Ни для кого не секрет, что ковровские выпускники стремятся поступить в престижные вузы Москвы и С.- Петербурга. И это, с одной стороны, похвально, с другой — создает для города серьезную кадровую проблему, ведь в большинстве своем молодежь в больших городах и оседает. Пытаясь сохранить потенциальные кадры в городе, ковровские предприятия проводят большую профориентационную работу со школьниками. Во взаимодействии с заводами, КГТА и ссузами заинтересованы и сами школы.
Сегодня мы познакомимся с опытом 23-й школы, где, кроме кадетского, успешно развивается и инженерное направление. А гидом выступит руководитель школьного кванториума «Инженерные потенциалы» (открыт он в сентябре 2022 года), учитель информатики Марина Ерхалева.
— В 2016 году в нашей школе была открыта региональная инновационная площадка «Развитие начал инженерного образования», в рамках которой были созданы первые во Владимирской области инженерные профильные классы и заключен договор о взаимодействии между школой, КЭМЗ и КГТА. Согласно договору у обучающихся в инженерных классах есть возможности углубленно изучать математику, физику, информатику, дополнительные спецпредметы — черчение, начертательную геометрию, 3Д-моделирование, проходить летнюю производственную практику в Региональном центре подготовки кадров на КЭМЗ. Учебные программы специально разрабатываются преподавателями КГТА, и один раз в неделю обучающиеся инженерных классов занимаются со специалистами в лабораториях академии.
В результате инновационной деятельности разработана и реализуется модель сетевого сотрудничества школы с заинтересованными партнерами. С каждым годом их круг расширяется, появляются новые механизмы взаимодействия, создаются новые совместные образовательные и профориентационные проекты, — начала раскрывать интересующую меня тему Марина Александровна, попутно показывая оформленные в школьных коридорах «тематические» стенды и экспозиции об инженерных традициях Коврова, промышленных предприятиях и учебных заведениях, образующих систему сетевых партнеров, заинтересованных в подготовке будущих инженерных кадров для экономики нашего города и региона.
Кстати, один из стендов посвящен маршалу Советского Союза, «железному» наркому Д. Ф. Устинову. 23-я школа носит его имя и чтит память о выдающейся личности, профессиональном инженере, гражданине и патриоте Родины. По соседству – стенд о Военмехе им. Д. Ф. Устинова. С 2016 года школа активно сотрудничает с этим знаменитым питерским вузом, школа является базовой площадкой для проведения очного регионального этапа оборонной технологической олимпиады Военмеха. Ежегодно ученики 23-й совершают образовательную экспедицию в Военмех, участвуют в вузовской конференции «Военмех открывает таланты», конкурсах проектной деятельности, инженерных мастер-классах, экскурсиях в лаборатории и музей космоса. В настоящее время в Военмехе учатся два выпускника школы.
Много стендов с фотографиями и постерами, отражающими систему профориентационной работы и сотрудничество с партнерами: вот ученики 23-й на электромеханическом заводе, вот во ВНИИ «Сигнал», вот на КБА «Арматура», вот на КМЗ, вот в лаборатории им. Ю. М. Сазыкина, вот в ОЦ «IT-куб», вот в энергомеханическом колледже, вот в КГПК, вот в КГТА.
— Наша школа активно обновляется, участвует в инновационной деятельности инженерной направленности, у нас есть высокие достижения, — продолжает рассказывать педагог. — В рамках национального проекта «Образование» и федерального проекта «Современная школа» в сентябре 2022 года на базе нашей школы был создан детский технопарк «Школьный Кванториум». Для наших воспитанников, будущих инженеров открылись новые возможности. Изменилась материально-техническая база, произошло обновление образовательных и развивающих программ. В условиях новой мотивационной среды для будущих инженеров повысилась активность и результативность участия в олимпиадах и конкурсах, особенно в проектной деятельности технологической направленности, повышается и квалификационный уровень педагогов.
18 апреля на базе школы открыта новая инновационная площадка «Школьный Кванториум как муниципальный центр развития компетенций будущих инженеров ОПК г. Коврова», которая является логическим продолжением уже проделанной работы. Мы предлагаем развивать профильное обучение в технологических классах и способствовать открытию новых инженерных классов, классов естественнонаучной направленности посредством интеграции урочной, внеурочной деятельности и дополнительного образования с использованием оборудования детского технопарка «Школьный Кванториум», а также посредством сетевого профориентационного сотрудничества с предприятиями машиностроения, науки и СПО для эффективного формирования ментального опыта и осознанного выбора обучающимися будущей профессии в Коврове. Цель инновационного проекта: повышение качества и доступности инженерно-технологического и естественнонаучного образования за счет интеграции и использования ресурсов детского технопарка «Школьный Кванториум» нашей школы и организаций-партнеров.
Кванториум в 23-й школе имеет естественнонаучную направленность: в приоритете физика, биология, химия, робототехника, инженерные технологии. Здесь обучаются ученики со 2 по 11 класс, работа ведется от простого к сложному.
— В 10-х классах введен обязательный предмет — индивидуальный проект, так вот в Кванториуме созданы все условия для проектной деятельности, 8 мая у нас прошла школьная конференция по защите проектов, выпущен методический сборник «Инженерные потенциалы», в который вошли лучшие проекты кванторианцев (31 проект) — уточняет моя собеседница.
Марина Александровна не без гордости показывает Кванториум.
— Кабинеты здесь, как полигоны, делятся зонально, прекрасно оснащены,- поясняет педагог. — Инженерное направление начинается с моделирования. В помощь детям современная техника. Учимся создавать чертежи и 3Д-модели…
Марина Ерхалева показывает творческие работы школьников, выполненные с помощью аддитивной технологии на 3D-принтерах, с применением лазерной резки изделия из фанеры, образцы лазерной гравировки на ткани. Здесь же робототехнические изделия, шагающий робот, прототипы промышленных роботов, роботы для преодоления полосы препятствий. В Кванториуме создана целая выставка работ.
— Мы делаем все, чтобы растить кадры для ковровских предприятий ОПК и экономики региона, — продолжает педагог. — Первая наша региональная площадка как раз и была нацелена на то, чтобы создать в школе воспитательную систему, где, обучаясь в профильных классах, ребята могли бы знакомиться с компетенциями инженера и осознанно выбирали будущую профессию. Важным основанием для инициации второго проекта являются ресурсы технопарка и опыт сетевого сотрудничества с заинтересованными партнерами, который необходимо выводить на новый уровень развития. Назрела необходимость в создании новой системы наставничества и менторства из круга сетевых партнеров реальной экономики (инженерных и научных специалистов, технологических предпринимателей) для организации проектной деятельности с учащимися по актуальным темам науки и машиностроения, а также подготовки ребят для участия в технологических конкурсах, инженерных хакатонах, оборонно-технических олимпиадах, чемпионатах профессиональных компетенций.
В направлении организации проектной деятельности мы активно сотрудничаем с ВНИИ «Сигнал». На предприятии для наших учеников проводят экскурсии, знакомят ребят с производством. В этом учебном году взаимодействие перешло на новую ступень. На базе школы мы открыли центр «Акселератор технологических проектов» и пригласили специалистов с «Сигнала» быть ведущими экспертами и наставниками в проектной деятельности обучающихся инженерных классов, а главное предложили разработать для школьников кейсы производственных задач, актуальных для реальной экономики и потребностей предприятия, чтобы ребята действовали в условиях настоящей стажировки.
— В качестве экспертов и наставников у нас часто бывают сотрудники ВНИИ «Сигнал», — уточняет Марина Александровна. — Нашим ученикам было предложено несколько тем с практическим применением на производстве. В результате Кирилл Соколов успешно выполнил проект «Приборы специального назначения. Проект компоновки 3D макета стенда контроля источника вторичного электропитания (ИВЭП), он представил его уже на нескольких научно-практических конференциях и конкурсах.
Задачи оказались сверхсложные, не все ребята смогли с ними справиться, некоторые отказались, но это нормальная ситуация в реальной жизни и очень хороший опыт. В следующем учебном году проектную практику совместно с партнерами мы обязательно продолжим.
У детей однозначно есть интерес к инженерному направлению. И мотивация есть: КЭМЗ и «Сигнал» предлагают целевое обучение, при хорошей успеваемости целевик получает две стипендии и гарантированное рабочее место для практики и работы после учебы. Последние несколько лет с учащимися инженерных классов мы постоянно ездим на научно-практические мероприятия в другие города, они имеют возможность видеть условия обучения в других вузах. И знаете, делаем вывод: ковровская академия один из лучших технологических вузов центрального региона и комфортное место для получения профессионального инженерного образования в условиях родного города, без затрат и переезда на время обучения. Учиться можно везде, если ты хочешь учиться. Да и рабочие места с достойной зарплатой в Коврове есть. А ковровские предприятия наших выпускников очень ждут.
Кира БАЛАШОВА.
Фото Бориса НИКИТИНА.