Главная Новости ВОПРОС – МИНИСТРУ ОБРАЗОВАНИЯ…

ВОПРОС – МИНИСТРУ ОБРАЗОВАНИЯ…

опубликован manager

Ни для кого не секрет, что сфера образования в общественной жизни  — одна из приоритетных. От ее наполнения различными смыслами, а также учебными дисциплинами, методиками, вспомогательными инструментами напрямую зависит развитие народа, как в духовном, так и в интеллектуальном плане, а в целом — будущее страны. Но это и одна из меняющихся сфер. В ней постоянно появляется что-то новое: программы, стандарты, а что-то, наоборот, уходит — иногда надолго, иногда навсегда. Бывает и так, что в какой-то момент дисциплина, признанная по разным причинам необязательной, возвращается – опыт убеждает: без нее никуда. 17 июля на встрече с министром образования Владимирской области Светланой Болтуновой, которая состоялась в Общественной приемной губернатора на ул. Фурманова, один из заявителей Владимир З. задал вопрос о возвращении в школы предмета «черчение». Являясь работником оборонного предприятия, он отметил, что в настоящее время остро чувствуется кадровый инженерный голод. Специалисты очень нужны, но…

— После окончания школы у выпускников элементарно не развит тот базовый уровень знаний по предмету, который им необходим для профильного обучения. А ведь дальнейшие знания должны ложиться на базу, приобретенную в общеобразовательном учреждении.  А ее у выпускников нет. Сам провожу лекции в колледже, и это вижу. Дети «плавают» на занятиях. Когда планируется такую подготовку внедрять?

— Благодарю за вопрос! Да, вы правы, курс, который раньше был обязательным, претерпевает сейчас некоторую модификацию и… постепенно возвращается в школу. Нормативными документами общеобразовательным организациям рекомендовано ввести  курс по предмету черчение, модели для этого предложены разные. Министерством образования Владимирской области были организованы курсы повышения квалификации для учителей, которые будут вести этот предмет, и в учебном году 2024-2025 курс черчения в 30% образовательных организаций введен: либо как модуль в курсе «технология», либо как один учебный час в неделю в 8 и 9-х классах, либо как дисциплина в профильных 10-11 классах инженерной направленности. В частности, в ковровской школе № 22 в следующем учебном году будет открываться класс – условно назовем его Росатома (в сотрудничестве с этой организацией и предприятиями) — где данный курс станет обязательным. Кроме того, в рекомендациях Министерства просвещения есть варианты обучения черчению факультативно или через внеурочную деятельность. Модель реализации курса школа выбирает сама. По итогам прошлого учебного года, как я уже сказала, в 30% образовательных организаций курс введен – в большинстве случаев в рамках предмета «технология», как модуль, и далее эта работа будет только масштабироваться, расширяться, — пояснила Светлана Болтунова.

— Может, стоит предложить предприятиям взять шефство над какими-то школами? Думаю, руководители с этим бы согласились.

— Тема хорошая, — поддержала министр. — Даже термин такой появился – бесшовное образование, когда предприятие участвует во всех этапах подготовки своего будущего специалиста: в школе, колледже, вузе. Предприятие и школа могут заключить договор о сотрудничестве и эту тему у себя развивать.

Среди тем, затронутых ковровчанами на встрече с министром образования Владимирской области, была и животрепещущая — нагрузка на педагогов. В Коврове она одна из самых высоких в области – 1,9 ставки на педагога, а в некоторых случаях переваливает и за 2.

— Это объясняется тем, что в отрасли сейчас работает недостаточно кадров, многие педагоги меняют сферу деятельности. Вопрос этот сложный, серьезный, — подчеркнула Светлана Болтунова. — Не случайно наш регион и наше министерство вошли в число пилотных по стране по разработке совместно с Минпросом новой системы оплаты труда. По поручению Президента, этот процесс идет, и к 2027 году новая модель должна быть разработана. Что такое две ставки для педагога? Это и утомление, и педагогическая усталость, и отсутствие личного пространства. Мы принимаем меры, чтобы нагрузку снизить. В частности, в Муроме в этом году открыт региональный пединститут. Практически полный набор в него уже осуществлен. Это начальные класс – очень востребованное сейчас направление, в том числе и в Коврове, а также физика и математика. Во-вторых, в Коврове, на базе школы № 5, мы открыли структурное подразделение Владимирского педагогического колледжа, направления – дошкольное образование и начальные классы. Стимулируем молодых педагогов материально, морально. Все это делается, чтобы снизить нагрузку на учителей, чтобы молодые люди шли в эту профессию.

На встрече также было предложено создавать в школах факультативы для выпускников, чтобы качественно готовить их к ОГЭ и ЕГЭ. Чтобы исключить репетиторов. Министр отметила, что с подобным предложением родительское сообщество может обращаться к руководителям школ…

— Но вопрос будет упираться в одно: факультативные занятия находятся за рамками учебного плана, а школы финансируются по количеству часов именно в учебном плане, а не за его рамками. Кто будет учителям за эту работу платить? Если заинтересованное предприятие, то — пожалуйста. Также у школы может быть договор с вузом о подготовке выпускников. В профильных классах определенные предметы изучаются углубленно. Вопрос реальный, решать его можно. Обсудить с директором, выбрать модель. Но если занятия будут выходить за рамки учебного процесса, значит надо искать источники финансирования.

Одна из мам подняла на встрече со Светланой Болтуновой тему возвращения в школы системы получения первой профессии на базе УПК. Это особенно актуально для родителей учеников с особенностями здоровья, которые обучаются в обычных общеобразовательных школах. Министр образования подчеркнула, что подобные модели в области есть. Привела в пример Владимир и Вязники, где на базе колледжей таким образом работают с детьми с ОВЗ. Имея аттестат за 9 класс, такой выпускник во Владимире может получить профессии повара, экономиста, швеи, специальность, связанную с IT-технологиями; в Вязниках – автомеханика, мастера сферы жилищно-коммунального хозяйства.

— Если по какой-то причине аттестат не получен, есть вариант пройти программу профессионального обучения на базе колледжа. Да, после нее ребенок диплом колледжа не получит, но будет с реальной рабочей профессией, а значит, точно не пропадет.

Присутствовавшие на встрече заместитель главы администрации города Коврова по социальным вопросам Екатерина Ульянова и и.о. начальника управления образования Светлана Фадина добавили, что и в Коврове такие возможности существуют. В частности, на базе Межшкольного комбината. Школьников здесь тоже обучают первой профессии. Конечно, за годы обучающие программы изменились. Среди востребованных направлений сейчас робототехника, программирование, но есть и классические рабочие специальности — та же швея. В зависимости от школы, дети обучаются в МУКе несколько лет. Например, в 4-й школе занятия начинаются в пятом классе, в 24-й – в восьмом и девятом.

— А с детьми-инвалидами там тоже работают?

— Да!

На встрече с министром образования родители обратили внимание на недостатки организации учебного процесса в 25-м лицее. В частности, одна из мам обеспокоена тем, что систематически сдвигаются занятия в первой смене из-за чего она практически превращается во вторую, что, в свою очередь, очень мешает занятиям ребенка в секциях и кружках. На жалобы родителей администрация школы не реагирует. Не налажена понятная и доступная для родителей работа со школьными чатами. В частности, обратившаяся к Светлане Болтуновой родительница утверждает, что ее вообще удалили из чата. Был озвучен и еще ряд претензий. Светлана Болтунова ответила:

— Что касается расписания, вопрос непростой, и такие проблемы в новых образовательных организациях, где еще полностью не сформирован педагогический корпус, встречаются часто. Но, вы правы, при правильном подходе, в начале года расписание должно быть утверждено и соблюдаться. Конечно, бывают форс-мажоры, но, в целом, ситуация должна быть стабильной. Я вас услышала. Буду сегодня встречаться с руководителями ковровских образовательных организаций, обязательно с директором лицея переговорю, ситуацию на контроль.

Помимо этого, Светлана Анатольевна пообещала в начале нового учебного года провести для родителей и педагогов – по ВКС или очно – обучающий семинар по использованию цифровых инструментов, пояснив, что если на данном этапе возникают проблемы, то дальше будет еще сложнее.

На вопрос о возможном переводе образования обратно на «десятилетку», она ответила, что, действительно, эта тема обсуждается на уровне министерства просвещения России, до 2030 года в стратегии развития образования такая задача поставлена, но пока конкретики нет.

Мария ТОМИНА.

Фото Бориса НИКИТИНА.

0 комментарий
0

Вам может понравиться