– В чем секрет вашего успеха на сцене? – спрашиваю у режиссера ВЕРЫ ВАСИЛЬЕВОЙ, основателя и руководителя известного в городе Образцового театрального коллектива с необычным названием «Пестрый квадрат».
Ответ на этот коротенький вопрос «прошел» через все интервью…
В следующем году «Пестрому квадрату» исполняется десять лет. Его участники – юные, яркие и талантливые – непременные участники многих городских праздников и культурных событий. За десятилетие они, кажется, добились всего: стали лауреатами областных, всероссийских, международных конкурсов, завоевав огромное количество различных наград; получили «Признание» – не только в Коврове, но и на сценических площадках Москвы, Санкт-Петербурга, Владимира, «избалованных» качественными театральными постановками.
Так в чем же секрет успеха ковровского коллектива? В свободе творчества? Оригинальной сценографии? Или в умении режиссера распределить роли так, чтобы каждая была точным, единственно правильным, попадаем в цель?
– Вера Борисовна, ваш театральный коллектив хорошо известен и любим в нашем городе. И название у него такое же яркое, запоминающееся. Как оно появилось, и с чего, собственно, все началось?
– В 2016 году меня пригласили на работу в ДКиТ «Родина» именно с тем, чтобы я создала в нем детский театр. До этого в 8-й школе у меня уже был школьный театральный коллектив «Юный артист». Предстояло создать что-то новое, в том числе придумать название. И пришло вот это – «Пестрый квадрат». Слово «пестрый» ассоциировалось с тем, что все мы разные, как лоскутное одеяло, но в то же время находимся в замкнутом «квадрате» нашего пространства. У меня иногда спрашивают: почему именно «квадрат», а не «круг». Но это как у Малевича – максимально простая геометрическая фигура, которая в то же время – основа всех форм. Уже позже я узнала, что есть книжное издательство «Пестрый квадрат», что еще раз доказывает, что «ничто не ново под луною» и все уже где-то кем-то придумано.
– Одним словом, буйство творчества в отдельно взятом пространстве? Малевич, конечно, с его чернотой отдыхает. Каким был ваш самый первый спектакль?
– Наш «Квадрат» был основан в сентябре 2016 года, и сначала в нем занималось около двадцати человек, в основном, это были ребята из 8-й школы, с которыми я и до этого занималась. Постепенно мы начали расти. Первый спектакль «Муха-цокотуха» показали в начале 2017-го. Это была интерактивная постановка, во время которой наши актеры активно взаимодействовали с залом. Зрители сами выходили на сцену, меняли действие, сюжет, но при этом как бы ни развивались события, артисты всегда «выведут» спектакль на нужный результат. С этой постановкой мы сразу поехали на конкурс во владимирский колледж культуры и завоевали третье место. В жюри, помню, был заслуженный деятель искусств, преподаватель ГИТИСа Александр Бармак. Реакция публики и членов жюри показала: дебют был удачным. Спектакль всем понравился. Недавно мы его возродили.
– А откуда в вас это желание – творить? Из детства?
– Думаю, да. Маленькой я очень любила театр, ходила на все спектакли, на какие возможно было попасть. Помню, устроила в третьем классе для своих одноклассников «Голубой огонек» – подготовила программу, принесла реквизит. Учительница у нас была молодая, и она мне этот эксперимент разрешила. Сорок минут я пела песни, читала стихи, какой-то номер со скакалкой показывала. Одноклассники внимательно меня слушали, а учительница… все это время смеялась.
Позже окончила колледж культуры, затем ивановский университет. Работа часто была связана с творчеством: проводили с коллегами праздники от ДДК «Дегтяревец». Позднее появилось праздничное агентство «Рыжий кот». В городе его хорошо знали, хотя рекламу мы не делали. Программы делали с полной отдачей, для всех детей, как для своих. Одновременно в жизни появился театр. В целом, вся наша семья очень творческая. И дети пошли по моим стопам: сын Егор – профессиональный музыкант. Окончил музыкальную школу при московской консерватории, пишет музыку, прекрасно аккомпанирует, играет в столичном театральном проекте. Дочь Даша начинала свою творческую жизнь в «Пестром квадрате», окончила колледж культуры, институт. Сегодня тоже работает в Москве.
– Сколько участников в «Пестром квадрате»? Какого они возраста?
– Сначала приходили дошкольники, и сегодня есть совсем малыши. Могу сказать смело: в «Пестром квадрате» занимаются дети от трех до 17 – 18 лет, до окончания школы.
Состав коллектива стабильный – около 60 человек. Всегда есть те, кто приходит-уходит, но и костяк есть – юные артисты, которые в «Квадрате» со дня основания, например, Юля Лебедева, Глеб Вовакин, Милана Хорошавина… Многие занимаются более пяти лет.
– Отбор проводите или артистом может стать каждый?
– Беру всех! И… никого не держу. Сказала бы, что двери «Пестрого квадрата» открыты. Паша Кузнецов, например, пришел к нам всего на один год, но при этом очень нас выручил. Мы ставили «Пеппи Длинныйчулок», и он просто идеально подошел на роль друга главной героини – мальчика Томми. Бог нам просто подарок послал! А потом захотел Павел уйти, и мы тепло, с благодарностью с ним попрощались. Бывают и другие случаи, когда ребята начинают обижаться на то, что не получили главную роль, надувать губы, хлопать дверями. Понимаю, все мои 60 артистов хотят играть только главные роли. Но важно, чтобы и ребенок понимал: сюда он приходит не за ролями, а чтобы стать увереннее в себе, научиться общаться, уметь говорить, а возможно и выбрать профессию. Моя задача не растить «звезду», а сделать так, чтобы занятия театром помогли ребенку в его будущей жизни. И, самое главное, стать человеком – отзывчивым, тонко чувствующим, воспитанным, умеющим дружить и любить.
– Но, наверняка, многие хотят именно «в артисты» пойти?
– Да, есть те, кто мечтает об актерской профессии. Не отговариваю. Хотят? Пусть пробуют. Стараюсь дать им все необходимые для поступления навыки. В «Пестром квадрате» мы занимаемся сценическим движением, художественным чтением, буквально пословным разбором ролей… У меня есть несколько детей, которые как чтецы различные областные, всероссийские, международные конкурсы выигрывают. Например, Вероника Шишонкова, которую я увидела во время городского конкурса в библиотеке. Очень яркая, трудолюбивая, всего три года занимается, а уже добилась больших результатов. Рома Данилов тоже очень талантливый парень. Оба недавно стали лауреатами первой степени Всероссийского конкурса «Мастер слова» в Москве, где в жюри был известный российский актер Антон Шагин. Он не поскупился на похвалу для ребят, отметил хороший потенциал и посоветовал его развивать. Рома Данилов как раз мечтает связать свою жизнь с актерством. На конкурсе ко мне члены жюри подходили, советовали: «Не переделывайте его. Пусть останется таким как есть – живым!» Но я детей и не переделываю никогда (еще будут в их жизни такие желающие), моя задача – их научить.
– Ваши спектакли, литературные композиции, номера художественного чтения практически всегда вызывают сильный эмоциональный отклик у зрителя. Как этого добиваетесь?
– Команда чтецов у нас, действительно, сильная. Кроме уже названных детей, это еще Вика Бродская, Дима Куликов – тоже одаренные ребята. Считаю важным подобрать под ребенка правильный материал, отталкиваясь от его способностей, дикции, голоса, внешности. Характер, темперамент, даже жизненный опыт – все это тоже имеет значение. Для художественного чтения выбор репертуара должен быть стопроцентным! Есть произведения, которые смогут хорошо прочувствовать только мальчики. Ребята помладше читают замечательно про животных, эта тема им обычно близка. Подростки – про дружбу, про отношения. То же самое с распределением ролей. В профессиональном театре самые яркие и заметные роли обычно те, что пишутся «под актера». Здесь та же история. Надо, чтобы роль, в первую очередь, подходила ребенку, учитывала его возможности и особенности. Может, он вообще еще сцены боится? Или не выговаривает звук «р»? И ты стараешься подобрать такие тексты, где этот звук практически не встречается. У нас была одна девочка, которая в конце спектакля выходила и говорила: «Мама, я тебя люблю». Зато как! И все были счастливы! Успех – он же для всех детей разный. Для кого-то это просто выйти на сцену. Для кого-то – пройтись по ней, выйти на середину, привлекая максимальное внимание зрителей. Он боялся, но сделал, он – молодец! Когда члены жюри на конкурсах мне говорят, что ребенок что-то сделал неправильно, всегда отвечаю: дети могут делать неправильно, они – не актеры. Чтобы стать актерами, им надо отучиться по соответствующей специальности. А мы просто радуемся, что они все поставленные задачи выполнили так, как могут только они. Когда все сделано – есть результат! Есть признание зрителей, награды на конкурсах. В зале плачут или смеются, одаривают артистов аплодисментами… Значит, путь выбран правильный.
– Сколько спектаклей в вашем репертуаре? Какие бы выделили?
– Всегда считала, пусть будет меньше спектаклей, но они будут качественными. Спектакль ведь можно сделать по-разному: такой, чтобы его посмотрели и через минуту забыли, или такой, который запомнится и заставит задуматься. Предпочитаю второй вариант. В среднем, на новую постановку уходит более полугода. Обычно в сентябре начинаем, в марте показываем, одна-две постановки в год. Как правило, после премьеры мы еще в течение года возим спектакль на театральные конкурсы с настоящими профессионалами в жюри. Скажу без ложной скромности: все наши спектакли становятся лауреатами.
В 2018 году мы ставили «Сердце матери». Выбрала за основу старую немецкую сказку, где старушка-мать просит детей принести ей воды. Четыре истории…. Один ребенок нерожденный, другой – избалованный, третий из неполной семьи… Игра на контрасте: одна девочка грубит матери, ни во что ее не ставит, а у другой вообще родителей нет. Было много хороших отзывов на спектакль. К нам подходили подростки, говорили, что увидели в этих героях себя. Есть у нас и постановки на военную тему: «Дневник войны» по рассказам детского писателя Юрия Яковлева, «До войны мы жили в Ленинграде» на основе пьесы Елены Радченко. На детско-подростковые темы: «История Миньки и Лельки» по Зощенко, «Один день из жизни класса или Н.П., мы тебя любим!», «Пеппи Длинныйчулок», «Онегин или двое из 9 «Б»». Последний спектакль по пьесе современного автора Юлии Бочаровой, она даже к нам приезжала.
– За пройденный десятилетний путь что бы назвали вехами вашего творчества?
– В 2018 году наш коллектив получил звание Образцового. Другой важный момент произошел в 2021 году, когда мы стали лауреатами национальной премии детского патриотического творчества (мероприятие проходило в Москве), а до этого, в 2020-м, мы были признаны лауреатами городской премии в области культуры, искусства и литературы «Признание».
Для меня важно то, что дети становятся по-настоящему чуткими, учатся любить и ценить искусство, разбираться в нем. Это тоже итог. Они добиваются своих целей. Поступают в престижные вузы и колледжи, в том числе и в столичные. Лично для меня важной вехой стало членство в Гильдии драматургов России. Я не только учу ребят, но и сама в этой профессии постоянно учусь. Так, в 2020 году повышала квалификацию в Центре непрерывного образования при Российской академии театрального искусства в Москве, более известной как ГИТИС. Езжу на мастер-классы, участвую в творческих лабораториях. Совсем недавно приняла участие в одной из таких в Санкт-Петербурге – «Лаборатория театральных лидеров БДТ». Но, пожалуй, важнее всего постоянная практика в нашем «Пестром квадрате», где идет взаимное обогащение и меня, и ребят.
– У вас в коллективе диктатура или демократия? Юные артисты самостоятельно вносят предложения?
– Конечно! Иногда и очень интересные ходы предлагают! Даже неосознанно – действием. Помню, когда ставили «Пеппи Длинныйчулок», на сцене стоял чемодан. Репетируем, а чего-то не хватает, при этом я не понимала чего. Мальчик, игравший главную роль, стал дурачиться, прыгать через этот чемодан, и я понимаю: вот оно, это то, что надо.
Стоп, говорю, во время спектакля будешь делать именно так. Иногда прошу помощи, спрашиваю ребят, как лучше сделать. Часто их предложения беру на заметку. Порой кажется, что они какую-то ерунду предлагают, но из нее и рождается истина, которая может выстрелить в нужный момент.
– А костюмы для спектаклей вы придумываете?
Вера Васильева улыбается в завершение нашего длинного разговора:
– Более того, и шью их я сама…
Беседовала Инна БУЛАТОВА.
Фото из архива театрального коллектива «Пестрый квадрат»