Главная Новости ЭТО НЕ КИНО, ЭТО ЛУЧШЕ…

ЭТО НЕ КИНО, ЭТО ЛУЧШЕ…

опубликован manager

На два дня парк экскаваторостроителей погрузился в 40-е годы прошлого века, став площадкой для масштабного фестиваля исторической реконструкции, приуроченного к 80-летнему юбилею Победы в Великой Отечественной войне. Объять необъятное – это попробовать подробно о нем рассказать в рамках ограниченной газетной статьи. Локации фестиваля постарались охватить всю жизнь сначала довоенного, а потом и тылового провинциального городка: улицы, квартиры, заводы, воинская часть, магазины, культурная жизнь… А самое главное – колоритные яркие советские типажи. Посвящен фестиваль был памяти погибшего в зоне спецоперации замечательного реконструктора из Переславля-Залесского, участника СВО Андрея Кибкало. Вот что организаторы написали об Андрее: «Андрей Владимирович Кибкало, старший водитель гранатометного отделения мотострелкового батальона, погиб смертью храбрых 1 апреля 2024 года при выполнении задач в ходе специальной военной операции. Посмертно награжден орденом Мужества. Ушел на фронт добровольцем. До подписания контракта служил в пожарно-спасательной части, спасал людей.

В трех ковровских реконструкторских фестивалях Андрей участвовал вместе с женой, создавая выразительные заметные образы. Фестиваль его памяти, проведенный в год 80-летия Победы, назвали емко: «Нам жить и помнить!» Реализован он при поддержке президентского гранта, что, в том числе, и обусловило его размах. Более двухсот реконструкторов приехали в Ковров из Москвы, Воронежа, Нижнего Новгорода, Переславля-Залесского, Тамбова, Твери. Были даже участники из Курска, Хабаровска, Костромы, Коломны…»

Глава Коврова Сергей Сидорин, открывая праздник живой истории, подчеркнул:

– У нас с вами уникальная возможность прожить несколько дней в той эпохе, когда ничего не предвещало войны, и люди жили своей жизнью, где-то интересно, где-то весело, потом стать свидетелями первых военных дней, когда многие предприятия переходили с гражданской направленности на военную, когда все менялось, и люди тоже стали жить по-другому… Все это часть нашей истории, мы должны ее помнить и чтить, понимать, каким трудом доставалась Победа, каким трудом достается сейчас…

Заместитель министра внутренней политики Владимирской области Антон Бобраков поблагодарил организаторов от себя лично и от имени министра Татьяны Адуловой, пожелав ковровскому празднику приобрести статус постоянного всероссийского фестиваля (тут надо отметить, что по своему межрегиональному составу участников он уже его приобрел). От депутатского корпуса фестиваль поприветствовала председатель городского Совета Елена Фомина.

***

Одно из самых запоминающихся ощущений фестиваля, это, как отмечается многими, погружение в историю. Когда ты идешь, а навстречу тебе – настоящий, живой! – человек из другого времени: военный в форме замполита 40-х с нашитыми красными звездами на рукавах, босой крестьянин, приехавший в город, с перекинутыми через плечо связанными шнурками ботинками; стайка юных пионерок с косичками; барышня в белых носочках, на каблучках… А закроешь глаза, и тебя начинает подводить даже слух… потому что звуки тоже оттуда, из 40-х: дребезжит патефон из соседней квартиры, в ресторане через дорогу живой бас самозабвенно выводит «… С молодою женой мой соперник стоит», с рынка гул голосов, через который прорывается: «Кому яички домашние?», «Пирожки, пирожки!»

Первый день реконструкции, 31 мая – довоенный город живет своей жизнью, а Сергей Мостовой – руководитель ВРОО «Наследники Победы», более полугода готовивший и организовывавший все это великолепие, – рассказывает:

– Вот это локация с объединенным названием «Завод». Состоит она из нескольких отделений, например, Конструкторское Бюро (место для ковровчан знаковое – одно из первых КБ в СССР было создано именно в нашем городе), где высокие умы трудятся над новыми разработками в области легкого или тяжелого машиностроения…

Реконструктор из Подмосковья Михаил Курганов – оторванный от работы советский конструктор, с уха которого свисает пенсне – демонстрирует уникальную коллекцию отечественных готовален, выпускавшихся в СССР, начиная с конца 30-х.

– У меня в руках готовальня под № 31, выпускалась она с 1939 по 1941 гг. В комплектацию входят циркуль обычный, циркуль разметочный, циркуль для черчения больших радиусов…

Каждый реконструктор о своем увлечении может рассказывать часами, и в этом особая ценность таких фестивалей, потому как практически про любого участника можно сказать, что он не любитель, а настоящий специалист.

Зрители видят и другие сохранившиеся до наших дней раритеты, к примеру, пантограф, штриховальный прибор. Далее переходят в автомоторный цех, где «создаются» новинки автомобилестроения, некоторые из них тоже можно на фестивале увидеть: реальные образцы военного транспорта, «припаркованного» на локации «воинская часть». На площадке оружейного цеха идет сборка ручных пулеметов ДП-27 (думаю, каждый ковровчанин о них знает).

***

Из производственной жизни города – в улично-квартирную, общественно-повседневную. Вот жилье добропорядочных граждан: все чинно и мирно – керогаз, патефон. Вот – не очень добропорядочных: воровская «малина», у ее обитателей «развеселая» жизнь.

– Берегите ваши сумочки! – предупреждают они. Незабываемые яркие, но безымянные персонажи: Буйный, Хмурый, Мара, Седой…

Вот клуб с художественной самодеятельностью. Вот мало изменившийся с тех пор советский вокзал, в кассе, как обычно, билетов нет (этой локацией руководит Татьяна Кибкало, супруга погибшего Андрея Кибкало; в «жизни» вокзала участвует вся их семья). Вот отделение Осовиахима – организации, действовавшей вплоть до конца 40-х. Вот довоенное швейное ателье, где тебе и модное шифоновое платье пошьют (писк сезона в то лето – подрезы и сборочка), и парадную строгую офицерскую форму.  Рядом – примета советской эпохи – комиссионка с духами-мехами: нарядные дамочки в шляпках, с боа… Фотобудка, где в модном платье сразу же можно сфотографироваться. Но на рынок, конечно, в таком не пойдешь. Там публика большей частью попроще. Цыганка ругается с горластой торговкой, рядом – одноконная телега…

На цыганах хочется остановиться отдельно: их образы создала семейная пара Василий Синицин и Элена Ларина – реконструкторы из Москвы, из цыганского историко-этнографического объединения «Лодыпэ». На вопрос, почему именно цыгане, Элена ответила, что это для нее «обращение к истокам»:

– Первые попытки проведения цыганской реконструкции были у меня еще в 2004 году. Тогда же в процессе поиска материалов я познакомилась с Николаем Бессоновым, видным цыгановедом и художником театра «Ромэн». «Создание образа» для нас – обозначение условное. По сути, мы играем самих себя, какими могли бы быть в те времена – до указа 56-го года о запрете кочевья. Вопреки популярным представлениям, в которых цыганская тема представляет собой причудливую смесь киношно-сказочной экзотики и криминальной «чернухи», цыгане — это обычный народ со своей историей, обычаями, костюмами, бытом. А костюм этно-группы «русска рома» содержит множество элементов русского деревенского костюма, пусть и сохраняя его более архаичные черты…

Действительно, сначала эту семейную пару я приняла за разодетых крестьян.

***

 

Жизнь медицинского госпиталя – отдельная тема. Главный врач в нем – историк медицины, реконструктор и писатель Александр Поволоцкий (приехал в Ковров из Москвы). Он пояснил:

– Здесь у нас больница, которая отрабатывает развертывание полевого госпиталя. Реалистичный сценарий 41-го года: медицину пытались готовить к войне. Получалось сложно, но об этом кратко рассказать не смогу.

На площадке можно было ознакомиться с не имеющей аналогов личной коллекцией реконструктора: хирургическими инструментами, перевязочным материалом и шинами с клеймами 20-40-х. В госпитале оборудовали и стоматологический кабинет. Его представляли постоянные участники ковровских реконструкций из Вязников Андрей и Александра Баукины, руководители военно-исторического клуба памяти 316-й стрелковой дивизии 2-го формирования (той самой, что остановила немцев под Сталинградом). Александра Баукина демонстрирует зрителям бор-машинку производства 1897 года (до сих пор работает, но испытывать на себе никто не решился), но говорит про другое:

– Этот фестиваль показывает нам всю тяжесть Победы, которую в килограммах невозможно измерить, а только в тех испытаниях, память о которых нам необходимо хранить…

***

А какая может быть Победа без армии… Важнейшими локациями фестиваля стали площадки, на которых была показана солдатская жизнь: воинская часть с узлом связи, вооружением, целым парком военной техники (в том числе бронированной). В большинстве – на ходу.

– Форма. Обратите внимание на ткань, она точно соответствует той эпохе. В кино не всегда такую увидишь, – поясняет зрителям Сергей Мостовой. – Военно-историческая реконструкция как раз и отличается этой особенностью: реконструкторы вкладывают немалые средства, чтобы воссоздать точные костюмы.

Командир части Алексей Ступаков (клуб реконструкции из Красноармейска «Учебная рота связи») вместе с замполитом проводят свою экскурсию:

– В 41-м году обстановка в стране была очень тревожная, все чего-то ждали. Но 14 июня ТАСС сообщило, что «это все слухи, у нас с Гитлером пакт о взаимном ненападении…»

Тем тяжелее и неожиданнее стало 22-го числа обращение Молотова, во время реконструкции, как в 41-м, оно прозвучало ровно в 12.00 по московскому времени.

– Сегодня, в четыре часа утра… – серьезные глаза, напряженные лица. Заканчивалось оно посылом: «Враг будет разбит. Победа будет за нами!», который вселял надежду в сердца.

Голос ведущего:

– Страну ждал сложный путь перестроения на военные рельсы, эвакуация населения и предприятий промышленности из западных областей вглубь страны (причем нередко – из-за отсутствия транспорта – население туда шло пешком), приспосабливание гражданских предприятий под выпуск военной продукции, мобилизация всего населения на трудовой и боевой фронт… Четыре года страшно тяжелой, самоотверженной борьбы с беспощадным врагом.

Переход от мирной жизни к жизни военной реконструкторам удалось показать очень хорошо.

Кстати, реконструкция – это живой организм, а не застывшие локации со статичными персонажами. В течение двух дней – 31 мая и 1 июня – зрители увидели и поимку немецкого диверсанта, сумевшего проникнуть в воинскую часть, и арест криминального авторитета Седого (городской отдел народного комиссариата внутренних дел – еще одна яркая локация фестиваля), и роспись советских граждан в ЗАГСе, и много других подготовленных сцен.

Но самыми яркими и запоминающимися моментами стали сцены кровопролитных боев: взрывы снарядов, пулеметные очереди, наступающие «немцы» под настоящим дождем.

К сожалению, многих реконструкторов как ковровских, так и приехавших в Ковров и вложивших много сил в подготовку исторического фестиваля, в рамках статьи назвать не получилось. Для большинства участников фестиваль – это совсем не игра, а серьезная работа по сохранению памяти.

Спасибо всем! Нам помнить и жить!

Инна БУЛАТОВА.

Фото со страницы фестиваля в ВК.

0 комментарий
0

Вам может понравиться