Вхожу в квартиру — чисто, свежо… не скажешь, что в квартире живет лежачая бабушка. Дети у нее далеко, а в Коврове из близких – одни соцработники. Оказывается, и это немало!
Свою помощницу подопечные Натальи Афанасьевой ласково зовут «Наташенька» — они без нее как без рук… А уж сама Наталья Юрьевна как только своих бабулечек не называет: и лапочками, и солнышками, и зайками. Говорит:
— Они, как большие дети! К ним нужно с лаской. Если плохое настроение с утра – оставляй его дома, на работу ни в коем случае не неси.
Одна из подопечных Наташеньки разрешила ей встретиться с журналистом в своей квартире и даже сама хотела сказать несколько слов. Но не получилось – уснула. Ночью бабушку бессонница смучила. Но и без ее слов было видно: все хорошо. Квартира блестит чистотой, на маленьком столике уже приготовлен обед, в воздухе – никакой тяжести, как это часто бывает в квартирах лежачих больных, из кухни только слегка тянет куриным бульоном …
— Моя лапочка, — говорит тихонько про бабушку моя собеседница. — Так ее жалко. Встать не может, ножки больные…
Конечно, в Центре социального обслуживания населения руководство своих сотрудников инструктирует: с подопечными надо держать дистанцию, друг к другу обращаться уважительно – по имени отчеству…
— Но как я бабушке это скажу? Зовите меня исключительно Наталья Юрьевна? Они так не могут. Для них я как дочка. А если пробую официально, то сразу закрываются от меня.
Вы понимаете, куда вы идете?
Про то, что есть такая профессия «ухаживать за больными», Наталья Афанасьева узнала лишь шесть лет назад. Не то чтобы о ней не знала, просто раньше не сталкивалась, не задумывалась. А попав под сокращение на ЗиДе, вынуждена была искать работу и сначала нашла – в «Пятерочке».
— Сразу поняла – не мое! Как-то, раскладывая товар в зале, встретила одноклассницу. Она, как угорелая, носилась с тележкой по магазину. Спросила: «Куда так бежишь?». Она мне в ответ: «Очень тороплюсь. Тружусь соцработником – для бабушек продукты закупаю».
Наталья заинтересовалась. Пришла домой, говорит так и так. Родные отговаривать ее не стали.
— Набралась смелости – пошла в Центр соцобслуживания на ул. Октябрьской, — продолжает она. – Вижу, девчонки там такие хорошие, коллектив замечательный. Заведующая Татьяна Викторовна говорит: «Я вас возьму – люди требуются. Но вы понимаете, куда идете? Это же совсем другой мир!»
То, что заведующая оказалась права, Наталья Юрьевна поняла на следующий же день. Это действительно был другой мир! Уж насколько моя героиня ничего не боялась – в 30 лет потеряв родителей, она хорошо знала, как надо ухаживать за больными – но тут не удержалась от слез. Одно дело, та картинка, которая сложилась в голове: пожилым людям нужно продукты купить, приготовить что-то, полы помыть… И совсем другое – реальность.
— К сожалению, некоторые мои подопечные, — рассказывает соцработник, — оказались брошенными стариками. Никому не нужными. Приходила к ним домой, не зная, за что хвататься. Не буду вам все описывать. Слезы сами собой наворачивались на глаза…
Сказать, что с первых дней работы Наталья Афанасьева поняла, что наконец-то нашла «дело жизни», нельзя – в первое время каждый месяц планировала уволиться, признается сегодня.
— Мне казалось, что все делаю так, а мои подопечные жаловались – то сказала что-то не то, то – посмотрела не так. Я приходила домой, плакала, обещала – уволюсь. Но… у меня очень хороший муж! Он тогда мне сказал: «Наташа, тебе надо самой меняться! Ты же совершенно не умеешь слушать. Тебе слово – ты в ответ десять. С пожилыми людьми так нельзя!» Я стала прислушиваться к его советам…
Вот тогда-то дело и пошло… Через какое-то время даже муж признал: «Ты стала совсем другая. Раньше импульсивная была, как ураган. А сейчас стала мягче, спокойнее…»
— Так что большое спасибо моим бабулечкам – в какой-то мере перевоспитали меня, — смеется моя собеседница.
Самое главное: доброта и терпение
Подопечных у Натальи Афанасьевой восемь. Когда кто-то из соцработников уходит в отпуск, нагрузка, конечно, увеличивается.
— Вот сейчас одна из наших сотрудниц в отпуске – обслуживаю десятерых, — рассказывает Наталья. – Все у нас в Центре сделано по уму, маршруты продуманы. Начинаю в 8 утра вот здесь, у Прасковьи Карповны, дальше иду к следующей подопечной – к Первомайскому рынку — и так продвигаюсь все дальше и дальше по северной части города. Сделали так, чтобы не тратить много времени на переезды в транспорте, а больше этого времени отдавать подопечным.
Простой такую работу не назовешь, это понятно. Но до конца оценить ее сложность может лишь тот, кто сам попробует отдавать себя без остатка больным и немощным людям. Самое главное качество для соцработника, говорит Наталья Афанасьева, это терпение… Терпение и доброе сердце – без них никуда. Если этих качеств не будет – соцработник долго не проработает. У каждого из подопечных за плечами – своя судьба, своя личная – интересная, непростая история, багаж богатого опыта, которым, как правило, они спешат поделиться… Не убежишь – надо выслушать, проявить чуткость, внимание, такт … порой восхититься, поддержать, успокоить…
— Вот прихожу к одной бабушке – она вся в слезах. Что такое! Новости посмотрела: ребят убивают на Украине. Они же, мои подопечные, в большинстве своем дети войны. Очень близко принимают все к сердцу. Я успокаиваю, переключаю канал, уговариваю: не надо плакать, давление поднимется.
В физическом плане работа Натальи не менее сложная, чем в плане эмоциональном. Каждый день надо мыть, стирать (иногда незапланированно, иногда – большие объемы; здорово, что техника сейчас выручает), готовить, ходить в магазин… Каждый день — бережно, аккуратно помогать лежачим больным совершать гигиенические процедуры; если надо, делать уколы, бороться с пролежнями… И еще много самых различных дел. Соцработник помогает своему подопечному жить – пожалуй, так сказать будет вернее всего. Иногда ему приходится и ходить по инстанциям — оформлять документы или вести кого-то из подопечных к врачу (если это возможно), как и все, выстаивая длинную очередь…
— Тема больная. К сожалению, в очереди никто не пропустит. Объясняю людям, что я соцработник, что меня ждут еще несколько больных стариков. Ну и что? — отвечают, — мы тоже торопимся!
Это призвание!
— Вы знаете, — говорит Наталья, — я работаю не по шаблону, а скорее, как чувствую, по вдохновению. Даже дома переключаться не всегда получается: родные – у меня два сына и муж – наверное, уже привыкли, говорят: «Ты у нас в своих бабушках вся». А я утром встаю, готовлю, сама думаю, надо Людмиле Евгеньевне абрикосов купить, она их давно не ела; а у Марины Никаноровны лекарства заканчиваются – как там у нас терапевт принимает, сначала к нему забегу… Еще я постоянно на телефоне – родные ревнуют — «мои старички» мне звонят: «Наташенька, я тебя забыла попросить творожка мне купить…», если опаздываю, беспокоятся: «Наташа, ты где? Скоро будешь?»
Наталья Юрьевна признается: про свою работу говорить может долго. Когда по совету мужа изменила к ней подход, тогда и поняла: это ее. Это то дело, которое нравится. Если хотите, призвание! Совершенно без шуток.
— Вот такая моя работа: с одной стороны, тяжелая, а с другой — очень нужная, добрая, радостная. Вы знаете, какая от «моих старичков» бывает отдача, как они меня ждут, как радуются! Я – верующий человек, молюсь и своих детей приучила. Если мои подопечные начинают хандрить, говорю: «Что ж вы своими мыслями загоняете себя на тот свет? Сколько Господь отвел – столько и будем жить!» А наше дело – социальных работников – сделать вашу жизнь хоть чуточку легче, спокойнее, радостнее!» Потом выхожу за дверь, выдыхаю и говорю себе: «Пошли к следующей! Работаем дальше!»
Мария ТОМИНА.
Фото автора