3 июня, начиная с обеда, в парке Экскаваторостроителей происходило что-то из ряда вон: повсюду мелькали люди в военной форме – причем, если приглядеться, в советской форме, периодически звучали выстрелы… И в парк пускали только «по пропускам»…
Накануне в чате, где общаются участники фестиваля, царила не то чтобы паника, но люди высказывали серьезные опасения относительно неутешительного «дождливого» прогноза погоды. И тем не менее, участники не сдались – развернули площадки с огромным количеством реквизита и техники — можно сказать, смело «ринулись в бой».
Но ливень все-таки настиг… Слава Богу, не сразу. Большинство зрителей все же успели все рассмотреть. И, наверное, как и я, сделать вывод: фестивали реконструкции, которыми ковровчан уже который год радует патриотический клуб «Наследники Победы» со своими многочисленными соратниками, с каждым разом становятся все ярче и интереснее, персонажей, техники и площадок – все больше, а задумки — все грандиознее. Подготовка, например, к этому мероприятию длилась около полугода. Тема выбрана близкая ковровчанам — «70-е годы. Ковровский гарнизон». Реконструкция вместила один день из жизни воинской части.
***
Итак, проходим через контрольно-пропускной пункт (в сокращении КПП), предъявляем пропуск, осматриваемся… Одним из первых гостей возле штаба «встречает» руководитель патриотического клуба «Наследники Победы» Сергей Мостовой:
— Сергей Владимирович, почему выбрана именно эта тема?
— Не случайно. Сказал бы, что она навеяна сегодняшней обстановкой в стране, и говорить о защитниках Отечества сейчас нужно и правильно. Другое дело, что мы, реконструкторы, говорим о защитниках через представление определенной эпохи. В прошлом году тема 80-х ковровчанам – мы это увидели – была интересна, поэтому остановились на похожем периоде. Если говорить о специфике – этот очень спокойное время, многие говорят, что в те годы была самая красивая военная форма… К счастью, некоторые семьи ее сохранили – даже не выезжая из города, мы собрали около сорока комплектов нужного образца…
Обычно такие масштабные и затратные мероприятия организаторы стараются проводить при поддержке президентского гранта. Но в этот раз с такой поддержкой не получилось, что участников остановить уже не могло – все делали на чистом энтузиазме и в основном за свой счет.
— Большую помощь – информационную, организационную, транспортную – продолжает Сергей Владимирович, — нам оказало управление культуры. Поддержали муниципальные учреждения, городские ДК. Навстречу пошли и пожарные, и военные, и полиция. Мы, например, попросили настоящих военнослужащих показать тактику отделения в наступлении, обороне. А они в ответ предложили сделать этот момент еще ярче, эффектнее — со стрельбой…
Действительно, когда в ходе мероприятия грянули выстрелы, получилось очень эффектно. Зрители буквально «подскочили» от неожиданности. Однако Сергей Владимирович, традиционно взявший на себя роль комментатора, их успокоил:
— Одновременно с исторической частью идет демонстрация учений гарнизона – оружие боевое, но заряжено холостыми патронами. Обратите внимание: у автомата специальная насадка на дуло, с ней боевой патрон зарядить невозможно. Сделано все для безопасности. Занятия по боевой подготовке без таких насадок не проводятся – правило всегда выполняется жестко.
***
Воинская часть в Коврове, кажется, была всегда. Это определенный элемент городской культуры и быта, какие-то свои «фишки». Многие вспоминают, как стремились попасть в военный городок в магазин — на прилавок там частенько «выкидывали» дефицитные в советское время продукты. Кто-то жил в этом, сейчас заброшенном, а тогда, в 70-е, очень благоустроенном уголке города.
Люди, пришедшие 3 июня в парк КЭЗ, делились друг с другом воспоминаниями. Молодежь советское время уже не застала, а вот людям постарше, конечно, было что рассказать…
— В нашей семье был точно такой же сервиз «Мадонна», родители привезли из Германии…
— Помню, как нас принимали в пионеры: самым почетным считалось, когда в первых рядах…
И, правда, организаторы реконструкции не ограничились военной тематикой — они продумали столько площадок, столько типичных советских персонажей, что просто разбегались глаза…
***
Вот казарма — двухъярусные кровати, казенное постельное белье, синие солдатские одеяла. Тем, кто служил в те годы, картинка знакомая. Срочников играют… реальные военнослужащие – призывники этого года из нашей воинской части. Утро… Звучит команда: «Подъем!» Ведущий комментирует:
— Подъем каждый день, кроме воскресения, в шесть утра. Форма одежды № 2 – военнослужащие одеваются, выходят на построение, дальше – зарядка. По всей стране одновременно тысячи военнослужащих в воинских частях выполняли один и тот же разработанный специалистами в области физической подготовки комплекс вольных упражнений № 1. После команды: «Разойтись! Приготовиться к утреннему осмотру!» солдаты шли заправлять постели, готовиться к завтраку.
А мы с вами переместимся в штаб.
День «в воинской части» шел своим чередом. Вот скромный кабинет советского генерала, за приставным столом собираются командиры полков, отдельных батальонов в составе дивизии – с самого утра в штабе кипит работа. Разрывается телефон, шуршат документы, гордо реет знамя соединения…
Вот Ленинская комната — после завтрака замполит готовит занятие по политической подготовке…
Вот столовая – военнослужащие приступают к приему пищи. Голос ведущего:
— На завтрак и ужин каждому солдату положена норма сливочного масла – 25 г. Обычно формовались эти порции «шайбами», и солдаты шутили: «Две «шайбы» съел – день прошел»…
Далее – строевая подготовка, выезд «в поля». В импровизированной дивизии все продумано: КПП, узел связи… даже Музей боевой славы, которому, кстати, отведена особая роль. В нем представлена военная техника времен Великой Отечественной войны (а также более поздние образцы), которая составляет гордость реконструкторских клубов. Некоторые образцы участники мероприятия с любовью собирали своими руками.
— К нам на фестиваль прибыли реконструкторы из Иванова, — продолжает рассказывать Сергей Мостовой, — с новым образцом техники: пусковой установкой БМ-21. Эта машина сделана их руками настолько точно, что в Москве, когда наши товарищи прибыли туда для участия в показательных выступлениях на Красной площади, представители соответствующих служб разбирали чуть не до винтика каждый макет – убедиться, что реактивные снаряды ненастоящие. А вот еще одна машина времен Великой Отечественной войны – ГАЗ-67 Б. Обратите внимание на основной бак – он весь посечен осколками. Техника собрана из элементов, поднятых в местах реальных боев, отметины настоящие, они хранят память…
***
Военная техника, вооружение – в этом организаторы толк знают и все это на фестивале представлено очень наглядно. На каждый экспонат — будь-то мотоцикл или пулемет – есть соответствующее пояснение. Причем комментарий составлен так, что слушать его интересно и детям, и взрослым. Однако не менее наглядно была представлена и гражданская часть. Вот тут, наконец, и девушкам-реконструкторам, и детям было, где развернуться.
Жилая зона, офицерское общежитие. Практически спартанская обстановка, но милые девушки в нарядных домашних платьях или халатах по моде 70-х гг. весело и споро готовят обед.
— Это общая кухня, — с готовностью рассказывает «жена офицера». — Мы — недавно приехавшая в часть молодая семья, квартиру еще не получили. Муж — на дежурстве на КПП …
И снова — от стола к холодильнику, от раковины – к кроватке с ребенком.
Далее – комната побогаче, уже «квартира». Молодые симпатичные девушки пьют чай из красивых перламутровых чашек «того самого» сервиза «Мадонна»… Трельяж, торшер, радиола, на диване – популярный в то время ковер «с мишками»…
— Здесь мы можем наблюдать, как жили в то время офицеры и прапорщики. Надо отдать должное, организаторы этих площадок также очень старались, реквизит собирали буквально по всему городу, потом целых три дня привозили сюда, в парк, — рассказывает Сергей Мостовой. – Мебель часто была бесхитростная, однотипная… Зато, посмотрите, какая царила дружная атмосфера. В данный момент наблюдаем, как товарищ капитан привел на обед гостей…
***
О гражданских площадках, представленных на фестивале, можно говорить очень много: тут и почта – с настоящими сургучными печатями на посылках, и детский сад, и библиотека, и милицейский участок, и пожарные, и бочка с квасом, возле которой то и дело толпится народ, а уютная, с добрыми глазами «квасница» наливает бидон под завязку каждому покупателю…
Да простят меня товарищи-реконструкторы, рассказать про все их задумки и воплощения, я думаю, просто невозможно в рамках одной статьи. Вот и пионеры бодро маршируют в парадной форме и галстуках…
Однако на паре «точек» все же остановлюсь. Очень уж колоритным получился военный магазин – военторг, куда как раз завезли женские купальники и комбинации. Разговариваю с «продавщицей» — постоянной участницей фестиваля Ириной Истратовой:
— Пришлось в бабушкиных шкафах похозяйничать, — смеется она, — зато посмотрите, некоторые вещи с оригинальными этикетками. Все же здесь магазин, и мы старались, чтобы то, что мы «продаем», имело соответствующий эпохе товарный вид.
А продавали тут все: от прогрессивной бытовой техники — пылесосов «Ракета» до сушек и карамелек, от крепдешиновых платьев до туши «Ленинградская» и – мечты каждой советской женщины – духов «Красная Москва». Из импортной продукции – фруктовый сок в трехлитровых банках из дружественной Болгарии, на этикетках знакомое многим название «Bulgar»…
***
Еще одна магнитом притягивающая посетителей «точка» — прекрасно оборудованный медицинский пункт. Медицину, а конкретнее — стоматологию, на ковровских реконструкциях всегда представляют гости из Вязников – супружеская пара Андрей и Александра Баукины.
— Это механическая бормашина 1900 года, но работала она до 70-х годов. С помощью такой же в воинских частях лечили зубы солдатам. И во время войны у РККА такая была. Она до сих пор работает, — Александра Александровна с готовностью «все рассказать-показать» нажимает педаль. Через полминуты раздается характерное жужжание, знакомое до боли.
Ее супруг – «врач» в строгом белоснежном халате — Андрей Геннадьевич предлагает желающим протезирование:
— Приходите, короночки подберем. В войну немцы вовсю протезировали и уже тогда вставляли керамику, а у нас эта область стала развиваться уже после войны. Многие вернулись с фронта с лицевыми ранениями – не могли нормально жевать, тогда на помощь им «бросили» многих врачей. Протезирование стало успешно развиваться.
***
Мимо медицинской площадки на суперсовременной и модной в то время «Яве» по аллее промчался не менее модный парень в брюках клеш. С собою магнитофон, на лице улыбка — он готов покатать всех девушек в парке. Это еще один постоянный участник реконструкторских фестивалей Артем Новожилов – в его исполнении зрителям запомнился уже не один яркий образ: то Сергея Есенина, вдруг добравшегося до «ковровской деревни», то сотрудника отдела по борьбе с бандитизмом, усыновляющего мальчика-сироту. На вопрос, как это все у него получается, ответил:
— Девиз реконструкторов: не играть, а жить на площадке. Играть – это кривляться, а жить – пропускать через свое сердце и душу, то есть полностью через себя. Тогда не надо никаких текстов – идет сплошная импровизация. И в результате все получается хорошо…
Впрочем, как и всегда!
Ну, а мы, зрители, в свою очередь рады тому, что можем заглянуть «в прошлое». Поэтому будем ждать новых фестивалей и встреч.
Инна БУЛАТОВА.
Фото автора.