Вся предыдущая неделя, начиная с понедельника, 25 января, в школе №21 была расписана и «подстроена» под мероприятия, связанные со значимой для нашей страны датой – 27 января. Именно в этот день в далеком 1944 году произошло полное снятие блокады Ленинграда — страшного и неизмеримо трагического периода в истории не только войны, но и человечества в целом.
В предшествующие данной дате дни была оформлена выставочная экспозиция, организованы просмотры фильмов «Жила-была девочка», «Коридор бессмертия», с последующим обсуждением со старшеклассниками. А день в день – 27 января – прошло торжественное открытие выставки, организованной в рамках проекта «Маршалы Победы». И волнение выступающих, и ожидание присутствующих слились на 40 минут в одно целое живое слово – слово о непокоренном Ленинграде…
Урок мужества начался со слайда «Оборона Ленинграда» под знаменитую «блокадную» симфонию Дмитрия Шостаковича, не оставляющую равнодушным ни одного человека. Под видеоряд, посвященный хронике событий, зазвучали цифры, осознать до конца которые современный человек, наверное, не в силах: о 872 страшных днях жизни (!) города, окруженного врагом, о 500 тысячах жителей, принимавших участие в строительстве оборонительных сооружений, о 300 тысячах ленинградцев, ушедших добровольцами в народные ополчения, на фронт и в партизаны, о 400 тысячах детей, оставшихся в осажденном городе…
…В холле третьего этажа тишина. Звучат только голоса ведущих на фоне музыки, сменяют друг друга слайды, а еще «звучат» внимательные глаза учащихся, неотрывно наблюдающих за действом.
Ребята продолжают скорбную статистику: «Зимой 1941-42 г.г. в самый трагический период блокады от голода, холода, бомбежек и артобстрелов погибло по разным оценкам от 64 тысяч до полутора миллиона мирных жителей. 97% из них умерли от голода»…
Для наглядности на столике стоят весы, которые использовали для взвешивания кусочков блокадного хлеба, лежит буханка – в ноябре 1941 года рабочие получали по 250, а иждивенцы – по 125 граммов продукта, который сейчас ни у кого назвать хлебом даже и в голову не придет («стандартный», если можно так выразиться, состав блокадного хлеба был следующим: ржаная мука (обойная или вообще любая из тех, что были под рукой) – до 75%, целлюлоза пищевая – до 10%, жмых – до 10%, остальное – это обойная пыль, выбойки из мешков или хвоя). А ленинградцы называли. И в подтверждении этого режется буханка на неравные части – чтобы хватило всем…
Напряжение в тишине растет: «В осажденном городе работает 39 школ. Ученики занимаются в пальто в ледяных неотапливаемых классах, голодные. У всех – закопченные лица – в квартирах пользуются коптилками…» Представлен и «Дневник Тани Савичевой», чтобы вспомнить о тысячах матерей, бабушек, братьев и сестер, так и не дождавшихся мирного неба и спокойных дней, так и не сумевших прожить отмерянные им судьбы.
Рефреном на протяжении повествования звучат рассказы о великих маршалах Г. К. Жукове, К. А. Мерецкове, Л. А. Говорове, внесших неоценимый вклад в общую Победу народа, выстрадавшего свою независимость. Именно им посвящена настенная выставка «Из семейных архивов маршалов Победы», собранная буквально по крупицам благодаря родственникам героев.
В конце звучит метроном, звуки которого проникают в сознание каждого. Все склонили головы в минуте молчания, затем последовала песня «Блокадный Ленинград», ставшая итогом мероприятия.
А после всего сказанного и увиденного слово попросила Людмила Петрова, приглашенная на мероприятие в качестве гостя. Волнуясь, она обратилась со словами огромной благодарности к педагогам и учащимся, присутствующим на мероприятии:
— Фрагмент выставки «Маршалы Победы» прекрасно вписывается в рассказ о Дне воинской славы России – 27 января, посвященного снятию блокады Ленинграда. Все, что я сегодня услышала, это просто потрясающе! Высочайший профессиональный уровень педагогов, ребят, которые смогли донести до нас «пропущенный» через себя материал. Не видела ни одного равнодушного лица и взгляда. Рассказ про хлеб, и кадры, и взвешивание, и эта буханка на столе – на всю жизнь в сердце присутствующих. В свое время я работала Ленинграде в школе-интернате для детей-сирот. Мы часто выезжали на экскурсии, одна из которых запомнилась особо. Мы ехали по направлению к Ладожскому озеру по так называемой «дороге жизни». Проезжали лес – березовую рощу, протянувшуюся на несколько десятков километров. На всех деревьях были повязаны пионерские галстуки – в этом месте как раз разбомбили десятки грузовиков с детьми, на которых были повязаны эти самые галстуки… Ничего ребятам не надо было объяснять и комментировать. Все все поняли без слов, поэтому тихо плакали…
Все, что вы делаете совместно с педагогами, — неизмеримо для сохранения памяти между поколениями.
Такие мероприятия не оставляют равнодушным никого. Пусть звучат слова о славном Ленинграде и его жителях в веках, чтобы помнили:
Умирали — и говорили:
— Наши дети увидят свет!
Но ворота они не открыли.
На колени не встали – нет!
Татьяна ПЕВЦОВА.
Фото из архива школы №21.