Как ни крути, а Ковров — город маленький. Информация у нас распространяется ну если не со скоростью света, то очень быстро. Еще в первых числах февраля до меня долетела обескураживающая новость: в администрации 28 января собирали представителей ритуальных компаний, чтобы сообщить — с 1 февраля начинает функционировать новое кладбище в районе деревни Игумново. Хоронить традиционным способом теперь можно лишь там, а вот на других кладбищах… От услышанного я внутренне даже содрогнулась, потому что подзахоранивать в ограды (так называемые родовые захоронения) разрешат теперь только урны с прахом, причем даже там, где есть место под традиционное захоронение. Для Троицко-Никольского утвержден вариант щадящий. Есть подтверждающий документ на захоронение в ограде — вам повезло. Нет, тогда мы с вами в одной лодке. Правда, моя история связана с Андреевским кладбищем.
Не знаю, какое впечатление произвела эта информация на вас, но две последующие недели я просыпалась и засыпала с мыслью о том, как подготовить 80-летнюю маму, пережившую всего несколько месяцев назад смерть сына, моего родного брата, к принятому городскими властями решению. Вообще надеялась, что это лишь слухи или кто-то что-то не так понял. Нет. Сон оказался явью.
Хороним, как положено
На 16 февраля городскими властями была анонсирована пресс-конференция по интересующей меня теме. И уверена, не только меня! И она состоялось. С журналистами общались зам. главы администрации, начальник управления городского хозяйства Амангельды Куандыков, зам. начальника УГХ администрации Александр Королев, начальник отдела муниципального контроля и технического надзора Владимир Шнель. В мероприятии также участвовали директор МКУ «Город» Виталий Лопатин, директор ООО «Память» Геннадий Шанчуров и представители ритуальных компаний.
В этой истории мне однозначно не хочется скатываться до уровня обличителя — мол, власти творят нЕчто, а людям расхлебывать. Хотя первый порыв был именно таким.
Мне, например, импонирует желание администрации навести порядок в вопросах захоронения. Так и рвется наружу — давно пора! Поэтому к озвученным представителями мэрии слоганам: «Все должно быть по закону! Входим в правовое поле! Хороним, как положено!» отношусь только «за».
Но! Позвольте мне порассуждать как обывателю, как рядовому жителю города.
Начну с главного для меня, но по всей видимости совсем не главного для тех, кто сегодня так ратует за новшества в деле захоронений. Я — человек православный, все мои близкие — тоже, поэтому тема кремации для нас закрыта. «Игумново!» — возразят мне, и вопрос снят. Но у меня опять — Но! Мой отец похоронен на Андреевском кладбище в 2002 году. У нас там ограда и небольшой участок земли. Рассуждали, как все: будем лежать в одном месте, да и ухаживать так проще. В октябре 2021-го умирает мой брат. Без проблем произвели захоронение, место в ограде еще осталось. Причем в «нашей» части Андреевского кладбища свободных мест предостаточно.
Пошагово следую предложенной властями «инструкции»… Сегодня, не дай Бог, конечно, если что-то случится, я, как сотни, а может, и тысячи ковровчан (никто же не считал!), должна поступить не по-христиански с близкими, или со мной должны поступить не по-христиански. Я говорю о подзахоронии урны с прахом там, где это можно сделать вполне традиционно, по-нормальному.
Открытие кладбища в Игумново для Коврова бесспорное благо. И с этим никто не спорит. Но это не мой случай. Сегодня я еще в силе, и личный транспорт есть. А завтра? И эти вопросы, я просто уверена, сейчас будут и будут задавать ковровчане. Да и не только эти…
На пресс-конференции конкретно по Андреевскому кладбищу прозвучала обнадеживающая информация: решение по нему планируют пересмотреть. И это разумно. Кстати, сэкономит места на новом кладбище, а значит, оно прослужит дольше. Но… Опять это злосчастное НО! Но решение примут не раньше весны, будут ждать, когда снег растает, чтобы Андреевское кладбище обследовать. А что делать сейчас? Ответ прозвучал жесткий. Официально Андреевское кладбище закрыто, кстати, еще с 2007 года, и сейчас — только урна. Замечу, что представители власти постоянно называли урну «капсулой», ухо резало, и очень. Вот она, цена нашей жизни — капсула. В общем, в свете услышанного остается надеяться на Божью милость, тянуть до весны, когда верх возьмет торжество здравого смысла. С Андреевским кладбищем пока все.
Про Троицко-Никольское повторюсь: с 1 февраля оно официально закрыто, хотя подзахоранивать на нем привычным для нас способом можно. Но! Исключительно в пределах границ погоста. Мы помним, что последние 15 лет ковровчан хоронят за пределами этого кладбища, и там в оградах тоже есть места. Но подзахоранивать в них нельзя. КАТЕГОРИЧЕСКИ!
А вот чтобы осуществить подзахоронение в границах кладбища, смотрителю необходимо предоставить документы, подтверждающие родство, и — разрешение на захоронение. На старом кладбище и на погосте в районе Коврова — 2 даже если в ограде еще есть место, подзахоранивать нельзя. Только прах в урне.
Кремировать где?
Опять к не очень приятной лично для меня теме — кремации. Ближайший от Коврова крематорий находится в Нижнем Новгороде. По информации представителей ритуальных компаний, кремация обойдется родственникам как минимум в 30 тысяч рублей. Про то, каково это будет людям — и в морально, и в финансовом плане — никто не подумал и думать не собирается. А вообще, мы, жители небольших городов, готовы к кремации? Но нас никто об этом не спрашивает. Есть Игумново — и этим все сказано…
Только с разрешения администрации
Без разрешения администрации теперь ни одна ритуальная компания не имеет права произвести ни захоронение, ни подзахоронение. И это абсолютно нормально, раз решили наводить в этой части порядок. Зам. главы администрации Амангельды Куандыков в спорных вопросах даже сам готов включаться в процесс — разрешать — не разрешать. Порыв похвальный. Но только, уважаемый Амангельды Хаджимуратович, вам что — больше заняться нечем? У нас настолько все хорошо в ЖКХ? Я бы так не сказала. СанПиНом по захоронению на закрытых кладбищах прикрылись, как броней, забыв про повсеместный мусор, про невывезенный снег, про нечищенные тротуары, про сосульки… А ведь это все тоже регламентировано разными документами. И далеко не всегда они выполняются.
Поскольку новое кладбище находится в хозяйственном ведении управления городского хозяйства, с заявлением о предоставлении земельного участка для погребения умершего необходимо обращаться по адресу — ул. Грибоедова, 129. За получением согласования о подзахоронении урн с прахом на закрытых кладбищах — в кабинет № 124 на ул. Краснознаменной, 6, тел. 2-14-12.
Новое кладбище
Как признался главный коммунальщик Коврова, и с подъездными путями, и со снегом на открытом 1 февраля кладбище есть проблемы. На момент проведения пресс-конференции там было произведено 23 захоронения.
Раньше нам, журналистам, власти называли цифру в 40 с лишним тысяч захоронений в Игумново. На этот раз прозвучала цифра 8 350. Получается, что строительство некрополя будет продолжаться. В Игумново открыты кварталы для захоронений представителей всех концессий. Кладбище предусматривает и отдельное место для захоронения почетных граждан. Здесь уже установлены видеокамеры, выделены средства и на охрану. Ведутся переговоры с перевозчиком об открытии с мая по сентябрь автобусного маршрута, чтобы люди могли добираться до кладбища из Коврова.
Бесплатно на новом кладбище под захоронение выделяется 6 кв. м земли (два захоронения), остальную землю придется выкупать. Но об этом мы расскажем чуть позже.
Разные у нас приоритеты
Пользуясь случаем, хочу поблагодарить своих коллег за неравнодушие, которое они проявили во время пресс-конференции, вставая на защиту жителей. Вопросы звучали самые разные, большинство из них я постаралась отразить в этом материале. Из нашего дружного ряда выбивалась лишь представитель муниципальной газеты «Ковровская неделя». Ее интересовало следующее: предусмотрена ли на новом кладбище аллея для почетных граждан и… как накажут ритуальные компании, которые после 1 февраля произвели незаконные захоронения на старом и Троицко-Никольском кладбищах.
Какие же у нас у всех разные приоритеты…
О нарушениях, к слову, журналистам рассказал Владимир Шнель. Выявлено четыре незаконных захоронения, составлены протоколы, дела будут направлены в правоохранительные органы. Ритуальные компании в итоге наказаны. И здесь в защиту ритуальщиков сказать нечего. Были предупреждены. Но. И опять это НО. Чтобы сделать фотофиксацию нарушений, власти снега не побоялись, а в Андреевское проехать, чтобы успокоить людей, — будем тянуть до весны.
«Мы не должны идти на поводу у беззакония, все только по закону», — звучало как мантра на пресс-конференции. Но сколько в своей истории мы знаем примеров, когда законы принимались, а потом отменялись. И сколько из-за всего этого ломалось судеб…
Да, есть постановления, есть СанПиНы, но в первую очередь нужно думать о людях. В конце концов все мы смертны. Одна из заповедей Божьих так и гласит — возлюби ближнего твоего, как самого себя. Увы, любить другого, как себя, мы так и не научились.
Ирина НАЗАРЕНКО.
Фото Бориса НИКИТИНА.