Это было самое веселое в моей практике интервью! Хотя нет, скорее, беседа в очень светлой и радостной обстановке. Непринужденный дружеский разговор, то и дело прерываемый взрывами хохота. Не считая нас с педагогом, участие в нем принимал целый класс: юноша и семь девушек — учеников (на сегодняшний день уже и выпускников) Детской художественной школы…
— В этом году наш 4 «Д» распадается – часть ребят уходит, чтобы дальше продолжить обучение по профилю, — про свой дружный, яркий, талантливый класс рассказывает педагог ДХШ, классный руководитель 4-го «Д» Евгения Балакина. – Мы очень рады, что именно с творчеством они решили связать свою жизнь. Другая часть останется доучиваться у нас еще год… А четверо попробуют свои силы на следующем уровне…
Чтобы было понятно, в художественной школе обучение длится пяти лет. Ее первый класс — это пятый класс общеобразовательной школы. Соответственно, четвертый в «художке» – в обычной школе девятый, после которого можно смело поступать в ССУЗ.
— Наши ребята — Полина Костерина, Ваня Корягин, Алина Филенкова и Соня Баранова – подают документы сразу в несколько ССУЗов. Они хорошо зарекомендовали себя на конкурсе «Моя профессия – реставратор», который в этом году впервые прошел в художественно-реставрационном училище г. Суздаля. Рисовали, как видят эту профессию. Вернулись с наградами: у всех призовые места, у Сони – Гран-При. Соответственно, в Суздале их уже знают.
… А в Мстере с ребятами знакомы еще лучше – каждый год, начиная с первого класса, юные художники из Коврова с удовольствием выезжают на «Мстерский пленэр» и всегда уезжают оттуда с призовыми местами.
С Евгений Балакиной мы начали общаться еще до прихода 4 «Д», и она с гордостью рассказывает о профессиональных успехах ребят, показывает целый ряд интересных живописных работ. В том числе, тех самых… с суздальского конкурса «художников-реставраторов». Отмечаю: тема на рисунках одна, но насколько разный подход! Евгения Алексеевна поясняет: у каждого ученика своя манера, свой стиль…
— Это как почерк. В школе мы закладываем базу, фундамент, даем знания и умения, обучаем в традициях академической живописи, но при этом понимаем: в творчестве ограничивать свободу нельзя. Все наши педагоги чутко следуют этому правилу. Каждый ученик сам решает, сколько и чего у кого ему взять. В процессе роста, накопления навыков все это выливается во что-то свое — почерк, который невозможно подделать. Сюда накладываются характер и темперамент, то есть индивидуальные качества. Кстати, они проявляются даже в самых ранних работах. Например, у кого-то экспрессия, буйство красок, у кого-то, наоборот, все мягко и нежно, рисунок спокойный, как озерная гладь, у третьего – ярко выражено внимание к мельчайшим деталям, у четвертого – многоцветье, декоративность, у пятого — наоборот, уход в монохром… Задача педагога подойти с любовью к этим особенностям, дать новое, но индивидуальность, «изюминку» сохранить.
Мы выходим из учительской. Ребята пришли…
***
Знакомлюсь. Вижу много красивых улыбчивых лиц. Чувствую, что и сама атмосфера в художественной школе – такая же открытая, чистая, светлая. Именно в такой и рождается творчество. На меня доброжелательно смотрят восемь пар внимательных глаз. О чем будем сейчас говорить? О том, почему они выбрали для себя эту школу? Как поступали – легко или нет? Как учились, творили, сдавали экзамены? Понемногу, наверное, поговорим обо всем…
— С раннего детства люблю рисовать! Нравится сам процесс, нравится видеть не просто дерево, а что-то волшебное в нем, не просто зеленые листья, а еще другие цвета – которые, возможно, не видят другие, — вот так отвечает на мой первый вопрос самая общительная ученица 4 «Д» Лера Волкова.
— Я тоже много рисовал, еще в детском саду, — рассказывает о себе Ваня Корягин, — потом ходил на занятия в Дом детского творчества. Там мне художественную школу и посоветовали. Но сначала по возрасту не прошел, два года в подготовительном классе учился. На экзамене по композиции у меня была тема «цирк», помню, нарисовал тогда клоуна…
Этот клоун Ване и помог поступить… Другая история у Полины Кожокиной.
— Я с бабушкой часто рисовала, — делится девушка. — По идее, мое увлечение от нее и пошло. Но в художественную школу поступать и не думала. Потом вслед за подругой решила попробовать, идея показалась интересной, и к своему удивлению прошла. Учеба в художественной школе с будущей профессией для меня не связана, собираюсь поступать на иняз. Занимаюсь для своего развития, для души.
Ребята рассказывают эмоционально, иногда получается наперебой: поступали в год, когда «на дворе» бушевала пандемия ковида. Вступительные экзамены по этой причине — микрогруппами в несколько человек – сдавали не в июне, а в августе. Карандашом рисовали обязательный натюрморт – «крынку с яблоком», и еще композицию красками. Все — буквально до последнего дня — не знали — прошли или нет. В художественной школе отбор очень строгий, нужно набрать определенные баллы.
— Кто в подготовительный класс ходил, наверное, не так волновались? – спрашиваю, так как знаю, что «нулевой» из них посещали многие.
— Нет, — отвечают, – все равно все волнуются!
— А первый класс помните?
Протяжное «Да-а-а!» Самое яркое – мы поступили!
Как в обычной школе – звенит колокольчик, и ребята снова чувствуют себя первоклашками. На вопрос отвечает Лера:
— Первый класс запоминается в любом случае: ты приходишь, со всеми знакомишься! Только-только начинаешь ко всему привыкать. Наш первый классный руководитель училась во Мстере, и мы первый раз в первом классе с ней выехали на пленэр.
— Да, — подтверждает Евгения Балакина, — свой творческий путь мой класс начинал с Татьяной Михайловной Кочетковой. Она была их классным руководителем, вела композицию, заложила основы… Потом ей пришлось сменить местожительство, и эти замечательные ребята достались мне. Также веду у них композицию. Рисунок преподает Екатерина Мешалкина, по живописи каждый год педагоги менялись — Татьяна Кочеткова, Аида Курбанова, Екатерина Балабина, каждый учитель вложил в них частицу своей души …
Учебная нагрузка в художественной школе немаленькая. Три-четыре урока в день, четыре учебных дня. И это плюс к основной.
— Но этот класс — особая категория тружеников, — продолжает Евгения Алексеевна. — У нас шестидневка, и они могут приходить каждый день. Если основной школы нет, творят здесь с утра и до вечера.
— Если в художественную школу не пошел – как-то грустно становится, — объясняют ребята, а сходил, поучился – сразу день удался!
Ученики признаются: здесь они психологически отдыхают, даже снимают стресс, когда нужно, а сама школа и коллектив воспринимаются ими, как дом и семья.
Неудивительно, что с творческой атмосферой ребята расставаться совсем не хотят… Большинство даже решили с ней связать свою жизнь.
***
Всего в «необыкновенном 4 «Д»» до недавнего времени было десять учеников: Полина Асташова, Соня Баранова, Лера Волкова, Полина Кожокина, Иван Корягин, Полина Костерина, Кира Лосева, Соня Родионова, Алина Филенкова и Виктория Кетова. На нашу встречу из десяти два человека прийти не смогли. Так сказать, остальные — в сборе. Разговор продолжаем…
Важной частью жизни юных художников, конечно, является участие в конкурсах. Поскольку этот год Президентом страны объявлен Годом семьи, то и многие конкурсы посвящены этой теме. Так одна из работ Полины Костериной недавно завоевала призовое место на областном конкурсе «Любовь, дружба, доброта – это моя семья!» Проходил он при поддержке ЕРИЦ.
— Сказала бы, что это работа уже известная, — говорит педагог. — Называется она «На пикнике». В прошлом году получила награду на владимирском конкурсе, и тоже первое место. Участвовала в выставке «Семья – душа России», которая проходила в усадьбе Царицыно. Получила благодарность от правительства Владимирской области… В общем, собрала больше всех наград в учебном году.
Ваня Корягин отличился во Мстере, у него Гран-при. Планирует на лаковую миниатюру туда поступать. У него работы всегда скрупулезно прописаны, с большим количеством мелких деталей. По характеру Ваня, скорее, педант. Кира Лосева заняла призовое место в Мурманске, нужна была живопись в стиле художника-авангардиста. Она выбрала Казимира Малевича, рисовала в его стиле Вечный огонь.
У Сони Барановой Гран-при в Суздале за работу, где изображена реставрация храма, приз зрительских симпатий во Мстере. У Алины Филенковой там же — второе место в этом году. Если у Сони храм большой, светлый, в нем чувствуется определенный размах, то у Алины, наоборот, старенькая деревенская церковь, где реставрация идет при свечах.
***
А мы продолжаем общаться. Полина Асташова рассказывает, что после третьего класса ездила поступать в колледж при Строгановской академии живописи. Поступила, но в последний момент передумала, вернулась в Ковров.
— Решила – с точки зрения будущей перспективы все-таки выбрать более современное направление в творчестве – графический дизайн. Но живопись все равно очень сильно люблю…
С этим согласны все ее одноклассники, у большинства именно живопись – любимый предмет.
— Мне тоже больше нравится живопись, — признается Лера Волкова, — я очень эмоциональная, а она дает возможность эти эмоции выразить через цвета. Когда вот так импульсивно рисуешь акварелью или гуашью, сама чувствуешь, что вкладываешь душу в работу, то не замечаешь, как время проходит, и все получается
Евгения Алексеевна отмечает: как раз в живописи индивидуальность каждого видна особенно четко…
— Например, Соня Родионова предпочитает пастозную краску, у нее всегда такой хороший, плотненький слой. Смело рисует открытым цветом, любит экспрессию, яркость, контраст. У Полины Костериной акварель разноцветная, она старается всю палитру использовать, рисовать всеми красками, которые есть. У Полины Кожокиной сочетание плотного слоя и детальной продуманности, на своем месте каждый мазок…
Выезды (а в Коврове и выходы) на пленэры дают возможность развить мастерство. Наверное, поэтому, а еще потому, что поездки еще больше сплачивают, их веселую атмосферу невозможно забыть. Ребята очень любят и Мстерский пленэр. Конкурс, который ежегодно проходит на майские праздники. Требования к участникам – написать две работы – живопись, графика в формате А3.
— Только вот с погодой нам редко везет, — отмечают ребята. В этом мае особенно – снег и дождь иногда даже мешали рисовать.
А вот холод «ковровским творческим труженикам» был нипочем.
— В последний день мы ушли далеко, — вспоминают, — было холодно, одна приятная женщина, когда мы зашли в магазинчик погреться, пожалела нас и решила чаем всех напоить. Люди на наши пленэры всегда положительно реагируют. Прохожие часто смотрят, хвалят, просят питомца нарисовать…
— Обычно животных мы рисуем в июне, — добавляет Евгения Балакина, — в это время у нас здесь кого только нет.
***
Что же такого необыкновенного в 4-м «Д»? Скорее всего, вот эта теплая, необычайно дружеская атмосфера. Когда все праздники, все дни рождения вместе. Друг с другом и учатся и досуг проводят. Фантазия у каждого бьет через край! Увлеченно рассказывают:
— На день рождения Сони Барановой мы маски обезьян рисовали, каждый свою. Она у нас обезьян очень любит. Для Сони Родионовой сделали выпуск телевизионного шоу «Сердца за любовь», где каждый играл определенную роль. Леру поздравляли в образе пионеров, с песнями под гитару. Для Вани подготовили поздравительный клип. Для Алины Филенковой надули огромное количество шариков…
— Была зима, дул ветер, и шарики все разлетелись, — вспоминает Алина.
— Для Полины Асташовой мы сделали предсказательные картины, из тех, что проходим по «истории искусств». Только некоторые портреты пришлось изменить…
Дружно смеются:
— На них — наши лица!
— Они не только между собой так сдружились, — подвела итог Евгения Балакина, — у них и с преподавателями сложились очень теплые отношения. От этого класса никогда не ждешь подвоха, никогда не услышишь жалоб. На уроках, порой, бывало и шумно, но при этом работа шла полным ходом. Они успевают и трудиться, и отдыхать! Все хорошо учатся и в общеобразовательной школе. Своей положительной энергетикой буквально всех заряжают вокруг. Она и в творчестве дает им уверенный рост!
Могу сказать точно: светлую энергетику этих ребят я ощутила и на себе.
Пусть в пятый класс придут уже не все, хочется пожелать каждому из этой компании, чтобы оставались такими же яркими людьми и талантливыми художниками. Кто кем бы ни стал: реставратором по живописи или костюмам, мастером миниатюрной лаковой живописи, дизайнером или переводчиком с китайского языка, как Полина, — но чтобы эта дружба, зародившаяся в художественной школе родного города, осталась с ними на всю дальнейшую жизнь!
Инна БУЛАТОВА.
Фото из архива 4-го «Д» класса ДХШ г. Коврова.