Более трех тысяч работников завода им. Киркижа (сейчас — это завод им. В.А. Дягтярева) сражались на фронтах Великой Отечественной войны. Имена тех, кто не вернулся с полей сражений, выбиты на мемориале погибшим дегтяревцам. И этот список пополняется до сих пор. Спустя 83 года, домой вернулся и гвардии красноармеец Николай Жаров, который до войны успел поработать на заводе им. Киркижа…
Составляя родословную
— История эта началась не вчера и даже не позавчера, а много лет назад, когда Александр Федорович Федин, мне он приходится четвероюродным дедом по материнской линии, взял на себя почетную миссию: объединить родственников, разлетевшихся по всей России из нашего родового имения в деревне Горячево, которое раньше входило в Алексинскую волость Ковровского уезда, а сейчас входит в Савинский район Ивановской области, — так начал свой рассказ экс-депутат городского Совета, а сегодня член общественной палаты 1-го созыва города Коврова Денис Клеветов. — При составлении родословной сформировалось три ветви: Фединых, Жаровых, Кочкиных. Поначалу мы несколько скептически относились к этой затее, а потом и сами включились в работу. Начали помогать Александру Федоровичу с оцифровкой документов, по крупицам собрали семейную информацию. Как-то незаметно и «заразились». Установили с супругой специальное программное обеспечение для учета и выстраивания древа. Для уточнения тех или иных сведений постоянно приходится делать запросы в ЗАГСы, в архивы разных регионов страны: Нижегородскую, Ярославскую, Ивановскую, Владимирскую, Волгоградскую области… У кого-то не знаем дату рождения, у кого-то дату брака, неизвестна девичья фамилия и т.д.
Так свое место в нашей семейной родословной занял и Николай Владимирович Жаров. Мне он не кровный родственник, семироюродный прадед.
Поиски родственников Николая Жарова
В апреле этого года в Савинскую администрацию Ивановской области пришел запрос от поисковиков из Смоленской области. Они разыскивали родственников гвардии красноармейца, рядового 75-го гвардейского стрелкового полка Николая Жарова, 1922 года рождения, останки которого нашли в октябре 2024 года в урочище Соседово Гагаринского района Смоленской области. Поначалу поиск родственников ничем не увенчался, и в Савинскую администрацию из родного села Николая Владимировича пришли два отказа: не найдены. Отказы пришли из школьного музея и из администрации сельского поселения.
— Но, видимо, Николай Владимирович в год 80-летия Победы и в Год Защитника Отечества очень хотел вернуться домой, — продолжает рассказывать Денис Клеветов. — Летом мы частенько наведываемся в родовое гнездо, в Горячеве нас знают, моей матушке пришла эсэмэска от односельчан с вопросом: не наш ли это родственник? Открыли родословную, и оказалось, НАШ! После этого я уже сам позвонил в Савинскую администрацию зам. главы по соц. вопросам Светлане Наильевне Желобановой и подтвердил, что это наш родственник и мы готовы его перезахоронить.
По составленной родословной выяснили, что у Николая Жарова были брат и две сестры. Были сведения и по их детям, начали искать родственников по соцсетям. В поисках очень помогла моя супруга. Родных брата и сестер Николая Владимировича, конечно, в живых уже нет, а вот племянники нашлись, все они живут в Коврове. Один из них — Михаил Анатольевич Румянцев работает на механическом заводе, он очень близко к сердцу принял эту новость. Да все мы ликовали! До этого в семье считали, что Николай похоронен на Смоленщине в братской могиле. В 90-е годы его сестра Таисия Владимировна делала запрос по месту захоронения. Родные даже ездили на Смоленщину, где числилось массовое захоронение.
Подошва ботинка помогла
Нашли останки красноармейца Николая Жарова поисковики отряда «Курсант» из Смоленской области. Произошло это 4 октября 2024 года. А погиб Николай Жаров 4 сентября 1942 года. За несколько дней до гибели, 25 августа, ему исполнилось всего 20 лет.
— Руководитель поискового отряда Сергей Прохоренков рассказал о том, как были обнаружены останки нашего родственника, — продолжает делится Денис Клеветов. — В месте предполагаемых боев поисковики увидели торчащую подошву от ботинка…
Все деревни на Смоленщине в годы Великой Отечественной войны практически были стерты с лица земли, там шли ожесточенные бои. Уже после войны здесь было образовано водохранилище, и останки нет-нет да вымывает. Вымыт был и ботинок.
Поисковики начали копать, ради чего даже плотину построили, чтобы не подтапливало место раскопок. Были найдены останки двух бойцов, пробитая в нескольких местах каска, медная ложка с дыркой от пули посередине, проржавевшие патроны, красная звездочка, металлические денежки, поясок от снаряда, которым, скорее всего, Николай и был убит. И… медальон с данными, которые расшифровывались в специальной лаборатории в Москве. После расшифровки и стало понятно, что это наш родственник. Николай, к слову, был пехотинцем. На фронт ушел добровольцем, несмотря на то, что работая на заводе им. Киркижа, имел бронь. Ушел в армию из Ковровского РВК. Семьей обзавестись не успел, его ниточка в родословной Жаровых оборвалась…
Похоронили с воинскими почестями
Датой перезахоронения останков было определено 19 июня…
— Все родственники готовились к этому волнительному мероприятию, — продолжил Денис Клеветов. — Не поверите, всего за день до перезахоронения нашлась у племянников и его фотография. Один из племянников вспомнил, что в доме брата Николая — Павла Владимировича — висел большой портрет нашего героя. Куда делась эта фотография никто не знал. Но каким-то чудом нашлось маленькое фото, на которой запечатлены два молодых паренька. Собрались семьей, чтобы понять кто есть кто. Так что мы теперь и в лицо Николая знаем.
Митинг проходил на малой Родине героя, в деревне Горячево. На митинг были приглашены ветераны боевых действий, участники СВО, члены Ивановского областного поискового движения, юнармейцы, местные школьники… Приехали родственники не только из Коврова, но и с Ивановской, Владимирской, Московской областей.
Поисковики передали нам найденные на месте гибели личные вещи нашего родственника.
Останки со всеми воинскими почестями были преданы земле в селе Шапкино Савинского района. На данном кладбище хоронят со всей округи, там и много Жаровых лежат.
Траурную панихиду провели в местном храме, затем предали земле. Как положено, был организован воинский караул с залпами. Прямо все до дрожи было. Женщины плакали.
Для нашей семьи это теперь еще одно сакральное место…
К 1 сентября готовимся передать в школьный музей деревни Горячево все, переданное нам поисковиками.
Хочу отметить, что поисковики не передают останки, пока администрация не подтвердит, что место погребения будет официально признано воинским захоронением с последующим обязательным занесением в реестр и содержанием. Поэтому параллельно работали и над юридическими вопросами, оформляли необходимые документы. В следующем году уже через военкомат будем устанавливать на месте захоронения памятник.
Никого не забыть!
— Так получилось, что мы не просто составляем родословную, — уточнил Денис Клеветов. — В какой-то момент поисков мы начали отмечать, что этот родственник погиб в годы войны, а вот этот участвовал в войне, и домой вернулся живым. Решили сделать памятные таблички погибшим, всем тем, кто уходил на фронт из д. Горячево. Инициатором выступил все тот же мой четвероюродный дедушка Александр Федорович Федин, он же обратился за разрешением в Горячевскую администрацию (к сожалению, в 2020 году его не стало…). Мы скинулись, и памятник с табличками поставили. Затем решили расширить этот блок и провели работы по увековечиванию памяти участников Великой Отечественной все с той же малой Родины: кто воевал и вернулся живым. Теперь два постамента находятся возле памятника одинокому солдату в деревне Горячево.
История Николая Жарова — закономерное продолжение нашего большого семейного проекта по сохранению исторической памяти нашего рода. Поисковую работу продолжаем… Как говорится, до последнего солдата!
В свете произошедшего вот что я думаю: не зарази нас поисками родственников Александр Федорович, мы никогда бы не узнали о Николае Жарове. Вот почему очень важно знать историю своей семьи. В нашей картотеке уже более 1400 имен…
Ирина НАЗАРЕНКО.
Фото предоставлены Денисом КЛЕВЕТОВЫМ.
P.S. В разговоре Денис Клеветов не раз отметил насколько ощутима государственная поддержка в подобных вопросах. Все было организовано безупречно, сотрудники администрации Савинского района и администрации Горячевского сельского поселения отработали качественно. Последнее подобное мероприятие там проводили 15 лет назад.
— Пользуясь случаем, хочу еще раз поблагодарить всех причастных к реализации данного мероприятия по перезахоронению нашего родственника Николая Владимировича Жарова, и низкий поклон поисковикам за их заботу о наших бойцах и сохранению исторической памяти, — подытожил мой собеседник.