— Как летит время… Этому дому уже сотня лет, а вот эти деревья еще Юра сажал, — Маргарита Петреченко, друг семьи Кузнецовых, задумчиво улыбаясь, показывает на вымахавшие до небес тополь, березу и клен, растущие у крыльца…
В первый день ноября, как будто специально к такому событию, природа расщедрилась на удивительно теплый и солнечный день. Остатки листвы на деревьях ласково трепал ветерок, вчерашние недосохшие лужи круто «переворачивали» в свою воду акварельное небо. Возле старого дома на улице Первомайской, 15 еще до полудня собрался народ. Редкие прохожие с любопытством посматривали в сторону торжественных и совсем не понятных приготовлений …
Хотя почему непонятных – на темной деревянной стене жилого двухэтажного дома можно было разглядеть закрытую тканью мемориальную доску…
Да, в этот день без помпы и пафоса, в уютной камерной атмосфере старого ковровского уголка открывали мемориальную доску двум замечательным ковровчанам: отцу и сыну, художникам Кузнецовым, своим живительным творчеством прославлявшим родной Ковров.
Напомним читателям, Эрос Васильевич Кузнецов – как отозвалась о его творчестве сотрудница ковровского музея Любовь Плеханова, «нежный тонкий акварелист» — родился в Коврове 20 апреля 1924 года. Прошел Великую Отечественную войну, после которой поступил работать на ЗиД – в бюро эстетики. До конца жизни пробовал себя в разных видах искусства: графике, книжной иллюстрации, живописи… Искусствоведческая справка представляет отца-Кузнецова как последователя русского импрессионизма. Для его манеры характерны «…этюдность, сочетание сиюминутности попавшего в кадр ландшафта с духовной и смысловой глубиной, возводящей пленэрную реплику в ранг высокой поэзии в живописи…»
Эрос Васильевич также работал как сценограф, как дизайнер, как плакатист. Умер в 1989 году.
Его сын, Юрий Эросович Кузнецов, тоже появился на свет в Коврове. Произошло это 18 августа 1948 года. Как пишут те же искусствоведы, живописи учился под руководством отца, большую часть жизни занимался художественно-оформительской деятельностью, но параллельно изучал историю и технологию иконописи. Сегодня Юрия Кузнецова знают как «иконописца 21 века», создателя своей особой, ни на кого не похожей манеры письма, основанной на «точечной живописи» (пуантилизм). Его иконы насквозь пронизаны светом. За 18 лет художник написал 1446 икон, которые сейчас находятся как в храмах, монастырях, так и в частных домах. Умер он в 2012 году.
1 ноября возле дома на улице Первомайской – родном для художников Кузнецовых – собрались их родные, друзья, коллеги, почитатели творчества… Председатель городского Совета Анатолий Зотов назвал открытие мемориальной доски в их честь неординарным событием для Коврова. Отметил, что Ковров, в первую очередь, знаменит оружейниками, но…
— … В нем жили и люди, которые прославляли Ковров и в другой стезе – культуры, литературы, искусства, — отметил Анатолий Владимирович. — Их тоже нужно помнить и чтить! Я глубоко признателен всем инициаторам и организаторам открытия этой мемориальной доски. Думаю, нужно чаще устраивать выставки, памятные мероприятия в школах, чтобы о наших прославленных земляках знала и ковровская молодежь…
От имени главы города и от себя лично со знаковым событием собравшихся поздравила Екатерина Ульянова, зам. главы администрации по социальным вопросам.
— Сегодняшнее мероприятие – важный шаг по дороге увековечивания памяти наших выдающихся земляков, — подчеркнула она. – Эрос Васильевич – замечательный художник-акварелист, Юрий Эросович – удивительный иконописец, создатель собственной, названной его именем манеры иконописи. Творчество этих людей останется в веках, а память о них, надеюсь, навсегда — в сердцах земляков…
На открытии мемориальной доски присутствовали и родственники художников Кузнецовых: вдова Юрия Эросовича Елена, дочь Марина Филиппова – тоже художник и, как было отмечено, продолжательница дела отца, внуки Юрия Кузнецова… Они поблагодарили присутствующих – всех, кто пришел в этот день на открытие доски, всех, кто помогал ее создавать, устанавливать. Особо отметили инициатора — Маргариту Петреченко, друга семьи.
Дочь Юрия Кузнецова, Марина, отметила удивительное совпадение:
— Сегодня, 1 ноября, моей бабушке – жене Эроса Васильевича и маме моего отца, Юрия Эросовича — исполнилось бы ровно сто лет.
А в следующем году вековой юбилей отметил бы Эрос Васильевич Кузнецов…
Взмах рукой — и светлая ткань быстро сбегает с мемориальной доски. На стене «родового гнезда» Кузнецовых появилось, как отметили выступающие, «материальное воплощение памяти ковровчан». Под него ярким пятном акварели легли гвоздики. Открытие закончилось громкими аплодисментами художникам и их бессмертному творчеству.
Инна БУЛАТОВА.
Фото Бориса НИКИТИНА.