Прекрасен русский язык, и на нем скажут лучшие мысли о будущем.
Николай Рерих
Порой темы для газетных статей рождаются вроде как «ниоткуда», но приходят они всегда вовремя, заставляя лично меня задуматься о многом. «Ниоткуда», можно сказать, возникла и тема употребления матерных слов. В последнее время от священников, в том числе и благословляющих воинов на участие в СВО, часто слышу: матом «там» не ругайтесь, это грех. О том, что ненормативная лексика — явление греховное, я, например до этого просто не слышала. Но, видимо, время пришло узнать и об этом. Хотя, понятно, всегда понимала, что сквернословить – плохо. Маслица в огонь добавила и хорошая знакомая: ребенок-школьник начал ругаться матом. И прямо «в тему» на глаза попался документальный фильм «ГРЯЗНЫЕ СЛОВА», на основе которого я и построю этот материал.
Как появился мат на Руси?
Какое-то время бытовало мнение, что матерные слова взяты из тюркских языков и занесены к нам татарами во время ордынского ига. Но это предположение подтверждений не нашло. Установлено, что матерные слова имеют корни в славянских языках, но распространены они не были. Во-первых, матерщина пресекалась на законодательном уровне. Во- вторых, подавляющее большинство населения регулярно посещало церковь, исповедовалось и воздерживалось о т греха сквернословия.
Вот что писал об этом Иоанн Златоуст: «Не подобает православным христианам матерны лаяти. Матерным словом оскорбляется, во-первых, Матерь Божия, во- вторых, родная мать человека и, наконец, третья мать — Мать Земля».
— Матерными слова называются потому, что хулится пречистое имя Матери Бога. Хулится же всегда что? Святыня. И как нас могут уважать другие народы, если у нас святое имя матери попирается на каждом шагу, — рассуждает филолог-языковед Василий Ирзабеков.
Законы о наказании за бранные слова встречаются в военно-уголовном кодексе, принятом Петром I еще в 1715 году.
Интересно, что государственный контроль в этом вопросе существовал еще со времен глубокой древности. Например, Аристотель писал: «Законодатель должен удалять из государства сквернословие, потому что из привычки сквернословить непременно развивается склонность к совершению дурных поступков».
Во второй половине 18 столетия, с наступлением галантного века в русской культуре, непристойные слова практически вышли из обихода.
«Бранные слова оскорбляют уста, из которых исходят, столько же, сколько уши, в которые входят».
Екатерина II.
Великий русский мир
Такое отношение к мату оставалось на протяжении всего 19 века, а редкие примеры появления сквернословия больше выражались как некий протест. Например, нецензурные эпиграммы Пушкина, о которых по прошествии лет великий русский поэт очень сожалел.
— Уже зрелым человеком Пушкин написал: «Я с сожалением листаю жизнь мою и трепещу, и проклинаю, и горько жалуюсь, и горько слезы лью, но строк печальных не смываю», — цитирует Василий Ирзабеков.
С революционных событий 1917 года матерные слова начинают входить в языковой обиход новой рабоче-крестьянской власти. Солдаты и матросы, опьяневшие от вседозволенности, насаждают матерщину в армии и на флоте. Красивая и грамотная речь является в то время показателем причастности человека к аристократическим кругам. А грязные ругательства становятся неким критерием того, что ты «свой».
— Мат принято считать русским явление, мол, такого у других народов нет. Но он не русский. Корни матерных слов есть во всех славянских языках. Есть языки, в которых мата больше, чем в русском языке. Например, венгерский, — отмечает клинический психолог Олег Моисеев.
— Не могу слышать, всегда жестко это пресекаю, если становлюсь свидетелем употребления словосочетания «русский мат», — говорит Василий Ирзабеков. – Он есть, но он не может быть русским. Разве русский православный человек может хулить богородицу? Просто русскость тоже неправильно понимается. Нужно быть, нужно стать… И это не мои слова. Это сказал Игорь Северянин — величайший поэт серебряного века. Он когда-то написал: «Родиться русским слишком мало, им надо быть, им надо стать». Русскость — это некий градус человека, он может возрастать и может убывать. Мы же говорим: «Очень русский человек». Нельзя же сказать: «Он очень азербайджанец или очень литовец». Правда, звучит нелепо? Зато мы можем сказать, что Есенин — очень русский поэт. Или еврей по рождению Левитан — очень русский художник, русский еврей. Русский татарин, русский азербайджанец, русский грузин, русский армянин… Это можно продолжать до бесконечности. А это и есть великий русский мир.
От запрета — до деградации
С укреплением советской государственности сквернословие опускается в самый низ общества и в1930-е годы происходит его запрет. На протяжении всего советского периода использование мата было запрещено законом. В 1961 году принимается Моральный кодекс строителя коммунизма, закрепляющий стремление советского человека к нравственной чистоте.
В 90-е годы, с разрушением СССР начинается разгул преступности. Деградация проникает во все части жизни общества, в том числе и в речь. Матерщина с новой силой входит в обиход. Похабные фразы выдают за некий признак свободы слова. Мат понесся с экранов телевизоров, из уст «медийных» людей… Постепенно матерщина захватила не только взрослых, но и подростков, детей, войдя в школы и даже детские сады, демонстрируя духовную и нравственную беду, случившуюся с нашим народом.
«Язык в еще большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающем миру, к самому себе. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело. Наша речь — важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души».
Академик Дмитрий Лихачев.
Психологические аспекты распространения мата
Речь является отображением особенностей мышления человека, показателем его психофизиологического состояния.
Психологические аспекты распространения мата в обществ следующие:
во-первых, это попытка подстроиться под окружение. Чаще всего такое поведение встречается у подростков, а также у людей с повышенной тревожностью, неуверенных в себе. Здесь привычка использовать мат свидетельствует о комплексе неполноценности. Такие люди расписываются в своей несостоятельности и пытаются самоутвердиться: мат дает им ложное ощущение уверенности, мнимой взрослости.
Желание скрыть свою неуверенность за похабной речью приводит к привычке использовать ее в общении, что впоследствии способствует деградации личности. То есть человек с комплексами не только не избавляется от них, а, наоборот, приобретает новые. Чтобы решить проблему, надо искать общения с культурными и интересными людьми и через отношения с ними развиваться как личность.
— Студенческая среда, где у нас все бурлило, — делится опытом государственный советник, предприниматель-эксперт Михаил Федоренко. — Я начинаю замечать, что иногда у меня проскальзывает матное словцо. Одна женщина, случайно услышав это, а она знала меня по университету, подошла и сказала: «Я от вас этого не ожидала». Ее слова стали для меня важным уроком в жизни, они меня встряхнули… И с тех пор я стал отслеживать, что говорю, стал понимать, что не нужно себя опускать. Ты должен видеть среду обитания, которая тебя заражает, и формировать свой иммунитет. И семья, конечно, это главный такой формат, в котором ты можешь сохранить себя. Поэтому всем взрослым, которые создают семью, крайне важно создавать в ней правильный культурный фон, понимая, что через него формируется иммунитет у ребенка.
Второй аспект: психосексуальная недоразвитость, сексуальная озабоченность. Человек акцентирует мышление и речь на вопросах, связанных с сексуальностью, половыми органами, процессе совокупления. У таких людей жизненные цели и планы вращаются вокруг одной и той же темы — полового акта.
Представьте, человек проходит психодиагностический тест. Ему показывают изображение облаков на небе и просят сказать, какие ассоциации у него возникают. И испытуемому то там, то здесь видятся сексуальные образы. Что можно сказать о таком человек? Также разбирая и речевые предложения, которые строит матерящийся человек, можно увидеть, что либо сами слова принимают образы мужских или женских половых органов, либо чередуются с ними.
Можно ли говорить о достижении высоких целей в жизни, если главное, на чем зациклен человек, это образ голой женщины в голове? Данная патология возникает еще и из-за того, что СМИ и блогеры эксплуатируют тему секса для увеличения своих рейтингов, пропагандируя пошлость, акцентируя нездоровое внимание на вопросах половой жизни. При этом на второй план отходят настоящие цели, помогающие человеку реализовать себя в жизни: построение хороших взаимоотношений в семье и с друзьями, саморазвитие, вопросы внутренней гармонии человека.
Третий аспект: демонстративный.
Матерная речь у людей публичных — это желание эпатировать, вызвать к себе дополнительный интерес. Из-за низкого уровня морали такие люди не особо придают значения тому, что их модель поведения копируется подростками и детьми. В стремлении к популярности они готовы использовать любую пошлость, и им наплевать, как это повлияет на тех, кто их слушает.
Эта патология по сути самая сложная, поскольку такому человеку сложно поменяться. Даже если он осознал, что его поведение низкое и разрушительное для других, он становится заложником того, как вел себя ранее.
Публично признать свою вину способны немногие.
— Где бы ты ни находился, то, что ты делаешь, то, что проецируешь на себя, влияет на других людей. И чем более ты известен, чем больше у тебя сфера влияния, как ни странно, больше и ответственность, — отмечает клинический психолог Олег Моисеев. — Самовыражение недостойно уважения, если оно ведет к очернению того, что вокруг тебя происходит. Не зря публичных людей называют лидерами мнений. Общество идет за такими, и вольно или невольно они, даже если объяснили себе, что никому ничего не должны, на самом деле влияют на судьбы окружающих.
Четвертый аспект: для связки слов.
В этом случае матерщина восполняет убогий, скудный язык при умственной отсталости, дебильности, таким образом, выступая в качестве словесных протезов, являясь свидетельством глубокой деградации личности.
Как правило, таким людям сложно посмотреть на себя со стороны и увидеть, как они опустились. Основным решением данной патологии является развитие интеллекта и самообразование.
— Человек деформируется, — поясняет филолог-языковед Василий Ирзабеков. Слово же сила! И она его корежит просто. Мы все время телегу ставим впереди лошади, они, значит, такого уровня люди, поэтому другого языка и не знают. Да нет. Именно то, что язык, который в них наличествует такого свойства, он и сделал их такими. Еще Сенека говорил: «Речь — это показатель ума».
Пятый аспект. Командный. Это, прежде всего, матерщина в различных силовых подразделениях, например, в войсковых частях. Использование похабных выражений по отношению к подчиненным — это желание унизить их. Подобные матерные агрессии свидетельствуют лишь об отсутствии профессионализма, о неспособности офицера грамотно поставить задачу, создать коллектив единомышленников, и к тому же говорит о слабости такого командира.
Давайте зададим вопрос: можно ли построить эффективную команду, периодически унижая ее участников? Безусловно, нет. Также очевидно, что сильной личности незачем использовать такой метод воздействия. Можем ли мы представить адмирала Нахимова, матерящегося на матросов, или Суворова, призывающего солдат к атаке гнилыми словами? Авторитет сильного человека базируется на его качествах, а использование похабной речи только девальвирует эту личность.
Кстати, до 1917 года ни в армии, ни во флоте нецензурная брань не была распространена среди офицеров…
«Не все понимают такую простую, абсолютно очевидную вещь, что матерное слово есть неприкрашенная, мелкая, бедная и дешевая гадость, циничное, наглое, хулиганское отрицание и нашего уважения к женщине, и нашего пути к глубокой и действительно человеческой красоте. Каждый мужчина, отказавшийся от матерного слова, побудивший к этому товарища, принесет огромную пользу и нашим детям, и всему нашему обществу».
Антон Макаренко.
Генетический код
— Любопытная вещь. В каждом из нас существует как бы генетический код, который говорит, что допустимо, а что недопустимо, — говорит Михаил Федоренко. — И этот генетический код всегда подсказывает нам, что правильно. Мы о нем забываем. И он хорошо вскрывается, когда мы смотрим на разные действия через определенные призмы. В частности, через глаза своего ребенка. Условно: «Вот я матерюсь, я рассуждаю вот так вот, я могу есть ядовитую пищу, употреблять алкоголь и все прочее, но если рядом со мной маленький человечек, я задаюсь вопросом: «А хочу ли я для него этого?», и возникает диссонанс. Вдруг твоя картина мира и то, что было правдой для тебя только что, вдруг рушится, и ты говоришь: «Для него я этого не хочу». Почему это происходит? Потому что есть генетический код. Мы как вид нужны для того, чтобы сохранять себя и чтобы развивать, имеем кодификацию того, что нас созидает, а что разрушает. Когда мы передаем эстафету, этот ценз резко вскрывается. И поэтому все, что несет разрушение человека, его сознания, его физики, его интеллекта, мы интуитивно передавать не хотим. Сюда относится и мат. Мат — это смысловой токсин.
Печальное заблуждение, что распространение сквернословия не несет опасности. Все доводы людей, защищающих мат, — это не более чем их личная защита, но никак не защита общества.
Русская пословица гласит: «От гнилого сердца и слова гнилые». Когда сердце человеческое развращается, скверные слова появляются как признак духовного разложения. Слыша мат от конкретного человека, можно легко сделать вывод о его духовном состоянии.
В пространстве ничего не теряется
«Часто при чтении паремий слышите вы такие слова: «Благословением праведных возвышается город, а устами нечестивых разрушается». Что это значит? Как это может быть? Это преувеличение премудрого Соломона или подлинная и глубокая истина?
Надо знать, что сила слова огромна. Ни одно слово, исходящее из уст человеческих, не теряется в пространстве бесследно. Оно всегда оставляет глубокий, неизгладимый след, оно живет среди нас и действует на сердца наши. Если царит в душе народа духовная зараза, исходящая из уст неправедных, то злая энергия пустых, гнилых слов разрушает град не только в духовном, но и в физическом отношении… Вот поэтому так сильно говорит о языке нашем святой апостол Павел: «Не обманывайтесь: злоречивые Царства Божия не наследуют».
Святитель Лука.
— За матом есть еще одна важная тема — мат закрывает способность понять смысл высшего уровня, — продолжает мысль предприниматель-эксперт Михаил Федоренко. — Люди об этом не говорят, но это важно осознать. Если вы посмотрите практически любые религии, если брать классические религии, классических философов, которые сформировали фундамент смыслов нашего общества, фундамент, на котором живет общество на протяжении сотен, а то и тысяч лет, то вы не увидите ни одного святого, ни одного признанного философа, который бы разбрасывался матерной бранью. На этом уровне мышления это невозможно. То есть мат — это сфера, которая останавливает мышление. Оперируя матом, каждый должен понимать, что лишает себя возможности перейти на принципиально новый уровень рассуждений — более высокий и светлый.
Маркер духовной деградации
Мат как социокультурная аномалия, ведет к деградации языка, к разрушению традиций, быта, интеллекта нации.
По сути, матерщина — маркер духовной деградации народа. Все потрясающие возможности нашего языка, удивительного по богатству словарного состава, разнообразию нюансов и оттенков речи, свелись к примитивной словесной грязи.
И те россияне, кто принял для себя мат как языковую норму, похоже, и не задумываются над тем, какую страшную работу по разрушению нашего национального достояния они проводят, занимаясь целенаправленной дебилизацией русской речи, великого русского языка.
— Сбережение языка, его чистота — это не вопрос эстетики, — утверждает филолог-языковед Василий Ирзабеков. — Язык — это зеркало, таинственное зеркало. В нем каждый человек каждую минуту видит себя. И целая нация в каждый момент своей истории видит себя в этом зеркале. Поэтому надо быть внимательным ко всему, что касается языка. Язык есть величайший, очень важный фактор национальной безопасности.
Некоторые полагают, что стихия языка неподвластна человеку, что невозможно изменить социально укоренившиеся языковые привычки. Однако история нашего языка знает много примеров его преобразования благодаря сознательному и активному отношению отдельных людей и всего государства. Ведь мы не просто пассивные носители языка, мы его исполнители, живые наследники его духовных сокровищ.
Беречь русский язык – это значит не только охранять его от грамматических ошибок, но это необходимость воспитывать в себе чувство ответственности за каждое произносимое слово, которое пришло в нашу речь живым свидетелем тысячелетней истории.
Русский язык прекрасен! И именно мы должны стремиться к тому, чтобы сохранить его чистоту. Разве подлежит сомнению, что именно на нем скажут лучшие мысли о будущем?
Подготовила Ирина НАЗАРЕНКО.
Фото иллюстрационное.