14 октября, в православный праздник Покрова Пресвятой Богородицы, ковровский Музей природы и этнографии (на ул. Федорова, 6) отметил свой маленький юбилей. Уже десять лет он радует ковровчан постоянными экспозициями и новыми выставками. Хотите познакомиться с природой и животным миром Владимирской области? Это туда! А вылепить глиняную игрушку, встретиться с деревянной скульптурой Михаила Голицына или посетить уютный дворик различных ремёсел? Это тоже — туда! А с 31 августа этого года в музее работает ещё и экспозиция «Старинная кузница».
— Сердцем кузницы является горн! Вот он, у противоположной от входа стены. Горн — это открытая печь, чаще всего ее выкладывали кирпичом. Но встречались и деревянные горны — сруб тогда плотно набивали песком, мелким камнем, глиной, землей… Топливом служил древесный (предпочтительно) или каменный уголь. С помощью трубы горн соединяли с мехами — приспособлением, нужным для нагнетания воздуха. Сбоку обычно стоял поддувальщик, он их качал. Можете тоже меха прокачать — это несложно…
Марина Пономарева, заведующая Музеем природы и этнографии, тут же показывает, как это нужно делать, и меха — длинный кожаный «мешок» из двух половинок — издает характерный пыхтящий звук. Процесс монотонный, но, действительно, легкий. Если, конечно, не стоять за приспособлением весь день.
— Подмастерьям это делать как раз приходилось. В горне нужно было поддерживать постоянную температуру — от 800 до 1600 °C, в зависимости от того, с каким металлом работал кузнец.
Профессия кузнеца была исключительно жаркой. Не менее важный предмет в кузнице — наковальня. Расплавленное железо мастер клещами вытаскивал из печи и клал его на… «лицо». Так называлась гладкая часть наковальни — та, на которой непосредственно и куют.
— В ней было отверстие, с помощью которого можно было закрепить инструменты. Кузнец укладывал горячую деталь на «лицо», чуть-чуть ударял, указывая молотобойцу, куда ему следует бить кувалдой. И дальше молотобоец — обычно человек большой силы — одним ударом плющил металл, а кузнец затем придавал изделию необходимую форму.
Ещё у наковальни были «рог» — округлая заостренная часть, на которой можно было загнуть деталь в кольцо или полукольцо, — и «хвост», чтобы уже под прямым углом «железяку» согнуть. К основанию — тяжелой деревянной колоде — наковальня крепилась с помощью «лап». Обычно «лапок» было четыре.
— К основанию также крепились скобы — кузнец подвешивал к ним инструменты: молотки-ручники (основной инструмент), зубила, разнообразные клещи, долота, — отмечает Марина Пономарёва. — Если кузнец работал один, его называли одноруким. Про кузнеца побогаче, имевшего возможность использовать помощников, говорили «двурукий». В любом случае, «мозгом» кузницы был кузнец. Он и технологом был, так сказать, и дизайнером. А ещё одним из главных людей на селе, потому что именно в кузнице делали большинство тех предметов, которые — что в деревне, что в городе — были просто необходимы для жизни.
Недаром и поговорка жила: «Кузнец — всем ремеслам отец». Мастера других профессий тоже использовали разные инструменты. А делал их кто? Конечно же, кузнец. Без него невозможно было ни землю вспахать, ни жилище построить. Кузнецы делали плуги и сошники, замки и ключи, изготавливали серпы и косы, железные крепления, скобы и гвозди. Без кузнечного мастерства и конь не скакал, и обычная телега сразу разваливалась. Все работы, связанные с металлом, — опасные, «огненные» — в старину выполнял универсальный мастер-кузнец. Односельчане думали, что он… немножко колдун. Работает с пламенем, живёт на отшибе.
— А самое главное, кусок руды может «превратить» в очень нужную вещь, — продолжает свой рассказ заведующая. — Обычно кузницу строили в стороне от другого жилья — у дороги, на берегу озера или реки. Кузнецы считались людьми особенными. Их приглашали на свадьбы — было принято думать, что кузнец может для жениха и невесты счастье «выковать», «сковать» своим молотом семейную жизнь.
К экспозиции «Старинная кузница» в Музее природы и этнографии шли давно. Пожалуй, с его открытия.
— Это идея нашей первой заведующей Ольги Хребтовой, ее, к сожалению, уже нет с нами. Но она мечтала о такой экспозиции, начинала экспонаты для неё собирать, — говорит Марина Пономарёва. — Давным-давно из деревни Малышево привезли вот этот сруб (мы стоим возле деревянного домика в музейном дворе, в котором и располагается кузница. Прим. автора). В похожих постройках кузнечные мастерские обычно и находились. Только двери делали шире, крышу с просветами, чтобы через них дым и чад выходили, а рядом с кузницей — навес на столбах, место, где подковывали лошадей. В Ковровском районе и даже в самом Коврове этот промысел в старину был достаточно развит. Вспомнить хотя бы Кузнечную, самую старую улицу города. Она до сих пор сохранила свое название, потому как жили там кузнецы. Но все же самыми «кузнечными» уездами во Владимирской губернии были Судогодский и Муромский. Судогодские мастера ковали серпы, которые славились на всю Россию. И муромские не отставали — делали вилки, ножи и замки…
Кузница же, которую воссоздали в музее, — обычная, деревенская. Такая, какой она могла быть около 130–120 лет назад. В ней все необходимое для работы: горн, наковальня, бочка с «водой» (горячий металл охлаждать), инструменты, точило, слесарный верстак. Можно узнать, как все эти инструменты использовались, и кто такой коваль — чем он отличался от кузнеца. Можно «выковать» своими руками монетку с символикой Музея и нашего города. А еще увидеть очень нужные когда-то в хозяйстве предметы, названия которых сейчас мало кто знает. Как думаете, что такое светцы, жиковины и скобели? Приходите в музей и не только узнаете, но сможете подержать их в руках!
Мария ТОМИНА.
Фото Бориса НИКИТИНА.