«Историческая память это не про прошлое – про будущее. Если уроки выучить не до конца – они возвращаются». Трудно не согласиться с этим утверждением, которое прозвучало недавно на высшем уровне. Действительно, все так! И сейчас мы пожинаем плоды. Но с чего начинается историческая память? Откуда, будучи еще детьми и подростками, мы узнаем о событиях, которые предшествовали нашему рождению? Не только недавних, но тех знаковых, которые привели нашу страну и весь мир именно к той точке, в которой они находятся сейчас?
Безусловно, в этом нам помогают уроки истории. Промелькнувший уже август стал юбилейным для нашего земляка, педагога-историка Ивана Стикина. Ему исполнилось 75. Уже 15 лет, как Иван Борисович на пенсии, но за молодежь все так же болеет душой, считая, что кризис воспитания чрезвычайно болезненно сказался на ее развитии. Причем одновременно и на духовно-нравственном, и на физическом. Болеет душой Иван Борисович и за родное село Иваново. Точнее ставшее родным за почти 50 лет, что он в нем живет. За односельчан, за любимую школу. Но более всего за будущее нашей страны. А для того, чтобы оно просто было, считает Иван Стикин, молодежи необходимо «на отлично» усвоить уроки истории.
Мы – не оторванные от предков Иваны без родства, мы связаны ниточками с предыдущими поколениями и будем протягивать эти ниточки в будущее. Поэтому историю своей страны знать просто необходимо. Необходимо знать правду – не ту навязываемую извне и переписанную, которой сейчас пытаются забить юные (и даже не очень) головы, а реальную – что и как происходило на самом деле. Такое историческое знание – основа патриотического воспитания молодежи. В начале нашей беседы Иван Борисович процитировал слова президента России Владимира Путина, которые дали ему надежду на то, что ситуация с воспитанием в стране изменится.
«Получить знания — это не просто, но все-таки это вторично по сравнению с воспитанием человека, с тем, чтобы он должным образом относился и к себе самому, и к своим друзьям, к семье, к родине! Это абсолютно фундаментальные вещи», — сказал президент. И только теперь на них обратили внимание. Считаю, что за тридцать лет, которые миновали с развала Советского Союза, воспитание молодежи погружалось в кризис. И это, — уверен педагог, — действительно потеря огромная. Начинаясь в семье, воспитание продолжается в школе. С первых дней жизни именно родители закладывают в ребенка те основы, которые влияют потом на всю его жизнь. Показывают, какими должны быть отношения в семье – и если между папой и мамой царит любовь, это прекрасно, именно такую норму малыш и усвоит; родители на собственном примере дают представление ребенку о том, как нужно относиться к другим – знакомым и незнакомым — людям, к своей стране. Далее в школе основной фигурой, причастной к патриотическому воспитанию ребенка, должен становиться учитель. Но на протяжении многих лет воспитание вытеснялось из школ, учителям говорили: их функция только учить. И вот наконец-то с 1 сентября воспитание стало возвращаться в российские школы – не на птичьих правах, а полноценно, как главный приоритет государства. Вводится система патриотического воспитания. Не отдельные элементы, как было до этого – внеурочная деятельность, волонтерство, юнармия – а специально разработанная программа. Я очень этому рад!
С болью Иван Борисович говорит о своих наблюдениях за детьми. Как с младых ногтей приученные к мобильным игрушкам, они перестают общаться между собой или общаются только через технические средства связи, постепенно становясь одинокими в толпе людей, не умеющими поддержать друг друга и элементарно противостоять тому агрессивному информационному фону, который часто окружает ребенка со всех сторон.
— Это самое тяжелое, когда у детей нет контакта ни с родителями, ни с учителем, ни с друзьями. В результате что получается? Какие дети вырастают? – восклицает Иван Борисович. – Процветают наркомания, подростковая преступность, алкоголизм. Какое уж тут патриотическое воспитание? Я, конечно, всех детей не беру. Но явление, о котором говорю, существует, и оно серьезное. Поэтому считаю, что новая система воспитания необходима как воздух. Система, в которой школа, семья и общественность работали бы сообща, в тесном контакте друг с другом. Так сказать, выступали единым фронтом.
Не раз и не два возвращается мой собеседник к этому вопросу. Вспоминает, что доверие к учителю со стороны родителей и детей стало падать в 90-е годы – страна изменилась, все ценности, на которых воспитывались взрослые, оказались попранными, высокие идеалы – ненужными. Надо было выживать, а для этого многие предпочли иные качества: эгоизм, умение идти напролом, не особо разбираясь в средствах для достижения цели. В страну потоком хлынули «завоевания» Запада, вскружив голову большинству – от мала и до велика.
— С учебниками тогда начудили немало, — с горечью говорит Иван Борисович. – В содержании – грубейшие ошибки, создавалось ощущение, что нужно было просто освоить деньги. Сейчас очень правильную задачу поставил наш президент – разработать реальный учебник, в котором все будет отражено, как было на самом деле. Это очень важно! Особенно период Великой Отечественной войны. Ведь фактически войну выиграли советские солдаты и офицеры, и освободили они не только свою территорию. Моя мать прошла всю Европу! Сколько крови было пролито ради освобождения европейских стран от фашизма! А теперь там забыли все… Та же Польша, которая сейчас зубы на Россию скалит. И это опять же к вопросу о воспитании. Сколько пособников Бандеры оставалось на Западной Украине? Люди там жили бедно, идеология фашизма прорастала на хорошей почве. С момента развала Союза детей стали воспитывать в этом духе специально обученные люди – приезжали из Америки, из Европы. На подкорку записывали нужную им информацию…
Дети стали взрослыми и… И мы имеем то, что имеем. К несчастью, те же специально обученные люди с успехом «промывают» молодежи мозги и у нас.
— Считаю, что новая программа воспитания детей должна обратиться к старым и проверенным временем образцам – к трудам Ушинского, Макаренко, Сухомлинского. Они писали о том, что воспитывать ребенка необходимо в коллективе, в труде. Почему это все отодвинули на задний план? Дети стали жить в виртуальном мире. Я бы сказал жестче – у них просто отняли детство. Детвора очень рано начинает мыслить по-взрослому, не бегает, не прыгает, не играет друг с другом. А ребенку для развития просто необходимы игры, движение, занятия спортом. Дети сейчас боятся труда. А я вспоминаю, как воспитывал меня дед, прошедший три войны. Как он вместе со мной, 15-летним, дом строил и если что не так, заставлял переделывать. Хорошую школу я у него прошел. И она воспитала во мне и упорство, и силу воли, и ответственность. Труд еще никого не испортил, он воспитывает настоящих людей.
Иван Борисович считает, что в школах необходимо ввести такие уроки, которые бы смогли хоть как-то поправить сложившуюся ситуацию: например, уроки этики и искусства общения, уроки психологической грамотности для старшеклассников. А также, чтобы в школе преподавали и этику отношений в семье.
— И если, повторюсь, образуется плотная связь семья-общественность-школа, то нам будет намного легче воспитывать наших детей гражданами России.
Особо Иван Борисович остановился на загруженности учителей, на обилии разной отчетности, которая отнимает время и силы от самого главного.
— Кому эта отчетность нужна? Чиновникам? Да их самих «развелось» слишком много. Мое предложение – повысить статус учителя. Учителя, врачи – это элита общества, в самом высоком понимании этого слова. Знаю, что многие учителя, и я сам в том числе, выступают против ЕГЭ. При данной системе главной целью школы является не воспитание достойного Человека, патриота и гражданина, а участие во всевозможных конкурсах и олимпиадах, «натаскивание» на экзамен. Уверен, что если новая единая система воспитания заработает на указанных принципах, в стране резко повысится процент патриотов. Но надо, чтобы в этой системе и учитель чувствовал себя хорошо. Не жалеть денег на зарплаты учителям, за новые формы работы платить дополнительно. Тогда в школы придет еще больше сильных, грамотных педагогов, и что-то изменится…
***
Порыв Ивана Борисовича понятен. Все это им обдумано не один раз. Коренной житель села Семеново Арзамасского района соседней Нижегородской области он вспоминает, как в своем детстве, начиная с пятого класса, сам ходил в школу в ближнее село Водоватово, которое располагалось в 6,5 км! Весной и осенью грязь по колено, чернозем, дорог почти нет. Но это тогда никого не смущало.
— Я попал на те два года в правлении Хрущева, когда он ввел одиннадцатилетку, и оканчивал 11 классов. Система обучения в школе была поставлена хорошо, знания нам давали глубокие. Из 14 учеников нашего класса все получили высшее образование, один даже стал ученым, — говорит он.
После школы – армия. Три года на Сахалине, две учебки, полученная во время службы профессия радиста и предложение работать по специальности на корабле, который ходил в загранплавания. Иван Стикин подумал и отказался. Конечно, это было заманчиво, но очень хотелось домой. Решил тогда, что будет поступать в высшее военное училище в Горьком, станет военным. Однако, когда объявил о своих планах родителям, они воспротивились: «Куда ты, сынок? Зачем тебе Горький? Рядом — Арзамас. Поступай, там есть и педагогический, и политехнический институты. Будешь поближе к дому». Родителям Иван перечить не стал, выбрал профессию педагога. Но пошел не на исторический факультет, а на биохимический, и успешно его окончил. За время учебы успел познакомиться с чудесной девушкой Таней, коллегой своей сестры, жениться на ней, стать отцом. И сегодня, спустя несколько десятков лет, с гордостью говорит, как ему повезло. Семья получилась прекрасная: они сами с женой, двое детей. Смотрит в свои 75 лет Иван Борисович на семью – признается, что сердце радуется. Дети выросли замечательные, образование получили достойное. Сын Дмитрий, кстати, окончил то самое военное училище, о котором он сам когда-то мечтал, сейчас в РАНХиГС уже третье высшее получает. Дочь Любаша, как ласково называет ее Иван Борисович, и того пуще: диссертацию пишет. И внуки не подвели. Но это мы отвлеклись…
После учебы хотели Ивана Стикина оставить на кафедре, но судьба сложилась иначе. Обстоятельства заставили молодого педагога переехать в Ковровский район. Причиной тому стала болезнь маленького на тот момент сына. Переехали в Брызгалово, родную деревню жены. Там же Иван Борисович устроился учителем химии в школу.
— Работал сразу в двух: в Брызгалово и в Сереброво. А потом – дело случая – мне, можно сказать, начинающему педагогу предложили возглавить школу в селе Иваново. Согласился. Школа требовала много усилий. Пришлось заново строить спортзал, в столовой совсем не было оборудования. Обратился в воинскую часть. Помогли. Пять лет проработал, и вдруг в 1985 году, школьная столовая развалилась.
Развалилась, к сожалению, в прямом смысле слова. Видно, что до сих пор этот инцидент моему собеседнику вспоминать неприятно. Оказывается, подрядчики, которые еще до его вступления в должность делали крышу в столовой, отнеслись к своей работе, мягко говоря, не совсем добросовестно. А точнее сказать халтурно. Прибили стропила на гвозди, сколько-то лет она простояла, а потом, одной прекрасной зимой, не выдержав снег, обвалилась, разворотив даже стены. К счастью, людей в помещении столовой на тот момент не было. Обвал произошел вечером, когда, поужинав (а в школе были интернат), дети уже ушли, да и персонал свою работу тоже закончил.
Это было ЧП! Ивана Борисовича вызывали на ковер в райком партии, грозили тюрьмой. Он доказал, что крыша была покрыта с грубыми нарушениями. Тюрьмы избежать удалось, наложили штраф, разрешили директорствовать дальше. Но сам Иван Борисович этого уже не хотел. В школе не хватало историка. Решил сменить не только должность, но и учебный предмет. Заочно окончил Владимирский пединститут, начал преподавать. Вел историю в родной школе почти 30 лет. Потом и обществознание. А несколько лет опять работал на две школы: кроме своей, ездил в поселок Красный Октябрь.
***
Сейчас Иван Борисович на пенсии, восемь лет возглавляет в родном селе Совет ветеранов. Сетует, что много в Иванове пожилых одиноких людей. Молодежь разъехалась, помощи им почти нет.
— Даже подарки к юбилеям приходится покупать на свои. В бюджете такая статья расходов не предусмотрена. Однако эта работа нужна! Приходим к людям, поздравляем их, и они чувствуют, что не забыты. Хочу сказать огромное спасибо за помощь Надежде Петровне Рябкиной, которая возглавляет ветеранское движение Ковровского района. Активная, энергичная, обладающая большими организаторскими способностями. В селе сейчас 605 ветеранов. Детей войны среди них — 78 человек, труженики тыла почти все ушли – осталось всего двое: Анна Михайловна Хренова и Екатерина Якимовна Пугачева. Последней идет 99-й год.
Иван Стикин поделился и такой информацией: в будущем году село Иваново отметит большой юбилей. Ему исполнится 395 лет! Живет село своими радостями и проблемами. Последних, к сожалению, многовато…
Отмечает, что глава поселения Марина Михайловна Егорова тоже «болеет» за село всей душой, но тощий бюджет ограничивает все благие порывы. Однако подвижки к лучшему есть. Это не только ремонт поликлиники, но и скорое открытие аптеки…
— В Иванове модернизировали библиотеку. В ней появились новые книги, технические средства Да что говорить – дети стали ходить туда с удовольствием! — радуется Иван Борисович. — Памятник участникам Великой Отечественной войны сделали замечательный. На нем сейчас 86 имен, а по результатам поисковой работы должно быть 323. Обещали заказать новые плиты.
На самом деле много хорошего происходит, — продолжает он. — Но самое главное — идет газификация села, которую мы ждали 14 лет, решаются вопросы с водоснабжением. И если еще нам дороги отремонтировать, особенно ту, которая ведет к кладбищу, юбилей села можно будет встретить достойно, — заключает Иван Борисович. – Важно, что есть позитивные сдвиги, село начинает оживать. А вот школа у нас очень хорошая. И директор, и коллектив. Мы, члены Совета ветеранов, в ней часто бываем, разговариваем с детьми. Сейчас очень важно говорить об истории нашего государства, его достижениях, о нашем крае. Говорить детям правду о Великой Отечественной войне, о том, что происходит сегодня на Украине. Мы, взрослые, часто далеки от детей, нам кажется, они не поймут. А они отлично все понимают, и если говорить с ними честно, станут нам только ближе.
— Дорогие коллеги, — в завершение обратился Иван Борисович ко всем педагогам, — от всей души хочу поздравить вас с приближающимся Днем учителя! Желаю успехов в вашем нелегком труде. Формирование человека – это основная, главная задача во всей воспитательной системе! От всей души желаю вам крепкого здоровья и душевных сил, дорогие учителя!
Инна БУЛАТОВА.
Фото автора.