Главная Новости К 95-ЛЕТИЮ ВАЛЕРИЯ ЕГОРОВА…

К 95-ЛЕТИЮ ВАЛЕРИЯ ЕГОРОВА…

опубликован manager

Когда смотришь на фотоработы ковровского фотохудожника Валерия Егорова, кажется, даже время замедляет свой бег. Останавливаешься и начинаешь вглядываться в их глубину — будь-то портрет, наизнанку выворачивающий душу модели, или выхваченный и переданный удивительно точно, динамичный и яркий, спортивный момент.

18 октября признанному мастеру черно-белого снимка, фотожурналисту и фотохудожнику, члену Международной федерации фотоискусства (ФИАП) и заслуженному работнику культуры России Валерию Егорову исполнилось бы 95… Его нет на этой Земле уже 15 лет.

В своей статье Нина Павлова (долгие годы Нина Борисовна была главным хранителем Ковровского историко-мемориального музея, хорошо знала Валерия Андреевича и дружила с его семьей) пишет:

«…Егоров принадлежит к числу мастеров, которые пришли в фотоискусство в послевоенное время. Он родился 18 октября 1930 года в Коврове, в доме № 5 по ул. Октябрьской, в рабочей семье. В те годы это был один из лучших коммунистических домов, в котором жили передовики производства. Отца Андрея Васильевича в январе 1942 года призвали на фронт. Вернулся он только в 1947-м. Поэтому по окончании 7 классов в школе № 1, в 1944 году, 14-летний Валерий, старший из пятерых детей в семье, устроился на работу в артель «1 Мая» лаборантом, чтобы помогать матери поднимать младших. Здесь он проработал 5 лет и получил квалификацию портретного ретушера 7 разряда. Но в те годы у него даже не возникало мысли о том, что фотоискусство станет его смыслом жизни…»

Именно так, смыслом жизни… Нина Борисовна отмечает что Валерий Егоров был чрезвычайно увлеченным человеком.

— Я бы сказала, неугомонным! Его все интересовало, он всегда во все досконально вникал, — рассказывает она, — повсюду носил с собой светло-коричневый кожаный кофр, в котором лежал фотоаппарат, и к нему — разные приспособления. Его жена, Зинаида Алексеевна, жаловалась, что дома супруга не видит: то он в городе кого-то снимает, то в фотошколе с ребятами, то на соревнованиях…

Посмотрите вот на эту фотографию (на ней мотогонщики летят с горы прямо на зрителя, кажется, что они сами вот-вот столкнутся. Прим. автора). Это же надо было поймать такой ракурс! Егоров разве что под мотоцикл не ложился. Мотогонщики после ему выговаривали: «Андреич, ты что? Мы бы тебя задавили!» Он в ответ только отшучивался.

Признание коллег, фотошкола, большое количество разных наград…  Все это будет гораздо позже.

Всерьез заниматься фотографией Валерий Андреевич начал в конце 50-х годов, а впервые его работы получили известность в 1963 году. Нина Борисовна пишет, что произошло это на второй областной выставке «Семилетка в действии», где представленные ковровчанином фотографии были удостоены третьей премии.

«…Тогда же они были замечены известными советскими фотохудожниками Абрамом Штеренбергом и Наумом Грановским. Их оценка подтолкнула Егорова к профессиональному самосовершенствованию.

«И все равно иллюзий я не строил, просто стал больше снимать. Старался увидеть что-то свое, осмыслить, а затем воспроизвести», — вспоминал Валерий Андреевич…

В августе-сентябре 1965 года состоялась первая городская выставка работ фотолюбителей г. Коврова, которая послужила толчком к созданию в городе фотоклуба. В. А. Егоров был избран его председателем…»

К 1965 году относится и одна из самых пронзительных его фоторабот. «Орден сына» … На снимке лаконичный черно-белый портрет Пелагеи Ефимовны, матери защитника Брестской крепости Федора Рябова, получившая награду за погибшего сына, спустя десятилетия после войны.

— В начале 60-х первым тему защитников Брестской крепости стал поднимать писатель Смирнов, — продолжает рассказывать Нина Борисовна. — Тогда об их подвиге страна и узнала. Орденом Отечественной войны 1-й степени нашего земляка, уроженца Вязниковского района Федора Рябова наградили посмертно, для чего мать героя пригласили на торжественную церемонию в ковровский клуб им. В.А. Дегтярева. Она была уже старенькая, вся седая. Вручили ей орден, и она спускается с ним по лестнице. Там ее Валерий Андреевич и остановил…

Фотография получилась поразительной по своей глубине. Она побывала на разных выставках, принеся автору множество наград. Так, в 1966-м году на Всесоюзном конкурсе в Красногорске эта работа была удостоена 2-й степени, а автора наградили памятным призом – фотоаппаратом «ФЭД».

Однако «визитной карточкой» мастера стала любимая им самим спортивная фотография.

«Спорт – это не только динамика и красота. Больше стремлюсь проникнуть в его психологию. Ведь в борьбе мускулов и нервов куда больше отрицательных эмоций, чем положительных, — говорил в свое время Валерий Андреевич. — Помню, как критиковали меня за снимок известной гимнастки Людмилы Турищевой ( сделал я его незадолго до проводов замечательной спортсменки на тренерскую работу); дескать, мы такой грустной и подавленной Турищеву не знаем… Потом работу признали многие искусствоведы, определив в ней глубину проникновения в личность».

Валерий Андреевич снимал прославленных ковровских мотогонщиков и мотоболистов (множество его фотографий можно увидеть в Музее спорта в Коврове), знаменитого на весь мир, получившего почетный титул «Лучшего гимнаста 20-го века» Николая Андрианова, многих других известных спортсменов.

— Егоров и моего мужа фотографировал, — Нина Борисовна показывает фотографию супруга Владимира — чемпиона области по водо-моторному спорту.

Будучи сам неординарным человеком (ему были подвластны не только фотография, но и спорт, и музыка, и журналистская деятельность), Валерий Егоров любил фотографировать неординарных личностей: не только спортсменов, но и ветеранов войны, заслуженных производственников…

— Он понимал, что, если человек уважаемый, то это не просто так, он – не бездельник. И не только на своем заводе снимал, на КМЗ, но и на других предприятиях, хотя там были свои фотографы. В интернете есть видео, как экскаваторщик гвоздь в землю ковшом забивает. У нас наэкскаваторном заводе был свой такой виртуоз – Валерий Андреевич его тоже фотографировал. Он ковшом закрывал приоткрытый, вертикально поставленный спичечный коробок.

Отдельный пласт творчества Валерия Егорова – художественная фотография. Вот где пригодились полученные в юности навыки профессионального ретушера! Валерий Андреевич буквально жил своим делом, много экспериментировал. Его идеи, неожиданные находки удивляют до сих пор. Например, замечательная работа «Музыкальная пауза» — изогнутый горизонт дает представление края планеты, так и хочется добавить: и пусть весь мир подождет.

Многие фотоработы Валерия Егорова получили признание, печатались в советских и зарубежных журналах. Вот, что пишет об этом Нина Павлова:

«Работы В.А. Егорова публиковали в журнале «Советское фото», в фотоальбомах и каталогах выставок, издававшихся в Австрии, Бельгии, Великобритании, Германии, Чехословакии, Испании, на Кипре, в России, Франции, Югославии, Японии. Он является участником около 400 всесоюзных, республиканских, областных, городских выставок и конкурсов, а также 168 международных. Представленные на них работы фотохудожника отмечены 251 наградой в СССР и России (призы, медали, дипломы), включая 92 международных, в т.ч. золотую, серебряную и бронзовую медали ФИАП.

Сколько бессонных ночей проведено возле фотоувеличителя, знал лишь сам мастер. Без этого вряд ли бы добился Валерий Андреевич признания…

За более чем четверть века его снимки экспонировались на стендах фотосалонов и выставок Бухареста, Будапешта, Западного Берлина, Белграда, Дрездена, Потсдама, Ростока, испанских городов Сабаделя, Реуса, Сан-Себастьяно и югославского Нови-Сада. Международную известность получили работы патриотической и спортивной тематики: «Орден сына» (1966), «Увязшие надежды» (1980), «Лидер» (1981), «Поединок» (1982), «Память сердца» (1982), «В вихре гонки» (1983), серия «Повесть о зеленом друге» (1987), «Послушная лента» (1989), «Кто кого» (1994)…»

Казалось, при таком ритме жизни, при такой погружении в дело, другим увлечениям просто нет места. Но это не про Егорова. Валерий  Андреевич запомнился прекрасным стрелком и тренер-общественник, он был судьей республиканской категории, музыкантом, журналистом, коллекционером… Много сотрудничал со «Знаменкой».

«…В поиске тем мастеру помогали его многочисленные увлечения. В 50-е годы Егоров играл на аккордеоне в эстрадном музыкальном ансамбле. С начала 60-х он становится внештатным сотрудником газет «Знамя труда» и «Призыв», вступает в ряды Союза журналистов СССР. Егоров и спортсмен-десятиборец, в молодости он участвовал в городских кроссах, играл на футбольном поле, занимался пулевой стрельбой. Стрелок-перворазрядник, судья республиканской категории В. А. Егоров был арбитром многих соревнований. Он и тренер-общественник, подготовил несколько мастеров спорта СССР по пулевой стрельбе».

Нина Павлова вспоминает:

— У него была огромная коллекция фотожурналов. Он выписывал их даже из Чехословакии,  Югославии. Интересовался, как коллеги в других странах фотографируют. Восторгался техникой, сам-то снимал на обыкновенный «Зенит»! А еще самозабвенно собирал значки, в основном, спортивной тематики, их у него было более 10 тысяч. Где какие соревнования проходят, писал туда – в Алма-Ату, на север, на Дальний Восток, чтобы у него в коллекции все значки были представлены. Все его коллекции хранятся в нашем музее.

Более 12 лет, с февраля 1994 по июнь 2004 года, Валерий Андреевич руководил фотошколой «Ковров», уникальной, единственной на тот момент в области, созданной руководством Ковровского механического завода.

Воспитанники фотошколы с неизменным успехом принимали участие в различных выставках, фестивалях и конкурсах как в России, так и в странах ближнего и дальнего зарубежья.

— Валерий Андреевич сам занимался настоящим искусством, и своих воспитанников направлял. Разбирал с ними «по косточкам» каждую фотографию. И я от музея к нему в эту фотошколу ходила, помогала лекции проводить по истории фотографии, — делится Нина Павлова. – Он переживал всегда очень. По характеру был бурный холерик, темперамент – взрывной. С ним еще ладить нужно было уметь.

Валерий Егоров ушел из жизни 30 апреля 2010 года. Похоронен на Троицко-Никольском кладбище.

Фотографии Валерия Егорова хранятся в фондах ковровского музея. Их используют для мероприятий, публикаций, выставок. Они, как и раньше, магнитом притягивают к себе взгляд зрителя…

Подготовила Инна БУЛАТОВА.

Фото из архива музея.

0 комментарий
0

Вам может понравиться