Так уж получается, что в этом году на страницах «Знаменки» мы довольно часто рассказываем о библиотеках, юбилеях культурных учреждений, читателях, книгах… И происходит все это как-то само собой – совершенно не по заказу. Просто объявленный в России Годом науки и технологий 2021-й – это время вспомнить и о книге, и о творчестве, и о выдающихся умах прошлого и современности, не забыв, однако, что многое начинается как раз с двери под названием «Библиотека» в родной школе. Туда спешат после уроков взять заданное для прочтения произведение, полистать журналы, посмотреть подготовленную любовно выставку, поучить уроки… А еще эта неповторимая атмосфера покоя, книжной тишины и интеллигентности, когда хочется говорить шепотом, объясняет ученикам без слов – здесь живут Культура и Память, без которых независимо от времени, в котором ты существуешь, ничего дельного не выйдет, как ни старайся.
25 октября — Международный день школьных библиотек — мы провели с энтузиастом библиотечного дела, творчески одаренным человеком и очень обаятельной женщиной – Валентиной ГОЛУБЕВОЙ – заведующей школьной библиотекой школы №24.
— Валентина Алексеевна, чем живет школьная библиотека сегодня? Что осталось неизменным, а что поменялось?
— Приятным и оптимистичным остается факт существования до сегодняшнего дня прежнего трепетного отношения учащихся и сотрудников школы к библиотеке. А вот изменилось за последнее время здесь многое. Я профессиональный библиотекарь, то есть из тех, кто закончил специализированные учреждения по данному направлению (сначала Владимирский колледж культуры и искусства, затем Московский Государственный институт культуры, факультет библиотековедения). Меня с детства привлекали музыка, искусство, литература. Закончив музыкальную школу, после 8 класса пыталась поступить в Муромское музыкальное училище, но не прошла по конкурсу. После этого для себя решила, что судьбу мою определят книги и профессиональная работа с ними. И ни разу не пожалела об этом! Работая многие годы в библиотечной структуре, я прошла все ступеньки профессионального развития – библиотекарь, старший, ведущий библиотекарь, заведующая отделом обслуживания и заведующая библиотекой ЦДОД «Родничок». С декабря 2008 года руковожу библиотекой в школе № 24.
Что такое школьная библиотека сегодня? Это не только грамотно устроенное хранилище информации, классических произведений, учебников, оформленные книжные выставки. Чтобы быть достойным помощником читателю, библиотекарю необходимо обладать универсальными знаниями, компетенциями, быть активным, инициативным и обязательно доброжелательным человеком. А еще постоянно расти профессионально, учиться, обмениваться опытом с коллегами, находить новые горизонты. Уверена, что развиваться необходимо непрерывно, тогда и окружающим с тобой будет интересно. У нашей школы уникальное в городе положение – два здания, в которых обучаются отдельно ребята начальной школы и старшего звена. И библиотек — две! Поэтому мои дни наполненные, разнообразные, интересные! Мне нравится в моей деятельности абсолютно все: от редактирования картотек, подготовки и проведения мероприятий, библиотечных уроков, оформления книжных выставок до серьезной работы по формированию заказа школьных учебников, где важны многочисленные нюансы, а ошибки недопустимы. Ответственность у библиотекарей большая (в том числе — материальная), но, работая в команде с людьми, имеющими одинаковые акценты, задачи, с теми, кто идет в одном с тобой направлении, — не испытываешь трудностей. В нашей школе очень дружный и сплоченный коллектив – обратиться друг к другу за помощью и получить ее — обычная практика. Огромная благодарность за это нашему директору – Ларисе Владимировне Воробьевой, которая охотно поддерживает творческие замыслы, создает условия, мотивирует к движению вперед. Библиотека заметно обновилась в последнее время — закуплена новая техника и современная мебель, сами помещения отремонтированы, в них теперь светло и комфортно. В библиотеке начальной школы удобно проводить занятия с ребятами. В помощь этому имеются и проектор с экраном, и необходимая техника для показа фотографий, презентаций, проектов. Библиотечное помещение для старшего звена, увы, небольшое, поэтому стараюсь сделать его многофункциональным – этого требует и действительность, в которой мы сейчас живем: мобильное время – мобильная библиотека.
— У вас очень уютно и красиво. На стенах картины, много цветов…
— Считаю, что человека должно окружать прекрасное. Очень сама люблю уют, чистоту, приятные взору предметы интерьера. Хочется, чтобы ученики приобщались к культуре в широком смысле этого слова. И они благодарно отзываются на мои начинания! Дети любят здесь бывать. Редко, когда в нашей школьной библиотеке пусто. Здесь даже тишина особая, и ребята сюда приходят и после учебы, и уроки делают, заходят поговорить и посоветоваться по каким-то вопросам. Учителя тоже охотно сюда заглядывают – кто тетради проверяет, кто с учеником дополнительно занимается, кто просто отдыхает. Всем стараюсь уделить внимание, а наша школьная библиотека напоминает кабинет психологической разгрузки: спокойствие и комфорт для всех…
— Валентина Алексеевна, многие ли ребята являются вашими постоянными читателями? Чем сейчас интересуются ученики?
— Книжный фонд у нас большой – около 35 тыс. экземпляров, немало книжных новинок. Я в классах провожу уроки Мужества, информационные и литературные часы. Также юных читателей направляют в библиотеку учителя русского языка, литературы, истории. Они рекомендуют, предлагают и презентуют на уроках как классические произведения, так и новинки литературы. Так что на отсутствие большого количества желающих почитать жаловаться не приходится – и я этому крайне рада!
Не назову наш фонд устаревшим: есть новые поступления, многие отдают книги в дар библиотеке. Стараюсь почаще формировать интересные выставки-презентации для привлечения внимания читателей. По возможности выделила в помещении зоны по интересам. Многие увлекаются фантастикой – вот она, пожалуйста, на открытых полках, где очень удобно найти интересующее произведение. Строго слежу за тем, чтобы книги не задерживали, сдавали вовремя. Ведь это тоже культура – думать не только о своих желаниях, но и учитывать интересы других.
Особое внимание отвожу краеведению. Это моя большая любовь! Я аттестована как педагог дополнительного образования и поэтому имею возможность вести кружки и дополнительные занятия. Самый мой востребованный и любимый кружок – «Знатоки родного края». Здесь занимаются ребята с 4 класса и старше. С ними проводим занятия не только в стенах библиотеки, но и за пределами школы. Ходим, например, на экскурсии. Так важно, чтобы ребята не только услышали, но и увидели, потрогали, оценили уникальность каждого факта. Результаты этого есть – уже много лет подряд члены моего кружка — победители и призеры городского конкурса «Умники и умницы» в краеведении. Они очень ответственно подходят ко всему, а главное – с душой. Ведь это так важно: любить свой родной край, место, где родился, рос, становился личностью. А школьная библиотека – одно из начал такого становления. Разве это может не радовать? Кроме того, являюсь еще и руководителем «Виртуального музея». Помещение не позволяет развернуться – поэтому и название такое…
— Какой представляете себе школьную библиотеку будущего? Скажем, лет через десять…
— Я недавно была на курсовой подготовке по повышению квалификации. На меня очень большое впечатление произвела представленная нам современная библиотека на основе зонирования, когда выделены в помещении и соответственно оформлены зоны по интересам: для любителей фантастики, сказок, современных технологий… Сразу подумала – нам бы такое… Очень решение нестандартное и интересное – для современной библиотеки это несомненная польза. К сожалению, такое возможно, наверное, только в современных уже постройках. В школах старой планировки этого, конечно, добиться крайне сложно. Но зато можно и нужно использовать обязательно какие-то элементы такого предложения. Вот такой она – библиотека будущего – и должна быть: мобильной, привлекательной, креативной, где каждому найдется место для общения с книгой.
— Валентина Алексеевна, что можете пожелать коллегам, читателям, любителям книг?
— «Выбери себе работу по душе и тебе не придется работать ни дня в своей жизни» — эта фраза Конфуция обо мне. Любить профессию, трудиться с удовольствием — одно из важных звеньев, составляющих счастье, и этого я пожелала бы многим. Для меня все, что связано с книгой, знанием, культурой — бесценно. Людьми рождаются, а личностями становятся благодаря внутреннему труду и старанию. В жизни все важно: и внешнее, и внутреннее. Давайте бережно хранить завещанное нам мудрое сокровище – книгу, чтобы через нее приобщаться к прошлому, переживать интересно настоящее и быть готовыми к будущим возможным испытаниям.
Я поздравляю своих уважаемых и дорогих коллег и всех, кто имеет отношение к книге, к чтению, с Международным днем школьных библиотек! Пусть каждый день обогащает нас чудесными открытиями, новыми знаниями, вдохновляет и радует!
Анна ЗИМИНА.
Фото предоставлены Валентиной ГОЛУБЕВОЙ
Лариса Воробьева, директор школы №24:
«Наша школьная библиотека – это центр, в рамках которого проходит множество мероприятий различного уровня. Это островок культуры, просвещения, образования и интеллекта. Так важно выбрать книгу на полке, подержать ее в руках, полистать, на мгновение перенестись в другой мир. Валентина Алексеевна – энтузиаст, специалист высочайшего уровня. Там, где она- полный порядок, можно быть спокойной, что все под контролем. Она изучает историю не только школы, но и города. Всегда активна, «на подъеме», готова помочь любому обратившемуся с просьбой. Неслучайно и наши дети, и мы, педагоги, так любим нашу школьную библиотеку…»