— Наша семья пострадала ни за что, — вспоминает ковровчанка Людмила Моисеева, дочь репрессированного в 40-е годы отца, безвинно попавшего в жернова системы, которая без счета перемалывала человеческие судьбы и жизни. —
Папа воевал в Сталинграде. Мы с мамой эвакуировались из Ростова в самое пекло, под Сталинградом, недалеко от тех мест, где как раз шли бои. Весь израненный, на костылях, в 44-м папа вернулся домой. Ночью на станицу — и откуда только взялась? – напали румыны. Последнее имущество, что не нашли до этого немцы, подчистили, погрузили на телегу. Забрали в качестве пленных и израненных, а потому очень слабых мужчин, переодев их в свою черную румынскую форму. В степи пленные – все-таки все военные – освободились и разбежались кто куда. Папа мой спрятался на одном хуторочке, где жили две молодые женщины. Женщины на него донесли. Он же в румынской форме к ним прибежал…
Дальше, как в нехорошем кино: пытки, допросы, 10 лет лагерей… Клеймо «врагов народа» на всю семью… И поломанные, скомканные судьбы людей! Людмила Михайловна, сорок лет своей жизни отдавшая медицине, и сегодня говорит: «Не дай Бог никому!»
— И не дай Бог, чтобы это когда-нибудь повторилось! – подытоживает она.
30 октября в нашей стране отмечают скорбную дату – День памяти жертв политических репрессий, — вспоминая горькие и страшные страницы нашей истории. В этот день вот уже девять лет возле памятной стены в историко-мемориальном парке проводится траурный митинг с возложением цветов.
— В Коврове и Ковровском районе жертвами политических репрессий в 1930-50-х годах стало 1030 человек, — сообщила Ольга Монякова, директор городского музея, — из них 163 человека расстреляны, 744 – осуждены, 81 – направлены в ссылку и на поселение, 42 – приговорены к штрафам, принудительному лечению в психиатрических больницах и другим наказаниям. Люди страдали целыми семьями! Сегодня самих жертв политических репрессий в нашем городе не осталось. Вот только Людмила Моисеева, пострадавшая как дочь.
Об обязанности помнить трагичные события нашего прошлого и передавать эту память последующим поколениям говорили и Екатерина Ульянова, заместитель главы администрации по социальным вопросам, и Сергей Кашицын, депутат городского Совета. Последний поделился и своей семейной трагедией – его прадед попал в жернова истории.
Памятник жертвам политических репрессий был открыт в Коврове в 2017 году. Инициатором стало местное отделение «Единой России», которое на тот момент возглавлял Анатолий Зотов. Он поблагодарил всех, кто был причастен к созданию этого памятника и отметил:
— Через тяжкие испытания лагерей ГУЛАГа прошло и огромное количество православных священников, в том числе наш архипастырь, святитель Афанасий Ковровский. Вечная им память и Царствие Небесное… Не зря мемориал устроен рядом с храмом Иоанна Воина, в этом заложен глубокий смысл.
Благочинный ковровского округа и настоятель храма о. Павел (Андреев) напомнил великие слова святителя Афанасия «Русь Святая, храни веру православную, в ней же тебе утверждение», и призвал молиться о том, чтобы страшные события не повторились.
— Только вера поможет нам устоять! – подчеркнул о. Павел, отслужив возле памятника заупокойную литию.
В завершение – у его подножия мягкими огонечками затеплились свечи и словно каплями крови заалели гвоздики…
Инна БУЛАТОВА.
Фото Бориса НИКИТИНА.