В начале марта стало известно о том, что ученица 9-го класса Клязьмогородецкой школы Валерия Сосенкова заняла первое место в региональном этапе Международного конкурса сочинений «Без срока давности» с рассказом «Маленькая мученица Татьяна». Сейчас эта работа оценивается на Всероссийском уровне, и может войти в двадцатку лучших.
В сети Интернет о проекте «Без срока давности» написано следующее: инициирован он Поисковым движением России и впервые был представлен в декабре 2018 года на 40-м заседании Российского организационного комитета «Победа». Цель проекта — сохранение исторической памяти о трагедии мирного населения СССР, ставшего жертвой военных преступлений нацистов и их пособников в период Великой Отечественной войны.
Проект «Без срока давности» призван формировать в общественном сознании чувство неприятия нацизма и устойчивое представление о неотвратимости наказания за преступления против человечества, какой бы срок давности они ни имели.
***
Пятница, 14 марта… С фотокором «Знаменки» едем в Клязьмогородецкую школу, чтобы лично познакомиться с автором рассказа Валерией Сосенковой и ее педагогом Верой Рахматуллиной. Меня, как человека, любящего слово, подтачивает «червячок»: хочется побыстрее прочитать то, что написала школьница. Оценить уровень работы, отобранной на конкурс…
Лера оказалась миловидной, при этом очень серьезной и вдумчивой девушкой. Отличница! Любит все школьные предметы, но все-таки русский язык и литература для нее особенные. Как творческая личность пишет стихи…
Что, впрочем, неудивительно, ведь этим увлечена и сама Вера Рахматуллина, которая когда-то давно публиковалась в нашей газете.
— Что касается конкурса «Без срока давности» то, как только он появился, мы в нем участвуем ежегодно. В 2020 году ученик нашей школы Денис Дереглазов вошел в двадцатку лучших на Всероссийском уровне. В этом году есть шанс повторить этот успех. Сюжет для рассказа Лере предложила я, давно его вынашивала. Историю эту мне рассказал муж, а ему, в свое время, отец — участник войны. Тот, в свою очередь, услышал от друга-однополчанина. Произошла эта история на Смоленщине в годы Великой Отечественной войны. 10-летняя девочка подорвала себя вместе с фашистами…
Кстати, Лера начала работать над темой еще в летние каникулы. Как отмечает Вера Евгеньевна, писала все сама, она лишь подправила вступление и заключение.
По признанию Валерии, работа далась ей нелегко. Многое пришлось продумывать и додумывать, ведь в рассказе соединилась и реальность, и вымысел. Искались плавные переходы в тексте, четко выстраивалась повествовательная линия.
И вот что в итоге получилось
***
Тишина. Ах, какая стоит тишина на берегу реки Клязьмы. Ее нарушает мелодичный колокольный звон, который постепенно наполняет своим звучанием просторы Стародубской древней земли. Это в Покровской церкви села Клязьминский Городок (бывший город Стародуб) идет служба в честь святой великомученицы Татьяны. С этим именем в нашей семье связаны самые дорогие и сокровенные воспоминания, мы храним их в глубине своего сердца как память о страданиях детей военного времени.
Таня, которой совсем недавно исполнилось десять лет, не по-детски рыдала у крыльца, изо всех сил прижимая к груди худенькие ручонки. Из дома эсесовцы вытащили отца, мать, старшего брата Витьку и раненого бойца Красной армии, прятавшегося на чердаке. Красноармеец, весь в крови, избитый прикладами до неузнаваемости, совсем не мог идти. Его тащили волоком за ноги по земле, а он что-то шептал распухшими разбитыми губами. Таня, чуть приглушив сдавленный плач, прислушалась к его словам:
— Простите, ради Бога простите. Знал бы, что так обернется, сам бы пулю себе в лоб пустил…Люди добрые, не держите зла, а этих зверей постигнет народная кара. Выстрел… Раненый солдат дернулся и замолк. Таня, испугавшись, заплакала навзрыд и запричитала, как взрослая, умоляя «дяденек» отпустить родных.
Отец, не выдержав ее слез, попросил немцев не брать грех на душу, не трогать детей:
— Малы они еще, несмышленые, ничего не знали…
Но тут подлетел деревенский полицай Васька и ударил отца прикладом по голове. А потом еще и еще… до тех пор, пока бездыханное тело не упало к ногам фашистов. Тут закричала мать нечеловеческим голосом и бросилась к мужу. Упала около него, обхватила руками окровавленную родную голову и закачалась из стороны в сторону. Вражеский прихвостень Васька ехидно произнес:
— И умерли они в один день и в один час…
Он захохотал и что есть силы ударил прикладом женщину, сломав ей шейные позвонки. Четырнадцатилетний Витька, застывший неподвижно от всего увиденного, быстрым прыжком очутился возле полицая и вцепился мертвой хваткой ему в горло. Тот завертелся, закрутился, пытаясь освободиться от худенького подростка, но не смог. Руки мальчика разжались лишь после того, как немецкий офицер рукояткой нагана ударил Витьку по виску. Таня с ужасом наблюдала, как к брату, лежащему на траве, подлетел очухавшийся полицай и в бешенстве, схватив стоявшие у сарая вилы, стал колоть ими своего обидчика. Он продолжал и продолжал втыкать вилы в уже мертвое тело, пока офицер-эсесовец, брезгливо поморщившись, не приказал ему прекратить.
Таня, стоя во дворе, уже не плакала. Слезы высохли сами. Она не могла поверить, что это не сон. Что же натворили эти изверги в человеческом обличии? Главный эсесовец, посмотрев на нее, быстро отвел взгляд. Девочка в одночасье поседела, в темных глазах отражался ужас. Этот ужас суеверия передался и фашисту, и он приказал не трогать сумасшедшую девчонку. Немцы облили бензином дом и подожгли.
Клубы черного дыма поднялись в небо и окутали деревню траурным покровом. Малышка, онемев от горя, глядела на все это, затем быстро поднялась на крыльцо горящего дома и вошла вовнутрь. Немцы с интересом наблюдали за происходящим. Крыша начала уже оседать, когда девчушка вышла, крепко вцепившись в любимую тряпичную куклу. Остановилась напротив фашистов и по-взрослому погрозила им пальчиком.
– Чего это ты, тронутая?- полицай Васька, рассмеявшись, обратился к ребенку, покрутив у виска.
– Жди и бойся, – ответила она.
И тут дом рухнул. Обугленные бревна с треском упали на землю, выбросив облако искр, а одно, непостижимым образом, улетело на несколько десятков метров, убив двух эсесовцев и полицая Ваську. А офицер, отскочив в сторону, упал плечом на острый осколок оконного стекла, разлетевшегося при пожаре и серьезно повредил себе руку. Вскочив на ноги и зажав глубокую рану, в спешке выбежал со двора и направился к штабу, на ходу проклиная всех русских, у которых даже дети внушают страх и «наказывают» своих врагов. Таня осталась невредимой.
– Вот она, народная кара! – тихо сказала она сама себе.
Попрощавшись с родными, девочка подошла к убитому полицаю и вытащила из его кармана торчавшую гранату. Острием валявшегося штыка вспорола тряпичную куклу, которую не выпускала из рук, засунула гранату внутрь и вышла из калитки, направляясь к вражескому штабу, где было много немцев.
На крыльце стоял генерал и несколько офицеров, они с любопытством наблюдали за приближающейся девочкой, бережно несущей в руках грязную куклу. Подойдя к крыльцу, Таня негромко сказала, указывая на свою игрушку: — Вот мы с Ксюшей остались одни. Всех, кого так любили, вы отняли у нас. Мамы, папы, брата больше нет. Ксюша, мы тоже с тобой любим друг друга, не хотим оставаться одни, мы должны быть с ними, со своими родными и любимыми. Мы уйдем, а вас всех здесь постигнет Божья кара, и никуда от нее вам не скрыться!
Таня погладила куклу и поцеловала в шею, незаметно выдернув зубами кольцо гранаты. – Горе вам всем на нашей земле…
Раздался взрыв. Немецкие офицеры, стоявшие на крыльце, упали замертво рядом с бездыханным телом мужественной девочки.
С наступлением темноты кто-то из местных жителей забрал тело ребенка и предал земле. А спустя несколько лет, уже после войны, на могиле девочки возвели часовенку в честь великомученицы Татьяны.
Над рекой Клязьмой по-прежнему стоит тишина. И лишь колокольный звон памяти в честь Татьяны нарушает ее. Он звучит внутри каждого из нас, потомков маленькой мученицы Татьяны, призывая не забывать, кому мы обязаны тем, что живем в мирное время. И если в нашем сердце навсегда сохранится мелодия колокольного звона, то можно с уверенностью сказать, что у великой России — светлое будущее!
Подготовила Ирина НАЗАРЕНКО.
Фото Бориса НИКИТИНА.