Главная Знай наших... ВСЕМУ СВОЕ ВРЕМЯ

ВСЕМУ СВОЕ ВРЕМЯ

опубликован manager

Ежегодно у сотен тысяч родителей будущих первоклассников возникают одни и те же вопросы: когда и какие именно подавать документы для поступления в первый класс, какую школу выбрать и как вообще грамотно организовать переход своего чада из детского сада на новую ступень. Хлопоты волнительные и вполне понятные. Только не все взрослые при этом учитывают и понимают важность еще одной составляющей – достаточной подготовки самого ребенка к школьному обучению. Родителям кажется, что, выучившись считать, читать и даже писать перед школой, их первоклассник просто «обречен» на успех. К сожалению, это не всегда так. Определять готовность ребенка к школе необходимо по многим составляющим, основой которых будет являться психологическая и речевая готовность.

В преддверии скорой волны подачи документов в первые классы мы встретились с учителем-логопедом средней школы №21 Светланой ПЕТРЯКОВОЙ, которая, ежегодно исследуя сформированность речи первоклассников в рамках учебного процесса, может поделиться своими наблюдениями с родителями будущих школьников, а также дать им необходимые рекомендации.  

            — Светлана Борисовна, расскажите о специфике работы логопеда в школе. Зачем нужен этот специалист?

— С речевыми проблемами детей родители, как правило, сталкиваются в садике и считают, что логопеды нужны именно маленьким детям. Но не всегда получается скорректировать дефекты до школы, и причины здесь самые разные. Иногда взрослые не придают серьезного значения  нарушениям в произношении и даже не замечают каких-либо серьезных дефектов. А в первом классе – раз, и «повылезали» проблемы. Но просто так ничего не бывает, значит, сложности уже были, и их надо преодолеть и разрешить. Поэтому в первом классе логопед и обследует детей, выявляя речевые «погрешности», чтобы они в дальнейшем не тянулись шлейфом все годы учебы. Например, смешивая звуки и воспринимая их на слух как одинаковые, дети переносят это впоследствии на письмо, а результат – мало кого порадует… За первый класс можно скорректировать мелкие нарушения для успешного обучения в дальнейшем. Многим известные дисграфия (нарушение письма) и дислексия (нарушение чтения) ярко заявляют о себе именно во 2-м классе, если ничего не предпринимать в 1-м. И именно логопед здесь – первый друг и помощник и детям, и родителям.

 — Светлана Борисовна, опыт у вас достаточно большой. Бывали ли серьезные случаи речевых нарушений, когда вы понимали, что за первый класс не сможете помочь ребенку?

— Восьмилетний опыт работы логопедом позволяет мне дать оценку отдельным таким случаям и проанализировать их. Возможно, это поможет кому-то.

Например, до школы ребенок посещал коррекционную группу детского сада, занимался со специалистом, но по каким-то причинам семье не посоветовали пойти на комиссию или в коррекционный класс. Первоклассник оказывается в общеобразовательном классе, программа которого для него сложна, он быстро утомляется, у него мало что получается. В этой ситуации страдают все: и школьник, и родители, и педагог. Последний вызывает маму и папу, беседует с ними о неудовлетворительных результатах, советует пройти психолого-педагогическую комиссию (ППК), которую многие родители воспринимают очень болезненно и не всегда правильно. Необходимо всегда исходить из понятий перспективной пользы каких-либо действий и решений: бывает, что комиссия оставляет ребенка на повторное обучение, и это идет ему на пользу. За второй год первого класса ребенок «созревает», и бояться этого не надо! Бывает и другой вариант – представители ППК советуют родителям определить ученика в коррекционный класс, где программа адаптирована специально под таких детей. Такие классы, например, функционируют в школах №15 и №24. И данный вариант также приемлем для успешной школьной адаптации ученика.

 — Как организована ваша работа как логопеда с учащимися?

— В рамках логопедического обследования первоклассников, которое проходит, как правило, в октябре, полученные результаты озвучиваем на совещании при директоре, доводим до сведения родителей и законных представителей. Какие нарушения в основном выявляем? Это и произношение, и недоразвитие речи разной степени. Формируем группы, а также планируем индивидуальные занятия для логопедической помощи таким учащимся. В течение года все занятия проходят на базе школы абсолютно бесплатно, их регулярность зависит от степени сложности и промежуточных результатов работы. Родители в основном понимают важность таких дополнительных уроков по речевому развитию детей, помогают им в преодолении трудностей. Редко, но, к сожалению, бывает и так, что родители сознательно отказываются от подобных занятий – причины разные. Они пишут отказ, и здесь мы – педагоги – по закону можем только наблюдать, вмешиваться в процесс не имеем права… Не каждая школа может похвалиться наличием логопеда, поэтому если в учебном учреждении такой имеется, считайте, что очень повезло, и отказываться от грамотной и квалифицированной помощи, по крайней мере, нелогично. Значимость логопеда и психолога трудно переоценить, без данных специалистов современная школа уже просто немыслима!

— Что будет, если логопедические проблемы не решать?

— Прежде всего это будет отражаться на усвоении школьного материала, а со 2-го класса —  и на оценках ребенка. Нерешенные проблемы в устной речи с точностью до 99% перенесутся на речь письменную. Возникнут проблемы с русским, чтением, общим пониманием прочитанного. Поэтому лучше всего, конечно, все скорректировать до школы. А если уж не хватило этого периода, то продолжить эту работу в первом классе под руководством специалиста, чтобы устранить факторы, мешающие положительному процессу.

— Светлана Борисовна, как вы считаете, почему сейчас выявляется гораздо больше речевых нарушений, чем, скажем, лет двадцать назад?

— Да, действительно, ежегодно число детей с нарушениями речи неуклонно растет. Причин называют много и сравнивают с «советским прошлым», где такого вроде бы не было. На самом деле данная проблема существовала всегда, просто раньше ей не уделялось такого внимания, как сейчас, а  дети с речевыми нарушениями оставались «за бортом»: их проблемам не придавали серьезного значения. Данные не озвучивались, даже некоторых диагнозов не было. Удивительно, но классическая логопедия с ее основными положениями написана именно в советское время! И за последние десятилетия ничего принципиально нового не добавилось.

Одной из причин называют и экологию. Возможно, это и так. Другой причиной считают отсутствие регулярного чтения у детей: «Раньше говорили лучше, потому что много читали. Сейчас читают мало, поэтому плохо говорят». Действительно, речь и чтение взаимосвязаны. Необходимо с детьми очень много читать, приучать их слышать правильное произношение. Ведь если взрослый будет разговаривать с малышом через книги, их обсуждать, то речь будет формироваться естественным путем.

Называют в качестве причины и постоянный стресс современной жизни, ее многозадачность, которая плавно «перекочевала» от родителей к детям.

— С 1 апреля стартует прием документов в первый класс. До этой даты – всего месяц, и многие родители уже сейчас задают себе больше вопросов, чем получают ответов. Проясните, какие навыки необходимы для успешного обучения детей в 1-м классе?

— Прежде всего, хочу обратить внимание родителей на то, что умение считать и читать – это не абсолютный показатель готовности ребенка к обучению в школе! На данный счет заблуждений предостаточно. Родители часто учитывают какую-то одну сторону готовности, например, интеллектуальную: «И считает до тысячи и обратно, и читает бегло, и даже пишет!» Замечательно, но успешное обучение в школе – это совокупность факторов общей готовности: психологической, интеллектуальной, волевой и возрастной.

Если говорить о речевом развитии, то к первому классу должно быть сформировано правильное звукопроизношение в потоке речи, нельзя пропускать звуки, искажать их. Ребенок может не уметь читать (и это абсолютно нормально!), но при этом должен называть все звуки в слове, их количество, соединять звуки в слова. Эту ступень перешагнуть нельзя, и навык этот довольно легко натренировать. Будущий первоклассник должен обладать достаточным богатым словарным запасом (примерно 4000-7000 слов), который со временем должен расширяться. Важно и правильное построение предложений – и в смысловом, и в грамматическом виде, а также использование связной речи. За эталон ребенок часто принимает родительскую речь, об этом надо помнить! Лично я, как специалист, за то, чтобы много учить с детьми наизусть – великолепная тренировка памяти! А еще пересказывать небольшие тексты – тоже отличный материал для развития речи.

 — Светлана Борисовна, когда родителям явно не стоит торопиться отдавать детей в первый класс?

 Самое главное – четко знать и осознавать проблемы своего ребенка. Никогда не стоит торопиться и поступать, как все. В первый класс принимают детей с 6,5 до 8 лет. Промежуток огромный! И если один готов в 6,5, то другой в это время не способен к обучению психологически. Не случайно ведь раньше в школу принимали не раньше семи лет, полгода – это много! Именно в семь лет происходит переломный момент в ведущей деятельности ребенка – она меняется с игровой на учебную. Принципиально важно начать обучение вОвремя – не раньше и не позже. Очень часто родители задают вопросы по «ноябрьским» и «декабрьским» детям: отдавать в 6,8 или в 7,8? Здесь нужно прислушаться к мнению специалистов – воспитателей, логопедов, психологов. Именно они должны дать общую оценку готовности дошкольника, главной из которых является психологическая, а не интеллектуальная! Мотивация ребенка должна проявляться именно в желании учиться, а родители часто путают ее с простым желанием пойти в школу – купить новый портфель, ручки, карандаши и т. п. Ребенок и в пять лет может изъявить желание ходить в школу, только мотивация эта – внешняя, а за партой сидеть он еще совсем не готов. Кстати, на занятиях по подготовке к школе, которые посещают многие будущие первоклассники, это очень ярко проявляется. Здесь педагоги могут адекватно оценить все нюансы, подсказать родителям, как лучше будет сделать. Бывали и в моей практике случаи, когда родителям советовали на таких занятиях подождать с поступлением в первый класс. На следующий год на подготовку приходили совсем другие дети! Все очень индивидуально! Мое личное мнение и как педагога, и как мамы – лучше отдать ребенка позже, чем раньше. Своего «декабрьского» сына буду отдавать в 7,8…

 — Логопедическое сопровождение осуществляется только в начальной школе? До какого возраста нужен логопед?

— Отвечу так: смысл работы над речью есть всегда. Только вот все программы коррекции написаны до 4 класса, хотя правильным считаю продолжение занятий до закрепления положительного результата. Возможно было бы с имеющимися наработками выйти и в старшее звено, но вопросы организации подобных занятий под большим вопросом в силу загруженности школы, да и нужен тогда еще один логопед! Радует все-таки, что с большинством ребят за начальную школу мы добиваемся хороших результатов, а дальше… Кто-то продолжает поддерживающие занятия в частном порядке, кто-то занимается самостоятельно, а кто-то просто успокаивается. По-разному бывает. Но то, что для логопедических занятий, чтобы был толк, нужна ежедневная работа – факт.

 — Светлана Борисовна, что посоветуете родителям будущих первоклассников?

 — Прежде всего успокоиться – еще ни один ребенок не остался без образования! Все станут первоклассниками – никого не забудут! Заблаговременно до школы обратить внимание на имеющиеся проблемы у ребенка, в том числе речевые. Если сложно самим, обратитесь к грамотному специалисту за консультацией, поговорите с воспитателями, психологом и логопедом в вашем саду. А самое главное – принимайте своего ребенка таким, какой он есть, искренне любите его и помните, что всему свое время. Не торопитесь в принятии решений!

— Спасибо за интересную беседу.

 

Татьяна САРИБЖАНОВА.

Фото из личного архива Светланы ПЕТРЯКОВОЙ.

 

ПРИМЕЧАНИЕ

02.09.2020 года вступил в силу приказ Минпросвещения №458, в котором нашли отражение изменившиеся правила поступления в 1-й класс. Главное новшество – сроки подачи заявления и необходимой документации: начало приема 01.04.21, а окончание – 30.06.21. Данное правило касается учащихся, проживающих на территории, закрепленной за школой, или дающее право на поступление в заведение, где уже учатся его братья или сестры. Для всех остальных зачисление в желаемое учебное учреждение будет производиться с 06.07.21 при наличии свободных мест. Неизменным осталось следующее: в первый класс принимаются дети, достигшие возраста 6,5 лет, и не позднее 8 лет.

0 комментарий
0

Вам может понравиться

Оставить комментарий