– Мне Господь послал огромный подарок, – говорит ковровчанка Анна Постолатий, преподаватель и переводчик с английского и португальского языков, – целую неделю я общалась с удивительными людьми: темнокожими православными священниками из Кении, Уганды, Анголы, Нигерии и некоторых других африканских стран. Зовут их так же, как наших священников: отец Серафим, отец Даниил… Это люди большой и горячей веры, еще больше окрепшей в результате гонений, многим отечественным православным стоит у них поучиться…
Отец Серафим (Люманадио) из Анголы, отец Даниил (Агбаза) из Нигерии, отец Тит (Кипнгени) из Кении, отец Сергий (Воемава) из ЦАР… Можно перечислять и дальше. В 2021 году на африканском континенте Русской Православной Церковью была создана новая административная единица – Патриарший экзархат. По сути, это крупная церковная область, расположенная за пределами Патриархата, но подчиняющаяся русскому патриарху.
Пообщавшись с представителями африканских приходов о причинах, приведших к появлению экзархата, Анна рассказала следующее:
– Возник он в результате многочисленных просьб африканских православных приходов, которые до этого относились к Александрийскому и стоящему над ним Константинопольскому патриархатам. Обращаться к РПЦ они стали после того, как на Украине произошел раскол, и александрийский патриарх Феодор этот раскол (в христианстве – один из страшнейших смертных грехов) официально признал.
8 ноября 2019 года во время литургии в Каире патриарх Феодор упомянул главу одной из украинских раскольничьих группировок в числе предстоятелей автокефальных церквей и объявил о признании им ПЦУ. Многие африканские клирики не согласились с этим решением и стали просить патриарха Кирилла принять их приходы «под свой омофор». В Москве положительный ответ давать не спешили. Во-первых, надеялись, что патриарх александрийский одумается, во-вторых, не хотели, чтобы такой шаг расценили как политический, и в итоге, ждали целых два года, но Феодор стоял на своем.
– Африканские священники рассказывали мне, – продолжила Анна, – что пока вся эта ситуация длилась, греческая церковь – казалось бы, оплот православия – стала создавать людям, захотевшим перейти под юрисдикцию РПЦ, просто невыносимые условия, как для жизни, так и для богослужения. Отбирали храмы, церковную утварь, угрожали: если перейдете к русским, то не сможете пользоваться колодцем с чистой водой, например, а он – единственный на несколько деревень… Детей духовенства исключали из школ. В церковном плане вставляли палки в колеса: не давали возможности зарегистрировать новый приход, храм, хотя бы примитивный, построить.
Представляете, какую стойкость проявили приходы, которые все притеснения выдержали и не поддались на провокации? Для того, чтобы не впасть в грех раскола, они буквально через огонь и воду прошли.
29 декабря 2021 года Священный синод объявил, что «более отказывать православным братьям из Африки он не может», и постановил принять их в лоно Русской Православной Церкви. Так был образован Патриарший экзархат, и в нем две епархии: Северо-Африканская и Южно-Африканская, объединившие более 50 стран. Во главе экзархата, соответственно, встал Патриарший экзарх. На сегодняшний день это митрополит Каирский и Северо-Африканский Константин (Островский). Кстати, старший брат известного многим проповедника о. Павла (Островского). Но это так, любопытный факт.
***
Когда Русская Православная Церковь «зашла» в Африку, ей пришлось решать немало проблем, большей частью бытовых. Бурить скважины и копать колодцы, чтобы обеспечить людям доступ к воде, где-то организовывать и крышу над головой, где-то преодолевать юридические препоны, и многое-многое в новые приходы везти.
– Работы в этом плане там еще ни на один год, – продолжает Анна, которая тесно связана с темой и даже в прошлом году собиралась ехать в Африку в качестве миссионера (пока не сложилось). – Выяснилось, что проблемы у православных не только с бытом. Чернокожий священник из Нигерии о. Даниил, который учился в греческой семинарии, рассказывал, что греки учили их не всему. Видимо, считали, что некоторых сакральных знаний представители коренного населения Африки недостойны. Иначе не знаю, как объяснить. В некоторых приходах священники и не подозревали, что есть такое таинство как соборование, в других людей причащали без исповеди; службы шли в сокращенном виде – без части важных и необходимых молитв. Обо всем этом африканцы стали узнавать, когда перешли к РПЦ.
В конце августа благочинных африканских приходов пригласили на встречу в Москву. Естественно, все расходы взяла на себя Русская Православная Церковь. Если у нас размер благочиния часто соответствует одному небольшому городу вместе с районом (в крупных областных городах иногда бывает и несколько благочиний, например, во Владимире их два), то в африканском экзархате: одно благочиние чаще всего представляет страну. В Москву приехали представители церковных округов в таких странах как Кения, Танзания, Нигерия, Камерун, ЮАР, Конго и Демократическая республика Конго, Уганда, Бурунди, Малави, ЦАР, Руанда, Мадагаскар, Кот-д’Ивуар, Того, Бенин и Буркина-Фасо, а также православные священники из Маврикии, Анголы, Габона и Замбии. Всего около тридцати человек.
– Организатором встречи стал наш Патриарший экзарх Константин. Для чего это было нужно? Во-первых, для того, чтобы поддержать африканские благочиния, а во-вторых, показать, что Русская Православная Церковь к ним очень серьезно относится. В Африке на православных священников, перешедших в Московский патриархат, оказывается большое психологическое давление, – поясняет Анна. – Их убеждают, что предпринятые со стороны Москвы шаги – временные, что русские их бросят в любой момент, что африканские приходы РПЦ не нужны. Безусловно, это не так, и это очень четко прозвучало на встрече. Русская Православная Церковь не зря тянула с этим решением, понимая, что если «зайдет» на африканский континент, то всерьез и надолго.
***
За время пребывания в Москве для африканских благочинных была организована обширная программа: семинары и лекции (переводчикам точно работы хватало!), мастер-классы по миссионерской деятельности в интернете (учитывая большое количество «африканских» технических сложностей в этом вопросе), прикосновение к нашим древним православным святыням, таким как Троице-Сергиева Лавра, московские Даниловский, Сретенский, Богородице-Рождественский монастыри.
– Африканцы остались под большим впечатлением и от наших прекрасных белокаменных храмов, некоторым из которых уже много веков, от росписей, которыми эти храмы украшены, от древних икон, от нашей истории. От наших верующих правителей: князя Даниила Московского, основавшего Даниловский монастырь, князя Дмитрия Донского…, – рассказывает Анна, тесно общавшаяся с англо- и португалоговорящей частью африканского духовенства. – В Москву приехали не только священники, но и семинаристы, которые будут у нас учиться. Один из них, из Уганды, на следующее после экскурсии утро поделился со мной своим настроением: «Мне грустно, потому что я понял, как плохо мы живем в своей собственной стране». А мне эта ситуация показала другое: нам грех жаловаться и роптать. Но этот пессимистичный момент, наверное, единственный. На самом деле, я не видела в своей жизни более позитивных и улыбчивых батюшек. И у них, действительно, необыкновенная вера! Они молитвой и надеждой на Господа живут буквально каждую минуту.
Были организованы совместные богослужения, ставшие незабываемым событием для прихожан некоторых московских храмов, не подготовленных к такому количеству темнокожих священников. Например, Всенощное бдение в храме Воскресения Словущего в Даниловской Слободе.
– Батюшки сослужили владыке Константину, и служба получилась удивительной. Она шла на церковнославянском, как у нас принято, но африканские благочинные определенные молитвы читали и возгласы делали на своих языках. Звучали английский, французский, какие-то африканские диалекты, потому что европейские языки все равно узнаваемы, а тут даже не получилось определить. Так как это была полиелейная служба, то особенно сильное впечатление произвело, когда священники торжественно вышли из алтаря, выстроились и все вместе пели тропарь. Радостно было видеть, как наши русские прихожане подходили к африканским батюшкам за благословением. Они на это очень хорошо реагируют, с удовольствием благословляют, фотографируются, если попросишь. Им тоже было радостно, что в России их так хорошо принимают. Совсем, как своих…
***
Кульминационным моментом «африканской» недели стала служба в храме Христа Спасителя накануне Успения, которую возглавил патриарх Кирилл. И опять изумление всех прихожан! Их, конечно, понять можно …
– Некоторые люди даже подходили и спрашивали: «Что, они все православные? В Африке есть православная церковь?» Отвечала: «Слава Богу, есть!» – продолжает Анна. – Не только в Африке, но и в Азии, например, на Филиппинах, люди крестятся в православную веру целыми семьями, причем осознанно: прежде, чем принять веру, не менее года проходят кахетизацию, очень внимательно ее изучают. Служба в храме Христа Спасителя на всех произвела сильное впечатление. Свою проповедь патриарх Кирилл посвятил Африке, тому, что несмотря на, мягко говоря, непростые условия, люди остаются верны Господу, не дают себя ни сломить, ни смутить. Каждому африканскому батюшке патриарх преподнес в подарок наперстный крест…
Кроме того, священнослужители получили новое облачение, православную литературу на английском, французском и других языках – и для себя, и для мирян. Анна делится: для нее эта поездка стала подарком – не только в духовном, но и в профессиональном плане, она открыла в себе талант переводчика-синхрониста, выйдя на новый уровень мастерства.
– Когда пришлось расставаться с гостями, я даже плакала, настолько мы подружились, – признается Анна. – Счастлива осознавать, что теперь в Африке есть священники, которые молятся за мою семью. Вскоре после встречи в Москве владыка Константин улетел в Кению. Он очень активный, в курсе всех нужд и трудностей африканских приходов, всеми силами старается им помогать.
Вообще Африка рассматривает Россию как хорошего друга, я это от многих священников слышала. Они понимают, что Запад проводит антироссийскую политику, им даже не нужно ничего объяснять. Меня поразил молодой парень из Уганды, который в России был в первый раз. Он сказал буквально следующее: «Как так? Россия же – это мать, а Украина – дочь. Как дочь может порвать со своей матерью? Это же невозможно!» Вот такое у них представление. Они верят и чувствуют искренне, глубоко. Мы в своей обыденности часто забываем, каким богатством одарил нас Господь. Православная вера – часть нашего культурного кода. Уверена, убери православие, русские перестанут существовать как народ. А в Африке православие (хоть в нескольких странах, например, в Эфиопии и существовало с древнейших времен) поднимается только сейчас. Может быть, ради таких горячо верующих людей Господь всех нас и бережет…
Инна БУЛАТОВА.
Фото из архива Анны ПОСТОЛАТИЙ и из свободных источников.