«Считаю, что у Бога на каждого из нас свои планы. Одарил тебя Господь – держись за это, следуй своему предназначению, и будет тебе счастье…» Именно такой посыл прозвучал от известного в городе врача акушера-гинеколога, заведующей гинекологическим отделением ЦГБ Светланы ПЛЕТНЕВОЙ.
Думаю, многие в городе если и не знакомы со Светланой Владимировной лично, то наверняка слышали о ней от своих знакомых или родственников. И это нисколько не удивительно: пациентки не устают ее благодарить за удивительную чуткость, внимательность, профессионализм и активное желание помочь в укреплении женского здоровья. Уверена, многим будет интересно узнать больше про талантливого доктора.
Средняя Азия. Теплое детство
То, что Светлана Владимировна стала врачом, скорее закономерно. По воспоминаниям бабушки, маленькая Света в детстве часто говорила про себя, проглатывая «р»: «Я вач». Знала бы тогда эта девочка, что, преодолев немало сложностей на пути личностного и профессионального взросления, сегодня уже мудрая и взрослая женщина сможет уверенно и достойно сказать: «Я врач. Я служу людям. Это мое предназначение…»
Родилась Светлана Владимировна в городе Маргилан Ферганской области в то счастливое время, когда все народы Советского Союза жили между собой дружно, границ внутри большой страны не существовало, как и различий между национальностями. Мама ее получила специальность фельдшера-акушера и работала в роддоме. Папа — строитель, и его история появления в этом южном городе для того времени была довольно распространенная – семья сюда эмигрировала в военное лихолетье. Родители Светланы были молодыми, семья — дружной, а отношения в ней — очень теплыми. Из детства она очень хорошо помнит рождение младшего брата, без общения с которым она до сих пор не представляет жизни, помнит единичные «походы» к маме на работу и иногда ночевку в детском саду – видимо, маме приходилось работать и по ночам. А еще – положительные эмоции от жизни в целом: обладая ярким темпераментом, Светлана была активной во всем, что касалось нового и интересного: в Доме пионеров обошла все кружки, занималась балетом, спортивной гимнастикой, волейболом. Родители при этом всегда были при детях, а дети – при родителях, несмотря на полнейшую загруженность последних. Так и проходило детство девочки.
Самоопределение
Учась в школе, Светлана часто приходила после уроков к маме, работавшей в то время в смотровом кабинете и проводившей профилактические осмотры женщин после роддома. В конце концов такие «походы» оформилось в стойкое желание стать медработником, а конкретнее – врачом. Считает до сих пор данный выбор удачным и счастливым для себя.
Училась она всегда хорошо, была отличницей и активисткой. Смогла самостоятельно поступить после школы в Киргизский государственный медицинский институт с первого раза, хотя сделать это было в то время чрезвычайно сложно: вуз был сильный, многонациональный, а преподаватели – медицинская элита того времени. Веселой студенческой жизни не случилось: спрашивалось со студентов-медиков по высшему разряду, к обучению подходили серьезно и основательно. После второго курса вышла замуж, родилась дочка Наташа – пришлось брать академотпуск на полгода, а затем – определять малышку к няне и доучиваться. Этот период жизни Светлана Владимировна называет одним из самых серьезных и сложных, тем более что и семейная жизнь, к сожалению, не сложилась. Но доучилась, была в числе лучших выпускниц – будущих врачей акушеров-гинекологов.
Медицинская стезя
Распределение для выпускников любых вузов раньше было обязательным. В числе 13 молодых специалистов Светлану Владимировну направили в Ошский областной роддом. Именно здесь посчастливилось ей пройти отличную и достойную интернатуру. Все было предельно серьезно: приезжали профессора, каждый квартал сдавались экзамены, еженедельно по четвергам проводились практические семинары. Так длилось девять месяцев, и неизвестно, как бы дальше сложилась жизнь, но свои коррективы внесла обострившаяся политическая обстановка.
К тому времени брат выучился на ветеринарного врача и по распределению отправился в село Николаевка Алтайского края, где ему выделили жилье. С ним поехали и Светлана с дочкой. В районном центре она попала в очень хороший коллектив, трудилась акушером-гинекологом, смогла многому научиться, переняла необходимый опыт. Это ведь так важно в профессиональном плане — оказаться рядом с теми, кто не только живет любимым делом, но и охотно делится знаниями.
Работала, профессионально росла, воспитывала дочь. И кто бы мог подумать, что именно здесь она встретит второго мужа… А дальше в жизни – череда переездов. Сначала — Тобольский район, на который было всего два акушера-гинеколога. Чем запомнился этот период жизни? Кадровый дефицит и специфика работы в сельской местности. Имея к тому времени пятилетний медицинский стаж, многому училась уже сама, причем в экстремальных ситуациях. Самую первую свою серьезную операцию делала по книжке: коллега-ординатор читала, а Светлана Владимировна оперировала. Было страшно…Были сомнения… Но в тот момент выхода другого не было, есть ситуации, где эмоциям не место. Сработало первое важное правило, которое она запомнила раз и навсегда, еще учась в медицинском: прикоснулся к человеку – доведи все до логического конца. Кроме моральной ответственности за человеческую жизнь, на специалисте ведь еще лежит и ответственность юридическая. Так что операция по книге для врача с определенным стажем, конечно, ситуация неординарная, но и панике места быть не должно – тогда точно все получится. У Светланы Владимировны получилось.
К этому времени уже родился сын — Миша. Она все чаще задумывалась о переезде из сельской местности: вопрос был не столько бытового плана, сколько эмоционального. Решили поехать на родину мужа – в Новосибирск. По поводу работы не очень переживала: стаж по специальности уже приближался к семи годам, имелась первая квалификационная категория. Для регулярно практикующего врача — это устойчивый показатель профессионализма. Только вот поработать в этом северном городе ей так и не удалось… Тогда было время массовой «миграции» специалистов, и многие уезжали в Тверскую область, в небольшой город Удомля, где врачам давали жилье. Смущало одно: наличие поблизости АЭС. Родители мужа посоветовали молодым отправиться в Ковров, к их друзьям. Взяли они с мужем билеты до Москвы, а там решили сориентироваться на месте – Удомля или Ковров. Остановились на втором варианте – все-таки в Коврове кто-то из знакомых есть, а это не мало.
Ковров
Зимний город встретил их огромными сугробами и выглядел при этом так привлекательно, что решили попробовать обосноваться именно здесь. Светлану с мужем приняли очень хорошо, за что она благодарна этим людям и до сих пор активно поддерживает с ними связь.
Купили квартиру, перебрались в Ковров. Конечно, встал вопрос и с работой. В начале 2000-х была целая проблема устроиться по специальности, несмотря на то что рабочий стаж к этому времени у Светланы Владимировны был довольно внушительный – 10 лет врачебной практики. Очень хотела работать в стационаре – все-таки специфика практикующего акушера-гинеколога заключается в регулярной операционной деятельности, именно здесь он может максимально помочь пациенту. Но на тот момент сложилось только с работой на приемах в женской консультации — тем не менее с перспективой попасть со временем в отделение.
Именно в Коврове, признается Светлана Владимировна, прошла сложную школу выживания в коллективе, за что, кстати, благодарна судьбе. А еще перечисляет фамилии людей, которые активно поддержали ее желание работать, заниматься тем, что она хорошо знает и умеет и в чем, несомненно, может принести максимальную пользу. Это и Рудольф Николаевич Кудрявцев – на тот момент главврач ЦГБ, который помог практикующему акушеру-гинекологу занять достойное место среди оперирующих медиков: включил Светлану Владимировну сначала как совместителя на дежурствах в стационаре гинекологического отделения, а затем и вовсе поспособствовал полному переходу ее в стационар. Это и Нелли Федоровна Люмина, профессионализмом и опытом которой Светлана Владимировна восхищается до сих пор – именно она взяла под крыло нового человека, отточила ее хирургические навыки и посодействовала повышению качественного уровня мастерства медика.
И здесь Светлана Владимировна начинает уже больше рассказывать не о себе, а о своем родном гинекологическом отделении, которым сейчас руководит. И не случайно!
Мои дорогие девочки!
— Знаете, — признается Светлана Владимировна, — я ведь только недавно пришла к осознанию, что как врач состоялась, знаю – что могу и что умею. Только ведь при всем этом – моем опыте и богатых знаниях — без своего коллектива, без моих девочек я ничего не смогу сделать. Мы работаем командой, и по-другому себе расклад не представляю: без них оперировать и лечить не смогу. В операционную в одиночку мы не ходим! Коллектив у нас очень хороший. Конечно, и кадровый дефицит испытываем, как и многие сейчас, и движение есть… Все принимаю спокойно и все понимаю – работа у нас очень сложная, тяжелая, требующая предельной физической и моральной концентрации. Ведь мы последнее звено, доводим лечение пациентов до конца, а это очень большая ответственность. Люди не всегда могут адекватно оценить тяжесть своих заболеваний – приходится подходить к каждому индивидуально, но при этом никогда не скрываем ни тяжести диагноза, ни угрозы для здоровья.
Сейчас в отделении со мной в команде трудятся три молодых специалиста, стаж которых от 7 до 10 лет. Они все очень талантливые, хотя и разные. И в этом для меня как заведующей и наставника – удача, так и должно быть. Вижу в них свое продолжение. Рядом со мной уже давно замечательные люди и коллеги-профессионалы – Татьяна Моисеевна Максимова и Татьяна Ивановна Волозина. Они мои надежные соратницы – в любой сложной ситуации готовы профессионально и морально поддержать. Наталья Николаевна Назюта – и друг, и помощница, и профессиональный советчик, и врач от Бога! Конечно, хотелось бы еще привлечь в отделение и молодых. Но приходят редко и зачастую не задерживаются. Заметила, что современные выпускники, к сожалению, в массе своей профессионально не ориентированы: мы готовы обучать, а они не готовы к ответственности и темпу работы. Возможно, современная система образования такая: раньше были интернатура и распределение, ходили на ночные дежурства, работали в роддоме. Мы понимали, куда идем – ведь внешняя красивая медицинская атрибутика – не суть, медицина — это тяжелый труд, зачастую жертва и собой, и семьей…
Хочу отметить, что наше гинекологическое отделение нереально вне многопрофильной больницы. Без помощи других – урологов, хирургов, онкологов, терапевтов – качественная работа гинекологов невозможна, диагноз ставим часто совместно. Сколько бы ты ни оперировал, перед любой операцией все равно испытываешь волнение. И чем дольше работаешь, тем оно сильнее: ты уже понимаешь — может произойти что угодно. Волнение – это ведь еще и концентрация сил, предельная мобилизация, когда на первый план выходит слово «надо». Экстренная, неотложная помощь в городе необходима, а высокие технологии – это уже дальнейшее продолжение нашей работы…
***
Интересный разговор у нас получился со Светланой Владимировной. Из опыта предыдущего общения знала, что она человек искренний, эмоциональный, болеющий душой за дело и своих пациентов. Сегодня к этому добавилась еще и уверенность в том, что любовь к людям, самопожертвование, ответственность за свое дело, совесть как раз и отличают настоящего врача. К счастью, такие специалисты в нашем городе есть!
Татьяна САРИБЖАНОВА.
Фото Бориса НИКИТИНА.