Подготовка школ области к новому учебному году, проект аэропорта во Владимире, с которого будут летать большие борта, жесткие штрафы для региональных операторов за некачественный вывоз мусора – об этом и о многом другом 27 августа на пресс-коференции рассказал глава региона Александр Авдеев.
Шестая по счету пресс-конференция губернатора по длительности побила все рекорды – Александр Авдеев отвечал на вопросы журналистов три часа пятнадцать минут. Было затронуто, соответственно, очень большое количество тем. Состоялась встреча в обновленном здании Владимирского авиамеханического колледжа…
— С одной стороны, неожиданно, с другой, логично, — пояснил губернатор идею проведения пресс-конференции в здании колледжа, — мы находимся в преддверии нового учебного года. Можете видеть, работы здесь еще идут. В этом году к 101 учреждению образования области – в основном, это школы, детские сады – обновлены подходы и подъезды. Это программа стартовала одновременно с программой «Благодвор», благодаря которой благоустраиваются дворы и подъезды к социальным учреждениям. Выполнено еще не все, но в 18 муниципалитетах такие работы сегодня идут.
Александр Авдеев рассказал: в новом учебном году по всей области в школу пойдут более 150 тыс. школьников, 35 тыс. учащихся колледжей и 5,5 тыс. студентов, которые смогли поступить на бюджет.
— Последняя цифра довольно большая – в два раза больше, чем в прошлом году!
К новому учебному году готовы три новые школы – в Лакинске, Доброграде и Коврове.
— Из-за известных событий к нам в область на обучение приедут около трехсот детей с Белгородской области, – сообщил губернатор. – Их примет новая школа в Доброграде. Школа на 825 мест, местных детей заявилось чуть более четырехсот, 350 мест свободны. Очень удобно, что все дети с Белгородчины будут учиться в одной школе, их не придется распределять по всей области. Кроме того, ремонтируется 12 школ – шесть за счет федеральной программы, шесть – за счет областного бюджета. На следующий год – по поручению Президента – включаемся также в программу по колледжам и детским садам.
Особое внимание Александр Авдеев уделил ключевому событию этого года, которое к нам в регион привлекло по разным подсчетам 2 млн гостей – празднованию 1000-летия Суздаля. «Юбиляра» посетило и немалое число ковровчан.
— Самые значимые мероприятия празднования уже прошли, но это не все. Сентябрь тоже окажется насыщен с точки зрения культурной, спортивной событийной программ. Впереди — фестиваль воздухоплавания, гастрономический, турнир ММА.
В дни празднования две площадки – в Кремле и у ГТК «Суздаль» — суммарно собрали около 36 тыс. человек, фестиваль фейерверков превзошел все ожидания. Для нас это большой вызов, город уже не вмещает туристов! В связи этим обсуждаем проект «Большой Суздаль». В его рамках, в частности, – думаю, это будет интересно многим – планируется создать вольер для зубров – «Зубры в Суздале». Уникальная вещь!
В целом на Суздаль было выделено 9 млрд бюджетных средств, работы еще идут. Это не только празднование, это масштабное строительство, пояснил Александр Авдеев, приведение города-музея в порядок, в том числе реконструкция коммунальных сетей. Впрочем, работы затронули не только Суздаль.
— В этом году в регионе реализуется большая программа по модернизации систем отопления. Речь идет о строительстве котельных, перекладке трубопроводов, теплотрасс… Выделено на эти цели в два раза больше, чем в прошлом году — 5 млрд из разных источников. Могу сказать, за три года мы вышли из красной (рисковой) зоны Ростехнадзора и на 30% улучшили ситуацию с готовностью к зиме коммунальных систем.
О планах открытия аэропорта в региональной столице Александр Авдеев рассказал многое. В частности, назвал причины, по которым проект «не выгорел» в прошлый раз. Прежде всего, это короткая – да еще и в плохом состоянии – взлетно-посадочная полоса. Из первой причины вытекает вторая – невозможность принимать большие борта. Проект предназначен для жителей 33-го региона и даже наших соседей…
— Мы готовились к нему давно. Торги состоялись, победитель – компания «Автобан». Заключаем с ней контракт на 5 млрд 250 млн рублей. Предстоит первый этап реконструкции – удлинение взлетно-посадочной полосы с 1,9 км до 2,6. Плюс строительство периметра безопасности, патрульной дороги, ливневой системы и пр., без строительства пассажирского терминала. По договоренности с компанией «Новапорт», если мы показываем нашу готовность принимать борта с вместимостью не меньше 100-200 человек, компания будет готова построить терминал с проходимостью 400 человек в час — за собственные средства. Если нет – строительство терминала мы предусмотрели в бюджете на 2026 год. Задают вопрос: куда будем летать? Если войдем в коллаборацию с «Новапортом», у которой более 20 аэропортов в управлении, проще будет создать маршруты. Если нет, на разработку новых маршрутов нам может понадобиться несколько лет. Окупаемость аэропорта начинается с пассажиропотока примерно в 500 тысяч пассажиров в год. Если меньше, то авиационные перевозки придется тогда субсидировать. Так делают в Иваново, Ярославле. Есть программа по получению на эти цели федеральных субсидий, если рейсы не проходят через Москву. В любом случае, рейсы еще предстоит создать. Нам нужно добиться пассажиропотока в 250-300 тыс. пассажиров в год. Все будет зависеть от того, как сработаем, — подчеркнул глава региона. — Кто-то может сказать, что аэропорт нам не нужен. Да, на первоначальном этапе тут сплошные убытки, но с учетом развития региона – это очень важный момент.
***
Среди тем, звучавших на пресс-конференции, Ковров затрагивался не раз и не два.
Александр Авдеев пообещал городу областную поддержку с ремонтом моста через Клязьму, прокомментировал ситуацию, сложившуюся со строительством дороги на ул. Маршала Устинова – там опять все работы остановились, непонятно, на какой срок:
— Уже говорил, чем раньше принимаем решение о замене подрядчика, тем лучше, — подчеркнул глава региона. — Вот новая ковровская школа: вовремя подрядчика сменили — школа готова, в этом году начинает работать. Подрядчика с акушерского корпуса пожалели, и там сложилась патовая ситуация. В корпус поставлены хирургические панели, ламинированные только с одной стороны. По проекту должны быть ламинированы со всех сторон. Они более надежны, хоть и дороже, но мы оплатили именно их.
Подрядчик говорит: «Эти тоже медицинские. Принимайте!» Может быть, и медицинские, но не те. Все равно, что вместо вилок из нержавейки, за которые вы заплатили, вам «впаривают» алюминиевые. Уголовное дело о фальсификации со стороны подрядчика почему-то «рассыпается», буду с прокуратурой, в том числе генеральной, проговаривать этот момент. Готовый объект больше года стоит без дела, потому что мы — в суде. Сейчас то же самое происходит с дорогой на ул. Маршала Устинова, с компанией «Радсаф». Давали им полгода, чтобы ситуация вошла в нормальную колею. Здесь без уголовного дела не обойтись: аванс компании выплачен, работы не выполнены. Правовую оценку произошедшему дадут правоохранительные органы. Делаем выводы, чтобы ошибок не повторять. Да, был непростой период – ввод санкций, резкий рост цен – подрядчикам надо было тогда выживать. Мы шли на авансирование в 30-50% от суммы договора. Сейчас этот период закончился. Всем заказчикам рекомендую выставлять аванс максимум 1-5%. Подрядчика на объекте заменим. За неудобства приношу ковровчанам свои извинения. Это опыт: таких подрядчиков надо менять сразу.
Губернатор пояснил: основная причина задержки строительства – и это проблема не только Владимирской области — перерасчет сметной стоимости. Но – как выразилась сейчас одна журналистка — никакой «эпидемии недостроев» нет.
— Да, меняем неудачных подрядчиков, пересчитываем сметы, но ни один объект мы не бросили! – подчеркнул Александр Авдеев. — За исключением пары таких проблемных объектов, как акушерский корпус, на всех остальных работы ведутся.
Не только строят, но и реконструируют, ремонтируют, благоустраивают. Большое спасибо от жителей региона губернатору передали за «Благодвор». На вопрос, будет ли программа продолжена, он согласился: работает она хорошо…
— Поэтому будем ее продолжать. Порядка 800 объектов у нас в этом году, из них 400 дворов по всей области. Сумма – 1,5 млрд рублей, сказал бы, — подчеркнул губернатор, — беспрецедентная за последние 10-15 лет. По благоустройству дворов наша область в этом году даже вошла в пятерку лучших регионов страны. Вроде бюджет позволяет, а значит, продолжим, программа чувствительна для людей.
***
От темы дворов перешли к теме мусора. Здесь у нас не такой позитив. Хотя, в целом…
— Ситуацию по мусору оцениваю, как достаточно стабильную, управляемую, — отметил Александр Авдеев. – Не идеальную, но гораздо лучше, чем тогда, когда наблюдались масштабные срывы по Коврову, в других местах. Сейчас это тоже есть, но, по крайней мере, региональные операторы на нас реагируют, мусор вывозят, хотя должны бы это делать без принуждения. Штрафов в этом году – еще год не закончился — уже в три раза больше, чем два года назад. Также применили максимальный прописанный законодательством штраф в 250 тыс. рублей. Он «устоял» в прокуратуре, в суде — сейчас будем активно этим пользоваться. Не хотите вывозить по-хорошему? Пожалуйста, получайте штраф. Изучаем опыт Псковской области, где при нескольких нарушениях договор с регоператором расторгается. Думаем пойти по такому пути. Регоператоры, на мой взгляд, понимают, что давление с каждым месяцем только усиливается – в результате, стали работать лучше, но до идеала еще далеко.
— Относится ли к обязанностям регоператоров вывоз мусора с городских кладбищ?
(в Коврове эта проблема особенно актуальна!)
— Сказал бы, что это совместный вопрос регоператора и местных властей. Регоператор вывозит мусор оттуда, где живут люди. Что касается кладбищ: если договорные отношения есть, регоператор их выполняет, нет – это ответственность муниципалитета. Надо разобраться с этим вопросом, — подчеркнул губернатор и взял ковровское Троицко-Никольское кладбище «на карандаш».
Говорили на пресс-конференции о кадровом «голоде» в здравоохранении (надежда в основном не на программы – они у нас такие же, как и в других регионах, а на студентов-медиков филиала ПИМУ), о миграционной политике (документ по ограничениям для мигрантов сегодня рассматривается, но пока еще рано о нем говорить). Александр Авдеев констатировал: критичной ситуации в области нет.
***
Отдельным блоком шли вопросы помощи СВО. Владимирская область помогала восстанавливать Докучаевск.
— Сегодня Докучаевск нам – добрый друг. С этого года наш регион закреплен за Кировском (ДНР). В Докучаевске было сложнее, там инфраструктура больше изношена – за два года на него ушло от 800 млн до миллиарда рублей. Это и чисто бюджетные деньги, и спонсорские, где-то 400 млн – федеральные средства. За работу в Докучаевске огромное спасибо нашим врачам – более 4 тыс. человек прошли через них. В Кировском план на этот год был – 384 млн рублей. Сделано много: дороги, несколько домов, детский сад. Изношенные электрические сети меняем, коммунальную технику приобретаем. По врачам – там попроще, и такой потребности нет. Идет подготовка к отопительному периоду. На следующий год план такой же – примерно 300 млн рублей, половина федеральные, половина – наш резервный фонд.
— Сколько жителей области на настоящий момент находится в украинском плену? Сколько вернулось? Отправляют ли срочников в Курскую область? – буквально засыпали журналисты вопросами Александра Авдеева.
— По-моему, за два года из плена вернулось 18 человек. В этом году – трое, из них один срочник, он попал в плен во время срочной службы в Курской области. Все остальное – фейки, информационный шум. В настоящее время жители области в плену есть. Сколько – не знаем. На этот вопрос вам никто не ответит. Так, троих мы считали погибшими, а выяснилось, что они в плену. Вопросом пленных занимаемся, всю информацию перепроверяем: бывают чудесные спасения, иногда трагические моменты, но полную картину раскрыть не могу. Все серьезно, ситуация непростая: сталкиваемся и с вербовкой, и с шантажом.
Далее губернатор коснулся гуманитарной помощи. Ее область оказывает постоянно.
— Лично ездил, общался с военнослужащими, отметил, как изменилась ситуация к лучшему в наших в частях, виден серьезный профессиональный рост. Командиры четко знают, как организовать боевую работу, тыловое обеспечение, жалоб нет. Да, у противника определенное преимущество по беспилотникам, но наши наращивают усилия. В Коврове открыт центр подготовки специалистов по БПЛА, он на хорошем счету. По поводу антитеррористической защищенности региона – нас выручает географическое положение. С военными наладили обмен информацией. На критических объектах – их немного, это крупные водозаборы, хранилища — применяем систему пассивной защиты. Плюс у каждого предприятия ВПК свои системы наблюдения, обнаружения беспилотных летательных аппаратов. Пока все нормально, но расслабляться нельзя.
Срочников в Курской области нет.
***
Напоследок у главы региона поинтересовались стратегией развития области. Он уже третий губернатор, при котором этой стратегии (концепции) нет. Вдогонку прилетел вопрос про госдолг.
— Концепция, которой руководствуюсь, вам не понравится, — ответил журналисту Александр Авдеев.- Большинству хочется, чтобы результаты были здесь и сейчас. Скажу так, можно жить несбыточными мечтами, концепциями, стратегиями, но это при нынешнем положении вещей неоправданно. Мы живем по трехлетнему бюджету. Я не согласен с таким подходом. Считаю, советские, китайские пятилетки – гораздо более эффективный подход. Сейчас главное — освоил ли деньги. Не спрашивают: «А проблему решил?» На мой взгляд, главное – это решить проблему. Поверьте, пусть у нас стратегии и нет, но о будущем думаю очень серьезно. Именно поэтому проектируем и мосты, и дороги, и аэропорт. По каждому муниципалитету план развития есть, и про каждый очень многое могу рассказать.
Что касается госдолга – основной у нас казначейский кредит — 4,4 млрд рублей. Он был взят еще в 2009-2010-м годах. Он не увеличивается, снижается. Из этих средств две трети мы спишем на модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры. Плюс еще 10 млрд рублей – ИБК на стимулирование развития экономики, модернизацию систем ЖКХ – все это инициировано и поддержано президентом. Но, допустим, инфраструктурный бюджетный кредит в 4 млрд возвращается нам в течение 15 лет 15-ю же миллиардами, что является источником погашения долга. Между прочим, самый профицитный у нас на сегодняшний день – Ковровский район. Благодаря двум моментам: тому, что навели порядок в карьерах, и Доброграду. Там появились резиденты, активность. Есть большие планы по развитию.
Софья КОРОЛЕНКО.
Фото пресс-службы Правительства Владимирской области.
P. S. Также «ЗТ» получила ответ на вопрос, который был задан губернатору письменно нашей редакцией. Когда отремонтируют дорогу в пос. Достижение и участок дороги в Крутово, сделают ли дорожное освещение в Смолино. Приводим ответ без купюр.
«На участке автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения Глебово – Крестниково – Сарыево – «Волга» (в населенном пункте Достижение) в июне текущего года выполнены мероприятия по ямочному ремонту дорожного покрытия струйно-инъекционным методом. По состоянию на 08.08.2024 г. данная автодорога находится в состоянии, обеспечивающем беспрепятственный проезд транспортных средств. Кроме того, в 2024 году Учреждением планируется выполнение работ по восстановлению изношенного верхнего слоя асфальтобетонного покрытия на участке км 2+155 – км 2+895 дороги ориентировочно от поворота на д. Старая и в сторону п. Достижения (протяженность участка 0,740 км). В настоящее время идет процедура торгов по определению подрядной организации на данные работы.
Обещаний по осуществлению работ по ремонту участка дороги Глебово – Крестниково – Сарыево – «Волга» (в населенном пункте Достижение) ГБУ «Владупрадор» не давалось.
По вопросу устройства искусственного дорожного освещения на участке автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения Павловское – Эсино – Красный Маяк – Андреево – Тюрмеровка (в населенном пункте Смолино) сообщаем, что строительно-монтажные работы запланированы на 2025 год. В настоящее время ведется разработка проектно-сметной документации (срок выполнения 20.11.2024 г.).
В мае-июне текущего года на всем протяжении автомобильной дороги «Сенинские Дворики-Красный Октябрь»-Крутово (0,707 км) осуществлены мероприятия по ямочному ремонту асфальтобетонного покрытия струйно-инъекционным методом. В настоящее время дорога находится в состоянии, обеспечивающем беспрепятственный проезд транспортных средств».