Главная Новости  ГЛАВНОЕ – СЕРВИРОВКА

 ГЛАВНОЕ – СЕРВИРОВКА

опубликован manager

«Граф встречал гостей, приглашая к обеду:

— Смотрите же, приезжайте обедать.

 Он заходил в мраморную залу, где накрывали стол на 80 кувертов, и, глядя на официантов, носивших серебро и фарфор, говорил:

— Так, так. Главное – сервировка. То-то…»

Как не согласиться с графом Ростовым, героем романа Льва Толстого «Война и мир»! Конечно же, всегда радует глаз все красивое, изысканное, необыкновенное. Вот и в этот раз, в день своего рождения – 27 марта – историко-мемориальный музей предоставил нам такую возможность, открыв выставку фарфора и фаянса из частных коллекций и своей собственной. Более 250 экспонатов – продукция знаменитых фарфоровых производителей Кузнецовских заводов, ЛФЗ, Дулевского, Дмитровского, Туймазинского (Башкирия), Коросенского и Будянского (Украина), Кузяевского, Хайтинского и др.

Прежде чем мы с вами пройдемся по выставке, вспомним путь развития фарфора.

ФАРФОР (farfur – тур.яз.) – керамические изделия, получаемые спеканием фарфоровой массы (из пластичной огнеупорной белой глины – каолита, полевого шпата, кварца), имеют спекшийся, водонепроницаемый белый, звонкий, просвечивающийся в тонком слое черепок без пор высокой прочности, термостойкости, изоляционных свойств.

Фарфор появился в IV-VI в. в. в Китае. В Европе с ХVI в. производился мягкий фарфор (без каолина). Твердый изобретен в начале ХVIII в. в Саксонии, где вскоре возникла знаменитая Мейсенская мануфактура (1710 г.)

А когда — в России? Случайно на нужные глины набрел купец Афанасий Гребенщиков. Вместе с сыном Иваном они получили первые образцы фарфора, однако их фабрика в Москве внезапно сгорела. В 1747 году ученый-химик Д. И. Виноградов разработал состав фарфоровой массы. Так появилась «Невская Порцелиновая мануфактура», где первым изделием, пущенным на поток, стали фарфоровые табакерки.

При Екатерине II мануфактура была реорганизована и в 1765 году стала называться Императорским фарфоровым заводом, где стали выпускать фарфор для императорского двора и высшей знати. В свободную торговлю изделия не поступали.

Открываются частные фарфоровые заводы. Завод Гарднера (Фарфор Вербилок). Англичанин Франц Яковлевич Гарднер основал его в деревушке Вербилки под Москвой в 1766 году. Продукция была многообразна и могла удовлетворять любым вкусам — от вельмож до простых горожан и крестьян.

В 1832 году гжельский крестьянин Т. Я. Кузнецов основал фарфоровый завод в подмосковной пустоши Дулево, где позже возник город Ликино-Дулево. В 1889 году Матвей Кузнецов основал «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова», куда вошли заводы в Дулеве, Риге, селе Кузнецове и др. Занимавшаяся прежде фаянсом (его производят из тех же глин, каолинов, но обжигают при более низкой температуре — около 1000 градусов, поэтому он легко бьется, непрозрачен, толще) и полуфаянсом, семья Кузнецовых начинает изготавливать и фарфор. Во второй половине 19 века концерн фабриканта М. С. Кузнецова объединил крупнейшие фарфоро-фаянсовые заводы, выпуская технически совершенные изделия.

Дулевский фарфор представлял страну на всемирных выставках и был отмечен золотыми медалями в Париже в 1889 и 1890 годах, Гран-при в 1903 и 1905 годах в Реймсе и Льеже. Ежегодно на заводах Кузнецова производилось изделий на общую сумму 7,149 млн. золотых рублей, общая численность рабочих достигала 12,5 тыс. человек.

Какая только посуда ни выпускалась Дулевским заводом! Чашки – более 370 фасонов, 60 видов бокалов, 112 – чайных сервизов, 20 – кофейных, 23 – столовых, 20 видов чайников, 16 – сахарниц, масленок – 30, огромное количество фруктовниц, блюд, подсвечников, пепельниц и т. д.

Традиция властвовала в формах ходового фарфора – трактирного. Посуда эта массивная, тяжеловатая, сохраняла радушие народной керамики, ее разумную простоту, щедрую полноту объемов. На больших и малых чайниках красовались крупные алые розы. Эта роспись называлась «манер», она была дорогой, так как требовала тщательности.

Чем проще рисунок, тем больше свободы у мастеров, тем непосредственнее была живопись. Цветы «то плакали, то смеялись, то лукавились, то печалились». У каждой мастерицы – свой рисунок. Ручная кистевая роспись называлась «агашкой».

«Полнутро» — тот же по композиции рисунок, но по форме богаче: золочение внутренней поверхности шло от ампирного фарфора, по внутреннему краю – широкая золотая лента.

Очень ценились разделки – «французские», где уже не было бойких озорных цветов, а те же незабудки, фиалки яблоневый цвет становились мельче, «приличнее», смирнее – бледно-сиреневыми, светло-розовыми, голубыми.

В 1890-1900 г.г. склонность к модерну, к растительным мотивам: ручки в виде цветка, побега, ветки, бутона – это облегчало роспись.

В 1910 году – поворот в сторону классицизма. Деколь повторяет галантные сцены саксонского фарфора 18 века, сентиментальные сюжеты. Имитация сделала роскошь почти доступной.

Фарфор первых лет Октябрьской революции принято называть агитационным. Революционная тема, политические лозунги  стали содержанием росписи сервизов, тарелок, чашек: «Кто не с нами, тот против нас», «Ум не терпит неволи», «Дело науки служить людям», «Борьба родит героев». Иногда появлялся незатейливый мазковый цветок.

В русских мотивах на статуэтках «Иван-дурачок», «Домовой», «Змий».

В 1920 году начала спадать волна агитационного искусства. Снято с производства более 200 видов посуды. Началась работа над массовыми образцами. Появились новые художники, новые коллективы. Увеличился спрос на азиатских рынках, главным образом, в Туркестане и Персии. Усилился выпуск простого крестьянского товара за счет дорогого.

1925 год. За отсутствием аппаратуры приходилось пользоваться  примитивным способом – в корытах руками рабочих смешивались сухие исходные материалы.

1927 год. Вместо 60 трестов организован Всесоюзный синдикат силикатной промышленности, что улучшило управление и организацию работы фарфоровых заводов. На международных выставках в Берлине, Париже, Нью-Йорке, Анкаре продукция наших заводов вызывала интерес и восхищение.

В 1931 году рекомендовано перестроить всю тематику: избавиться от идиллических сценок с пастушками, красотками, пудреными маркизами, всевозможной «китайщины», пошлых мещанских сюжетов –  внедрять новую идеологию на благо общества: пионеры, весенний сев, 1 Мая, физкультура, «Даешь Турксиб!», «Догнать и перегнать!», «Крепи оборону!», антирелигиозные и антиалкогольные темы появились на чашках, тарелках, блюдах.

1936 год – переломный период в художественной жизни Ленинградского фарфорового завода. Возобновлен выпуск крупных ваз, прекращенный в 1914 году; увеличился выпуск скульптуры, настольных украшений. Цветочная роспись – излюбленный сюжет.

Вот вкратце история развития фарфора, одного из интереснейших явлений декоративного искусства, неразрывно связанного с историей страны, бесконечно эволюционирующей.

 

…А сейчас самое время пройтись по  нашей выставке. Невозможно описать 250 экспонатов, да и зачем? Назову лишь то, что привлекло мое внимание: фарфоровая чашка в виде самоварчика, икорница в виде рака, кувшинчики декоративные с изображением Наполеона, игольница в виде головы собачки, чернильница-непроливайка (такой приходилось и мне пользоваться в 50-е годы), туалетный прибор для зубных щеток, зубного порошка и мыла, спичечница «Негр с гитарой», чайный сервиз на 12 персон, бокал «Статен телом, а хорош ли делом?», тарелка «Пятилетку в четыре года!», башкирские пиалы, чашки-«агашки».

Интерес вызывают экспонаты из частной коллекции ковровских семей Майданик и Калигиных: чайная пара с гравировками: «За труд и скромность», «Наташа! Учись, не ленись на «5»!»; коллекция балерин.

Очаровывает «Сказочное дерево» из фарфора и керамики Надежды Плехановой.

Не оторвать глаз от картины Виктора Бычкова «Чаепитие в солнечный день» — как будто именно для этой выставки предназначена эта работа!

Бальзама на душу добавило выступление талантливых ребят из Образцового театрального коллектива «Эксклюзив» (руководитель  – Л. Хаки) – трогательные лирические строки никого из присутствующих не могли оставить равнодушными.

Хочется от всей души поблагодарить заведующую сектором учета и хранения музейных предметов Наталью Герасимову, хранителя музея Нину Павлову, хранителя музейных предметов Юлию Клюхину, а также работников ЦБС и районной библиотеки за предоставленный информационный материал.

 

Лидия ТАЛЫШКИНА.

 Фото автора.

0 комментарий
0

Вам может понравиться

Оставить комментарий