Кажется, совсем недавно отмечали мы «космический юбилей» – 60 лет со дня покорения человеком звездного пространства. А пролетел уже год, и вновь 12 апреля – День космонавтики. Ковров по праву может гордиться конструкторами, инженерами, техническими специалистами, внесшими свой вклад в освоение и развитие не только российского, но и мирового изучения и освоения космоса. И об одном из них нам очень приятно написать на страницах «Знаменки» — выпускнике Военмеха, оружейнике по образованию, заслуженном изобретателе РСФСР, инженере-конструкторе, главном конструкторе по направлению в КБ «Арматура» — филиале ГКНПЦ им. М. В. Хруничева в г. Коврове – Михаиле ЧЕРНОГУБОВЕ.
К сожалению, Михаила Ивановича уже нет с нами, но все, чем жил и что любил этот удивительный человек, продолжается – через сыновей, внуков и правнуков, учеников и просто хороших людей.
Владимир Черногубов – сын героя сегодняшней публикации – согласился рассказать об отце и книге, которую сам автор — Михаил Иванович — успел увидеть только в макете. Но, наверное, не это главное. Сын довел начатое отцом дело до конца, и книга «Немного о прошлом…» в начале 2022 года в количестве 100 экземпляров обрела жизнь, а значит, сбылось все, о чем мечтал в последнее время прославленный конструктор.
— Отец работал над этой книгой в течение почти 10 лет, очень хотел увидеть конечный результат – бумажный вариант издания. Мы сделали все возможное, чтобы его последнее желание сбылось – говорит Владимир.
В 2012 году вышла в свет книга Михаила Черногубова «Энциклопедия ковровского оружия», примерно в это же время у отца появилась «космическая часть» книги под названием «История 10 отдела. Часть вторая». Но в ходе работы над ней возникла идея «наложить» и биографию, показать, чем жив человек, чем определяются его желания и стремления, победы и неизбежные поражения. Вышло интересно, без назидательности и пафоса. Книга рассчитана на широкую аудиторию читателей.
Отец любил и умел трудиться – до 89(!) лет работал на КБ «Арматура», прикладывая руки, голову, ум к созданию уникальных образцов космической техники. Очень любил свою родину – г. Юрьевец Ивановской области, ценил порядочность в людях и сам был человеком слова и дела. Халтурщики, болтуны и обманщики не задерживались в его жизни. Коммунист – до мозга костей, правдолюб, нас с детства приучил к тому, что нужно всего в жизни добиваться самостоятельно. Сам был таким и нас так воспитал. Издание книги – это моя сыновья искренняя благодарность отцу за подаренную жизнь и правильные жизненные ориентиры.
***
Мы посчитали, что именно в День космонавтики будет уместно опубликовать отрывок из книги Михаила Черногубова «Немного о прошлом…»
Даешь дальний космос
С переходом на новую тематику с 1962 года объем работ, выполняемых отделом, резко увеличился, стала расти и численность конструкторов в отделе. Я уже говорил, что к началу этого периода отдел насчитывал 26 конструкторов различных категорий. В 1966-1967 годах здесь работало 83 таких специалиста. Отдел разрабатывал механизмы отвода для обеспечения работ с разгонным блоком ракеты-носителя «Протон», а также механизмы стыковки и отвода для комплекса Н-1.
(…) Первыми в этом направлении были разработка конструкции манипулятора, транспортных захватов, лентопротяжного механизма и блока приводов для научной станции изучения поверхности Луны, которую разрабатывало НПО им. Лавочкина.
Для того чтобы иметь хотя бы элементарное представление о сложности взятых нами для разработки механизмов, я попытаюсь показать на примере заданных «обязанностей» манипулятора. Он предназначался для фиксированного удержания бурильной машины после расфиксации транспортных захватов в ее транспортном, перегрузочном, рабочем и промежуточном положениях, а также для перевода данной машины из транспортного положения в рабочее, включая поиск места бурения и возврат в положение перегрузки грунта.
В зависимости от назначения научной станции все действия манипуляторов и других механизмов должны проходить в условиях глубокого вакуума, повышенной радиации, резких смен температур, как на Луне, высоких температур и давлений, как на Венере, перегрузок, достигающих двухсот единиц и др. Для выполнения данных работ необходимо было срочно собрать и проштудировать существовавшие в то время материалы по автоматическим манипуляторам, малогабаритным волновым дифференциальным редукторам, самотормозящим устройствам в условиях вибрации. (…)
Все это для нас, конструкторов, было интересно, заманчиво и необычно тем, что обо всем этом мы имели весьма слабое представление. На выполнение же работ отводилось весьма ограниченное время. Для того чтобы мы не могли «плутать в потемках», распоряжением по отделу я ввел в действие подготовленное «Положение о порядке просмотра и регистрации материалов периодических изданий, получаемых технической библиотекой предприятия». В результате проделанной в этом направлении работы был собран и подготовлен материал, который очень помог нам в разработке различных механизмов для исследования грунта на планетах Марс, Венера и Луна.
Активная работа по этому направлению в отделе продолжалась более десяти лет. Мне выпало счастье быть руководителем и непосредственным участником создания устройств для исследования грунта на планетах Солнечной системы, Марсе и Венере, а также в разработке установки для глубинного бурения (до 2,5 метров) поверхности Луны в море Кризисов.
Пора «поковыряться» в недрах Луны
Молодой коллектив конструкторов совместно с работниками академии наук Киргизии разработали грунтозаборную установку (ГЗУ) для глубинного бурения на Луне и доставку грунта на Землю. Однако случается, что проект оказывается недостаточно продуманным для воплощения в металл. Первоначально в проекте наиболее сложной в технологическом и производственном отношении была штанга бурового инструмента. Представители академии наук Киргизии, занимавшиеся буровым инструментом, в поисках изготовителя штанги объехали весь Союз, но везде получали отказ. Положение казалось безвыходным как для разработчиков установки, так и для всего проекта в целом. Однажды мне позвонил уже известный вам Б. П. Жуков и попросил о помощи. Жуков приехал с представителем академии наук Киргизии Короткиным. Наши производственники и технологи во главе с Ю. П. Киселевым рассмотрели чертеж штанги и сочли возможным ее изготовление на нашем предприятии.
Штанга представляла собой трубу из высокопрочного титанового сплава с внутренним диаметром 18,5 мм, наружным — 23мм, толщина ее стенки составила 2,25 мм (в наиболее слабом сечении — 1мм) при длине 2680 мм и с непрямолинейностью не более 1мм на метр. Снаружи она имела шнековую поверхность в виде двухзаходной резьбы прямоугольного профиля с шагом 10 мм.
Ни у КБОМ, ни у его ташкентского филиала не было нормального производства для изготовления своих собственных опытных образцов, а производственные мощности главка отказывались от такой обузы, которая заводам, кроме больших хлопот, ничего не приносила (да и не барское это дело — изготавливать и отрабатывать опытные образцы в единичных экземплярах). Быстро сообразив, что наше опытное производство может ещё кое-что изготовить для буровой установки, к нам приехал заместитель начальника главка В. А. Королёв. В результате дополнением к штанге оказались буровой керн и ферма буровой установки. Таким образом, наше предприятие на 1973 год взяло на себя часть работы по изготовлению, испытаниям и доработке узлов крупногабаритного устройства ЛБ 09.0000 для глубокого бурения на Луне и доставки грунта на Землю. Нам предстояло изготовить буровой инструмент (штангу и керн), ферму с кронштейнами для установки устройства на космическом объекте и некоторые другие узлы и детали. Отделу было поручено и конструкторское сопровождение производства.
(…) Технология изготовления штанги была разработана специалистами производства, технологами главного отдела совместно с представителем академии наук Киргизии Кроткиным. Первоначально заготовки сверлились на станке глубокого сверления, сохранившегося у нас со времен изготовления стволов для стрелкового оружия, с последующей обработкой по наружному диаметру под сварку. Сварка штанги проводилась в специальном приспособлении с обильным продувом и обдувом аргоном. Для окончательного сверления и развертывания канала штанги пришлась модернизировать станок для глубокого сверления. Отработкой отверстия занимался токарь В. Тузиков, а наружную поверхность штанги обрабатывал токарь А. Кулавин.
Для изготовления крупных ферменных конструкций из титановых труб требовалась безокислительная сварка в среде аргона. Для этой цели мне пришлось организовать в отделе разработку конструкции специальной вакуумной камеры. Ее придумали конструкторы Г. А. Соболькин и Л. Н. Ефимов. Впоследствии камера была изготовлена и внедрена в производство. Сварку изделий выполнял электросварщик Н. К. Жезлов по определённой технологии и под контролем ведущего инженера Г. А. Бакусова.
Для обеспечения отражательной способности фермы (зеркального блеска) пришлось приобрести и смонтировать камеру вакуумного напыления алюминием. Покрытие осуществлялось на термовакуумной установке. В дальнейшем этот процесс привёл к развитию на предприятии вакуумного напыления нитридами титана, а также напылению селена для электрофотоносителей.
(…) В 1974-76г.г. опытное производство изготовило необходимое количество грунтозаборных узлов (ГЗУ), были произведены заводские испытания на нашем предприятии, в Ташкенте и в НПО им. Лавочкина.
(…) 9 августа 1976 года космической станцией «Луна-24» было успешно осуществлено глубинное бурение недр Луны в районе моря Кризисов и проведена доставка полученного грунта на Землю, исследование которого проводилось в НИИ геохимии им. Академика Вернадского, а также в других отечественных и зарубежных научных учреждениях. Нас, как участников этого эксперимента, пригласили в институт Вернадского на «смотрины» лунного грунта. Он был серого цвета и напоминал пепел выкуренной сигареты.
В 1977 году работа по созданию установки глубинного бурения на Луне была удостоена Государственной премии СССР. От нашего предприятия лауреатом государственной премии стал руководитель предприятия и главный конструктор О. С. Русаков, а заместитель начальника производства был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Работа также была отмечена медалью Выставки достижений народного хозяйства (ВДНХ). Московская центральная студия научных фильмов оставила для потомков ленту «За лунным камнем». Фильм о работе над буровой установкой ЛБ 09.0000 снят по заказу КБОМ.
P. S. Светлая память Михаилу Ивановичу Черногубову. Вот так надо уходить: человека нет, а дело его живет…
Татьяна Сарибжанова.
Фото Бориса Никитина