Материал, представленный ниже, обязан своим появлением нашей постоянной читательнице Елене Степановне Лукашовой. Она позвонила в редакцию и попросила: «Напишите, пожалуйста, про моего очень близкого знакомого – Юрия Сергеевича Труша. Он заслуживает этого! Сумел оформить 40 книжек по материалам заметок и статей, в том числе и «Знаменки». Очень увлеченный и интересный человек!»
Отказать в таком деле Елене Степановне мы не могли, связались с Юрием Сергеевичем и получили любезное приглашение в гости, чем и поспешили воспользоваться…
Супруги Труш – Юрий Сергеевич и Валентина Милентьевна – живут в обычной пятиэтажке на Малеевке. Встретили меня очень радушно, после чего пригласили пройти в «рабочий кабинет» главы дома, где, собственно говоря, и хранится то самое богатство, ради которого я пришла…
— Вот, посмотрите, — предлагает мне Юрий Сергеевич, — накапливал вырезки газет довольно долго, а, выйдя на пенсию, решил сформировать их в книжки — для удобства. Сначала вырезал любые интересные и любопытные сведения из газет и журналов – их у меня накопилось много за 20 лет. За это время набрался материал не только газетный. В техническом плане помогают сын и взрослые внуки. Конечно, пришлось и компьютер освоить, и сканер с принтером. Зато теперь у меня все и в электронном, и в распечатанном виде — кому что больше по душе! Материал собирал для всех: и для молодежи, и для людей старшего поколения. Главное условие при отборе, чтобы можно найти ответы на вопросы – где, когда и зачем – практически в любой области. Последние лет восемь именно этим и занимаюсь.
Признаюсь, сначала качество было не на высоте, но дорогу осилит идущий – научился работать, учитывать неудачный опыт и совершенствоваться. Материалы стараюсь составлять в хронологии: есть перечень с названиями книг и указанием их места на электронном носителе. Например, № 6 «Это хранит память», или № 20 «Еда – дело серьезное», или № 31 «Гагарин. Хроника космической эры». При сборке книг приходится иногда перетасовывать листы из одной в другую, но я специально сделал так, чтобы все они были сборно-разборными и удобными в плане замены…
Согласитесь, что не любой будет заниматься той работой, которую проделывает Юрий Сергеевич. Скажем так: не всем она годится по внутренним запросам. Для такого надо обладать постоянным желанием узнавать что-то новое, природным стремлением к порядку и структуре, в общем – жаждой знаний. А после рассказа о себе моего героя многое встало на свои места и объяснилось – все в жизни закономерно…
— Вообще-то я по национальности – украинец, родился в городе Полтава, говорю очень неплохо на родном языке, — продолжает Юрий Сергеевич, — на русском пришлось учиться и говорить, и думать тогда, когда с семьей мы переехали в Златоуст – на родину мамы. А вышло это из-за того, что моего отца репрессировали в 30-х годах прошлого века, и вся наша семья оказалась с клеймом «семья врага народа». Жить в таком положении было не просто сложно, а невозможно – ни работать, ни учиться, ни заниматься никакой деятельностью вообще. Так и приняла мама решение ехать к своей родне на Урал. Кстати, отец просидел немного, с началом войны его реабилитировали, и он приехал к нам в Златоуст. Именно с этим городом у меня связаны и основные детские воспоминания, и решающие вехи жизни: женился я тоже здесь на Валентине Милентьевне из Коврова, теперь вот и ковровчанином себя называть тоже могу, так как сюда мы переехали давно – поближе к родне жены…
Закончил Юрий Сергеевич саперное училище в Калининграде – утверждает, что не столько к военной службе стремился и тяготел, сколько к технике поближе хотел находиться. Учиться ему нравилось всегда. Служить попал в Семипалатинск, где стал свидетелем «курчатовского» исторического испытания водородной бомбы, да и самого Курчатова встречать доводилось. Много позже уже в Коврове об этом периоде своей жизни он напишет в 2001 году заметку в газету «Знамя труда» под названием «Мы сделали это первыми», в которой подробно покажет весь процесс испытания от «А» до «Я» глазами не ученого, а обычного советского человека, испытывающего бесконечную гордость за страну, в которой живет. «Все издержки с лихвой компенсировал советский патриотизм людей от мала до велика…» — выдержка из той заметки.
— А потом наступила хрущевская оттепель, — улыбается Юрий Сергеевич, — и после 1957 года я решил поступить в институт, продолжить обучение по специальности «механик». Но тяга ко всему новому была так велика, что после первого года мне пришлось перевестись на вечерний, чтобы успеть все и везде. Когда приехали с женой в Ковров, оказался на КЭМЗ, где проработал мастером, а затем и конструктором. Меня всегда тянуло к творческой и интеллектуальной работе. А дальше… Преподавал 8 лет в техникуме все инженерные специальности: техническую механику, черчение, сопромат, экономику… Мне педагогическая деятельность очень нравилась, но судьба распорядилась так, что я оказался на «Сигнале», где и дорабатывал уже до пенсии конструктором. Работа была очень интересная…
Человек, занятый в сфере интеллектуального труда, не может не заниматься повышением самообразования – вот откуда у Юрия Сергеевича желание узнавать что-то новое и как следствие – копилка занимательных фактов и историй, впоследствии переросшая в домашнюю библиотеку сборников. Тем более что недостатка в подручных материалах нет – краска и бумага всегда под рукой.
— До сих пор периодически обращаюсь к своим книгам — притягивает любопытство. Сейчас ведь многие не умеют правильно читать: выхватят из текста пару фраз и думают, что прочитали. Нет, читать надо учиться «от» и «до», только тогда будут толк и польза, – убежденно говорит Юрий Сергеевич. – Вот вы тоже только увидели, а не познакомились с тем, что есть у меня, так как на это надо и желание, и время. Если будут – с удовольствием поделюсь своими наработками.
***
…Расстались мы с Юрием Сергеевичем радушно. Нисколько не пожалела, что познакомилась еще с одним человеком прекрасной эпохи, которая не повторится уже никогда, — эпохи, когда мы делали многое первыми.
Татьяна ПЕВЦОВА.
Фото из личного архива Юрия ТРУША.