Вряд ли кто из нас в ближайшее время посетит Францию, Италию, Испанию, Англию, Америку, Германию, Алжир, Марокко, Таити, где наш герой бывал и не раз; где не только путешествовал, любуясь красотами, но и рисовал, исследовал произведения других художников, приобретал понравившиеся работы, создавал свои – «легкие и веселые», «непосредственное и чистое воплощение эмоций», «равновесие чистоты», «без суетных и беспокойных сюжетов», но у нас есть возможность вместе с ним там побывать.
Так о каком художнике идет речь и чьи 120 литографий мы можем посмотреть в нашем историко-мемориальном музее?
Зовут его Анри Эмиль Бенуа Матисс. Французский художник, скульптор, лидер течения фовистов (авангардное искусство, появившееся в 1900 году, что означает «дикий»).
Несколько слов о литографии. Литография (от древнегреческого «камень»+пишу, рисую) – разновидность печатной графики, основанной, в отличие от гравюры, на технике плоской печати, при которой типографская краска под давлением переносится с плоской печатной формы на бумагу. Каждый оттиск считается оригиналом и имеет художественную ценность.
Все работы, представленные на этой выставке, являются подлинными и подтверждаются сертификатами подлинности Европейского союза экспертов культуры, Министерства культуры РФ и заключения Росохранкультуры.
Когда знакомишься с чьим-то творчеством впервые, хочется его понять: интересен прежде всего сам автор, стремление его души, его мировосприятие, самобытность.
Как сказал Лев Толстой: «Ну-ка, что ты за человек?» А потому начнем, дорогой читатель, с биографии нашего художника, какое влияние она оказала на его творческое становление.
Анри Эмиль Бенуа Матисс родился 31 декабря 1869 года в городке Ле-Като-Камбрези на севере Франции в семье Эмиля Ипполита Матисса и Элоизы Анны Жерар. Отец – преуспевающий торговец зерном. Мать помогала ему в лавке и занималась росписью керамики.
Первоначально Анри учится в средней школе и лицее в городке Сен-Кантен, затем уезжает в Париж изучать юриспруденцию. Возвратившись, работает клерком.
В 1889 году у него случился приступ аппендицита. Пока в течение двух месяцев он поправлялся после операции в больнице, мать купила ему принадлежности для рисования. Анри стал копировать цветные открытки, и это так его увлекло, что он решил стать художником и записался в школу рисунка, где обучались чертежники для текстильной промышленности.
В 1891 году в Париже он поступает в Академию Жюлиана. Учится у известного мастера салонного искусства Виллиама Бугро, затем переходит в Школу декоративных искусств.
В 1894 году его модель Каролина Жобло родила дочь Маргариту. В 1895 году учится в Школе изящных искусств, копирует в Лувре произведения старых французских и голландских мастеров, увлекается творчеством современных художников и японским традиционным искусством.
В 1896 году на о. Бель-Иль у побережья Бретани знакомится с художником из Австралии Джоном Расселом, другом Огюста Родена. Считает его своим учителем, объяснившим ему теорию цвета. В том же году пять картин Матисса были выставлены в Салоне Национального общества изящных искусств, две из которых приобретены государством, в том числе «Читающая» — для резиденции президента Франции. Анри Матисс становится членом-корреспондентом Салона Национального общества изящных искусств.
В 1898 году он женился на Амели Парейр, которая родила ему сыновей Жана-Жерара и Пьера. Его незаконнорожденная дочь Маргарита также была взята в семью. Жена и дочь стали любимыми моделями художника. Портреты их можно увидеть и на открывшейся выставке в Коврове.
В 1899 году Матисс делает первые пробы в скульптуре. В 1900 году посещает вечерние курсы Антуана Бурделя в Академии де ля Гранд-Шомьер. По утрам рисует в Люксембургском саду, по вечерам занимается скульптурой. Работает художником-декоратором. Заболевает бронхитом и уезжает лечиться в Швейцарию, где продолжает много работать.
1901-1904 годы – время творческих поисков. Создает картины, близкие по духу импрессионистам: «Бутылка схидама», «Десерт», «Фрукты и кофейник», «Посуда и фрукты», «Булонский лес», «Люксембургский сад». В 1902 году впервые куплены его произведения. В 1904 году – первая персональная выставка, правда, не имевшая большого успеха.
В Сен-Тропе он начинает работать в технике дивизионизма, используя точечные мазки. Его первый шедевр – «Роскошь, покой и наслаждение». Довольно скоро отказывается от этой техники в пользу широких, энергичных штрихов.
В 1905 году вместе с Андре Дереном создает новый стиль – фовизм, где плоские формы, четкие линии, резкие краски. Признан лидером.
В Осеннем салоне в Париже работы фовистов вызвали у критиков негодование. Анри Матисс выставил две работы: «Открытое окно» и «Женщину в шляпе», которую мы тоже можем видеть у нас в музее. Коллекционер из США Лео Стайн купил «Женщину в шляпе» за 500 франков.
В 1906 году в Салоне Независимых Анри Матисс представил «Радость жизни», в сюжете которой сочетались пасторали и вакханалии. Реакция критиков – крайне раздражительна. Лео Стайн приобрел и эту картину, увидев в ней важный образ современности.
Анри Матисс знакомится с Пабло Пикассо. Их творческая дружба полна и духа соперничества, и взаимного уважения.
1906 год – поездка в Алжир. Привозит оттуда керамику и ткани, которые использует в качестве фона для своих картин. Увлекается линейными орнаментами мусульманского Востока в стиле арабесок. Открыл для себя скульптуру народов Африки, стал интересоваться примитивизмом и классической японской ксилографией. Появляются первые литографии художника.
1907 год – путешествует по Италии. Основывает частную школу живописи – «Академию Матисса», где преподает.
Первая поездка в Германию. Формулирует свой художественный принцип: передача эмоций простыми средствами.
1908 год – русский предприниматель и коллекционер Сергей Щукин одним из первых оценил талант Анри Матисса. Заказал художнику три декоративных панно для своего дома в Москве: «Танец», «Музыка» и «Купание, или Медитация».
1910 год – 2-е путешествие в Германию и в Испанию, где изучал мавританское искусство.
1911 год – посещает Санкт-Петербург и Москву по приглашению Щукина. Восхищается русскими старинными иконами.
1911-1913 годы — дважды побывал в Марокко. 1914 год – третья поездка в Германию. 1918 год – совместная выставка с Пабло Пикассо. Пишет множество интерьеров, в которых внутреннее и внешнее пространства неизменно разделены между собой. Прибегает к синтезу природных и орнаментальных узоров и красок.
1920 год – создает эскизы костюмов и декораций для балета «Песнь соловья» на музыку Стравинского. Имя Анри Матисса приобретает всемирную известность. Он получает звание кавалера ордена Почетного легиона.
1930 год – коллекционер из США Альберт Барнс заказывает настенную декорацию для своего частного музея. Матисс едет на Таити. По возвращении заезжает в США к Барнсу.
Нанимает в секретари молодую русскую эмигрантку Лидию Делекторскую, которая служит у него и моделью. Жена заставляет Лидию уволить, подает на развод. Лидия возвращается в качестве секретаря.
1930-1940 годы – в работах художника все меньше экзотики, больше ассиметрии. Женские фигуры в праздничных платьях, в креслах, на фоне цветов и ваз. Создает эскизы для гобеленов, занимается книжными иллюстрациями.
Затем он упрощает свой стиль. Разрабатывает технику составления изображения из обрезков бумаги, что дает синтез рисунка и цвета.
1943 год – иллюстрирует книгу «Джаз» из раскрашенных гуашью обрезков. Множество этих иллюстраций можно увидеть у нас в музее.
1947 год – оформляет небольшую капеллу для маленького женского монастыря в Вансе (Анри Матисс считал ее своим лучшим произведением).
1952 год – открыт музей Анри Матисса.
1954 год – создает макет витражного окна-розетки для церкви в Нью-Йорке по заказу Нельсона Рокфеллера.
3 ноября 1954 года в возрасте 84 лет скончался в Симиезе (Ницца). Даже за день до смерти сделал три портретных наброска.
Интересен факт: в 2009 году его натюрморт «les coucous tapis bleu et rose» был приобретен частным коллекционером за 32 миллиона евро.
… Теперь об открывшейся в Коврове выставке. Во всех залах удобно разместились все 120 его литографий. Огромная их ценность – под каждой дневниковая информация самого художника, его размышления о назначении искусства, его взгляд на творчество. Приведем несколько: «Я нашел в живописи неограниченное поле деятельности, где смог дать свободу моему беспокойному творчеству», «Я хочу добиться насыщенности впечатлений», «Важное в портрете – это отражение чувства, а вовсе не скрупулезная точность», «Настоящие портреты, то есть такие, в которых изобразительные средства, а также чувства, кажется, исходят от самой модели, очень редки», «Что пользы в копиях предметов?», «Я никогда не делал и не делаю ничего небрежно», «Художнику всегда очень полезно услышать чужое мнение о себе, и я чрезвычайно доволен, что узнал свои недостатки».
А теперь самое время пройтись по выставке. Неспешно, без суеты, как бы вместе с художником-другом, чтобы спросить его: «А это что? А почему именно так? А нельзя ли было иначе?»
Остановимся у «Волка». Каждый с детства знает, что он похож на собаку, только хвост у него очень пушистый и опущен вниз. Уши всегда стоят. Глаза горят. Широкий лоб круто спускается вниз. Ноги тонкие. Брюхо подтянуто. Цвет обычно серо-желтый. Хитер. Лукав. Осторожен. Умеет найти выход из положения. У Анри Матисса «Волк» — среди зеленой и оранжевой полосок: на синем и вишневом фоне силуэт головы из белой бумаги. Красный глаз. Оскал – того гляди, укусит.
А вот «Лагуна». Если взять роман «Повелитель мух» Уильяма Голдинга, то читаем: «Ральф замер, щурясь, смотрел на сверкающую воду. Там, наверное, в расстоянии мили лохматилась у кораллового рифа белая кипень прибоя и дальше темной синью стлалось открытое море. В неровной дуге кораллов лагуна лежала тихо, как горное озеро – разнообразно синее, и тенисто-зеленое, и лиловатое…» У Анри Матисса – то ли разноцветные кружева, то ли разноцветная бахрома. Спрашиваю мнение у председателя объединения ковровских художников Владимира Тамченко. Он уверенно отвечает:
— По-моему, здесь все понятно. Море не бывает одноцветным. И в пасмурную погоду, и в солнечную, и в шторм, и в штиль – тысячи оттенков.
Вместе подходим к «Лошади. Всаднику и клоуну». Лошадь находим, но где всадник и клоун? На помощь призываем заведующую научно-методическим отделом Любовь Плеханову. Ее ответ уклончиво философский:
— У каждого свой взгляд на мир. Чувства сильнее разума.
И в этой связи вспомнился урок рисования в школе, на котором мне довелось присутствовать. Учительница предложила нарисовать фрукты, а одна из девочек изобразила пустую тарелку. «А где же фрукты?» — спросила я. «Я их съела», — ответили та серьезно. Так и здесь: может быть, именно вам удастся рассмотреть всадника и клоуна…
Несколько раз подхожу к «Мадемуазель М. А. Белые перья» — до чего же чудесный портрет! А как верно схвачены «Эскимос» и «Суданка»!
120 литографий. 120 эмоций! Работы великого художника подтверждают его творческое кредо: «Художник должен вложить в работу всю свою энергию, свою искренность и величайшую скромность».
Луи Арагон писал о Матиссе: «Он оставил нам свою огромную веру в судьбу людей, свое умение рассеивать туман, свое утверждение счастья».
Хочется выразить огромную благодарность сотрудникам музея за предоставленную возможность познакомиться с уникальным, сочным творчеством замечательного художника.
Лидия ТАЛЫШКИНА.
Фото автора.