…
— За последние несколько лет мы семь раз завоевывали Гран-при на конкурсах разного уровня, – продолжает рассказывать Лариса Валентиновна, – если уж заслужили, на похвалы никогда не скуплюсь – молодцы! Поездки обязательны, когда есть, что показать. А у нас есть! Получается в итоге масштабно и здорово! А самое главное для меня то, что в своем коллективе мы прививаем детям любовь к танцу вообще и к народному — в частности. Именно на него делаем в последнее время упор. Через музыку, через движение – на эмоциональном и физическом уровнях – это, считаю, наш вклад в патриотическое воспитание граждан. Кроме народного танца, есть у нас и военно-патриотические номера, которые тоже находят у ребят большой отклик. И такой же отзыв они находят у зрителя! А дарить эмоции – самый важный для нас момент!
***
После выпуска Ларисы Божевец из хореографического училища прошло уже 46 лет. И жизнь по-прежнему складывается в один большой танец. По стопам мамы пошла старшая дочь Анна, младшая Ирина – хоть и не хореограф, но тоже педагог – подарила теперь уже бабушке внука, который… вот и не удивительно, больше всего любит танцевать и в свои шесть лет успешно занимается в «веснушчатом» коллективе.
— Мы его не заставляем, сам включает музыку и танцует. Очень надеюсь, что нам с Аней вырастет хорошая смена. Ну, а самая моя большая мечта, – делится напоследок Лариса Божевец, – чтобы кто-то из наших выпускников танцевал в ансамбле Игоря Моисеева. Для меня выступления этого знаменитого коллектива – эталон мастерства. Так, как танцует он, в мире больше никто не танцует. Надеюсь, моя мечта сбудется.
А пока приглашаем всех ковровчан 29 апреля на юбилейный концерт «Веснушек» в ДК «Современник». 35 лет – это уже что-то!
Инна БУЛАТОВА.
Фото из архива семьи БОЖЕВЕЦ.