В четырех ковровских образовательных учреждениях учителями физкультуры работают выпускники школы борьбы им. С.М. Рыбина. Тех, кто уходит в тренерство, и того больше. Почему дзюдоисты и самбисты легко идут в педагогику? Ответ пришел, когда увидела, как соперники после схватки кланяются друг другу – в благодарность за науку. Потому что один из пунктов их спортивного кодекса гласит: будь уважителен ко всем, с кем взаимодействуешь – от старика до ребенка, от тренера до противника. Думаю, что из людей с такой философией жизни действительно получаются хорошие учителя – по призванию. А борцовские воля, самообладание и находчивость становятся к этому хорошим подспорьем.
Качества врожденные и приобретенные
Кирилл Седенков молод, спокоен и улыбчив. Он мастер спорта по дзюдо. Тренер. И уже десять лет – учитель физкультуры в школе №22. Говорит, всегда хотел прививать ДЕТЯМ любовь к спорту. Как когда-то это делал его тренер – нынешний директор школы борьбы Алексей Гусев, к которому он пришел в пятилетнем возрасте.
– И все, больше никаким видом спорта я не занимался. Так, в школе поиграл в баскетбол немного, но в какую-то другую секцию никогда не ходил. Да потому что у нас скучно не было – мы и в футбол на тренировках играли, и в баскетбол, и в регби… И ребята были хорошие, и тренер – тонко понимал, когда надо проявить спортивную суровость, когда не давить. И всегда выслушивал. Мы могли рассказать все, что с нами происходит, что у нас не так. Не было такого, что к Алексею Викторовичу обратились, а он сказал: идите пооджимайтесь, потом поговорим. Не вспомню такого случая, чтобы отмахнулся. Всегда помогал и сейчас помогает, – говорит Седенков, своим примером подтверждая постулат о том, что хороший наставник – фундамент качественной преемственности в любой профессии.
Получив аттестат о среднем образовании, Кирилл освоил в академии управление персоналом, а в педвузе – премудрости физического воспитания. Говорит, это обывательское мнение, что выучиться на физрука просто. Одна история спорта чего стоит! А анатомия со всеми ее мышцами, нервами да суставами на латыни!
– Мы же больше подвижные люди, а там зубрежка многочасовая нужна, – делится педагог.
В плане профессии он в итоге выбрал второе. Наверное, это уже в крови – мама работает воспитателем в детском саду, и сына не отговаривала.
Физкультура как фундамент
Сначала он пришел в родную школу борьбы тренером. А в 2016 году директор 22-й школы Инна Гаврилова предложила преподавать у нее физкультуру.
– В моем детстве урок физкультуры был действительно урок со всей прилагающейся ответственностью за прогул. Сейчас же многие дети считают, что это ненужные занятия, – говорит педагог, сетуя на то, что часто это мнение рождается в семье. А между тем перекос воспитания в интеллектуальную нагрузку и технологический прогресс, подпитывающий сидячий образ жизни, творит с детьми ужасающие «чудеса». – Простая вещь, казалось бы – пройтись на четвереньках назад, а ребенок не может этого сделать! Просто не понимает, как должны одновременно работать рука и нога, не умеет владеть ими.
Вот для этого и нужен урок физкультуры, который позволяет и побегать, и попрыгать, и «познакомиться» с собой. Чтобы не получалось, как в повести Беляева про профессора Доуэля – голова-то гениальная, но без тела беспомощная.
Сегодня Седенков в Коврове – амбассадор возрождения советского опыта спортивных классов в общеобразовательных школах. Идею предложили воплотить в жизнь Инна Гаврилова и Алексей Гусев. Дебютный первый «С» набрали пять лет назад. В началке Кирилл был у них куратором, в этом году стал классным руководителем. Их совместное утро начинается в 7.20 с зарядки, а после уроков, обеда и часового отдыха продолжается тренировками здесь же, в школе, благо есть и спортзал, и тренажеры, и бассейн. Совершенствуются преимущественно в дзюдо, хотя есть и волейболисты, и баскетболисты.
Главная цель такого подхода – вдохновить учеников выбрать спорт своим кредо, будь то олимпийский чемпион, маститый тренер или просто гармоничный развитый человек в любой другой профессии. И если про вторую и третью стези применительно к пятиклассникам говорить рано, то по спортивной лестнице они уже начали подниматься.
– Специфика нашего вида спорта такова, что у нас результаты не бывают ранними, как, например, в гимнастике. Борьба – это травмоопасно, поэтому на серьезные турниры дети начинают выезжать лет с двенадцати-тринадцати. Как раз в этом году и будем первый раз бороться на Первенстве области, – говорит дзюдоист про своих пятиклашек.
Черный пояс по педмастерству
Отрадно, что идея пришлась по душе и детям, и родителям – сейчас в 22-й школе уже пять спортклассов с первого по пятый. Причем приходят отнюдь не только те, кто с пеленок в спорте, – многие как раз именно в школе начинают с ним результативную дружбу.
Пока это уникальный для города опыт. Но точно имеющий веские причины стать масштабированным. Не только потому, что классно, когда юные совершенствуются и умом, и телом. Но еще и потому, что приходят в такие проекты педагоги, которым можно доверить хрупкую детскую личность.
– О-о-о, ангельское терпение, потому что знания, умения – это все приобретено в институтах, а терпению ты себя учишь сам, – смеется Кирилл в ответ на вопрос, что нужно тренировать в себе современному учителю, чтобы ему комфортно и результативно работалось. – Нужно по-человечески относиться к детям, сознавать, что, если будешь кричать ты, они, конечно, будут кричать в ответ. Выслушивать их важно, быть готовым знать о них иногда больше, чем даже их родители, понимать страхи и трудности.
И приводит в пример своих малышей: когда они только-только начинают участвовать в соревнованиях, то очень бояться выйти на ковер, если видят, что соперник выше ростом или в дорогом и разукрашенном модными нашивками кимоно.
– Или рассуждают: «Ой, пояс у меня желтый, а у него оранжевый, значит он точно сильнее!» При том, что в детском спорте на разряд ребята сдают просто демонстрацией техники, и он борцовские качества может не отражать. И тут важно поддержать, вдохновить показать свой спортивный характер, напомнить, сколько стараний ребенок вложил уже в то, что как спортсмен дорос до соревнований – так неужели не жалко весь свой труд просто закопать?
А еще Седенков очень экологично относится к поражениям – и учит этому детей: да, принять неудачу непросто, но твой соперник показал тебе то, где ты уязвим, и благодаря ему ты знаешь, над чем поработать. Борись – и узнаешь. Но только борись на все свои сто процентов. Хороший принцип. Мудрый. И в спорте, и в педагогике, и в жизни.
Вера ПОЛЯНСКАЯ.
Фото Бориса НИКИТИНА.