О себе моя героиня рассказывает очень эмоционально. Вернее, не столько о себе, сколько (с удовольствием и любованием!) о своих учениках и коллективах, «вплетенных» в ее собственную жизнь настолько крепко, что не найдешь тех ниточек, с которых начинался судьбоносный шов. Елена Данилова – бессменный руководитель образцового вокального ансамбля «Веселая капель» и вокального ансамбля «Виола», отметивших с размахом в начале апреля 20-летие! Сегодня, конечно, о юбилярах. Но больше – о Елене Павловне, которая терпеливо, шаг за шагом выстраивала крепкий фундамент, на котором все в итоге и держится.
Родилась Елена Данилова в Алтайском крае, в Барнауле. Семья интеллигентная, но при этом – по советским меркам — самая обычная: мама закончила медицинский институт, папа – политехнический. У Елены есть младшая сестра. Переехали они во Владимирскую область давно, когда моей героине было всего четыре года. Получается, что Ковров для нее – город родной. Мама работала терапевтом сначала в поликлинике, потом в железнодорожной больнице, затем – в стационаре. Папа трудился на КМЗ. В семье воспитание было строгим, родители с дочерей спрашивали так же, как и с себя. Поэтому с детства выработались прилежность и ответственность, а еще желание выполнять любую работу качественно и хорошо, доводить все до конца.
Как же появилась музыка в жизни Елены? Началось все с музыкальной школы, которую девочка начала посещать со второго класса. Родители отнеслись к этому серьезно: купили домой фортепиано для занятий. Кстати, младшая сестра тоже закончила музыкальную школу по классу скрипки, но свою жизнь с музыкой не связала. А вот Елена Павловна в другой области себя и не видела, считала чистым гуманитарием.
— После школы – в 1980 году – поступила на музыкальный факультет в ВГПИ им. Лебедева-Полянского во Владимире, успешно его закончила в 1984 году по двум специализациям: преподаватель музыки и хормейстер (руководитель хорового коллектива). Думала тогда: по последней специализации работать не буду ни за что и никогда! Но вышло все совсем иначе. И я благодарна за это своей судьбе. Вообще стараюсь больше благодарить людей, события, жизнь за предоставляемые возможности.
После института по распределению Елена на три года попала на Дальний Восток, чему была очень рада, молодость требовала свободы и самостоятельности. Ответственность и старательность «привели» к тому, что трудилась она сразу на трех работах: школа, садик, клуб. Но при этом как-то немилосердно часто болела – климат оказался не ее, да и место, получается, тоже. Решила вернуться домой, в Ковров, и, как оказалось, правильно сделала! Все хвори прошли сами по себе. С болячками у Елены вообще особые отношения: лечиться не любит, на больничные не ходит годами. Получается, не болеет вовсе? Отнюдь – все, как у всех. Только отношение свое: вот, например, сломала 5 лет назад руку у запястья. Ситуация крайне неприятная, а для музыканта особенно катастрофичная. А в этот период как раз проходил конкурс, были задействованы все возрастные категории – было 17 выступающих! Как можно остановить этот процесс на семь недель домашнего больничного?! Ходила с гипсом на работу, играла и дирижировала одной рукой. До сих пор удивляется, как смогла все это пройти. А это элементарный профессионализм, умение превзойти самого себя в критические моменты, абсолютно погрузиться в профессию.
— Я всегда мечтала работать в «Современнике», — рассказывает Елена. – Сюда раньше попасть было сложно. Взяли меня в детскую хоровую студию преподавать фортепиано. Все замечательно — живи, радуйся и работай! Но… Нас всех ждал 1991 год. Студия не потянула самоокупаемость, и мне предложили академический хор. Не хотела брать его от слова – совсем! Наступило даже эмоциональное опустошение. Меня заново «включила» декан факультета, который я когда-то окончила. Она отдала мне ноты, по которым можно было работать лет 10, и я поверила в себя, взяла хор, мы вместе были 28 лет. Ситуация многому меня научила, прежде всего, смирению и терпению, которые чрезвычайно важны в жизни для каждого из нас. Работа с учениками хора как раз и учила меня этим ценным качествам, а я их – музыке. Абсолютный слух – редкий дар, поэтому до сих пор беру в коллективы всех – чистим ноты на упражнениях долго, упорно и терпеливо. Сделать нелюбимое любимым – это как заново родиться.
«Веселая капель» — такое теплое и весеннее «имя» для детского ансамбля родилось у Елены Павловны спонтанно: по названию песенного сборника. Сначала это была первая набранная группа ребят, многие ученики Елены Даниловой, начинавшие здесь, шагнули дальше: Яна Ясакова, Владислав Овцынов, Светлана Яковлева. Их моя героиня называет «мои звездочки» и очень ими гордится. Потом стала постепенно добирать группы в «Веселую капель» по возрастам – младшая – 7-9 лет, средняя – 10-13 лет и старшая – 14-16 лет. И вновь Елена Павловна поступила мудро: уходят старшие – подрастают средние, переходя в их категорию, а младшие – в среднюю. И вновь идет набор малышей. Так, постоянно обновляясь, коллектив живет и развивается. «Вычищает» новобранцев под себя руководитель тщательно – и результаты часто радуют. Откуда только что берется – удивляется Елена. Неожиданно они открываются, начинают сиять, как звездочки. Ответ, на мой взгляд, очевиден – берется все от терпения, большого желания и необыкновенной трудоспособности педагога.
И в очередной раз от Елены Павловны звучат имена: Григорий Сысуев, Арина Машкова, Влада Кузнецова, Ангелина Суслова… И необыкновенная гордость – «мои дети»! Героиня вспоминает, что в хоровом классе института висел плакат: «Хорошо произнесенное – наполовину спетое», вот под этим девизом и проходит учеба воспитанников коллектива. Научились говорить — значит можно приступать к обучению пению. У ребенка уже включилось «хочу» и «могу», а это одно из главных условий успешности!
— Сейчас в «Веселую капель» веду новый набор, — говорит Елена Данилова, — часть взрослых детей ушла. Жалко всегда, когда работаешь с ними лет по восемь, видишь, как они растут, поют сложную музыку – трех- и четырехголосную… Приходят, конечно, другие, но не всегда на старте понятно – включится ребенок или нет. Принимаю их такими, какие есть: со всеми взбрыками, капризами. Бывает, предлагаю им одно – они хотят другое. Объясняю, что миссия музыки — нести в массы высокое искусство, исполнять высокохудожественные произведения, а не такие, какие хочется. Приходим к общему знаменателю в итоге всегда. Подростковая неосознанность позволяет им жить «в черновике», чистовики у них еще впереди.
История второго коллектива – «Виолы» — не менее интересна. Самый первый состав – четыре человека, включая саму Елену. А вот название, хотя удивительным образом и ассоциируется со старинным музыкальным инструментом, но все же получилось из первых букв имен участниц: Вера, Оля, Алена. Во втором составе оказались участники старшей группы «Веселой капели», частично добавились и другие. А вот нынешний – третий – уже взрослые женщины: все замужем, у всех дети, есть среди них и многодетные. Сейчас здесь занимаются 11 человек. Елена добавляет:
— Репертуар, конечно, менялся. Начинали с первым составом когда-то с композиций группы «АВВА», современный состав перепел весь репертуар SOPRANO Турецкого. Да и девушки мои все, как на подбор, стройные, красавицы невероятные, талантливые. Меня часто спрашивают, как попадают в коллектив. Начну, пожалуй, вот с чего: есть ведь не только вокальный, но и внешний ценз. Человек, отличный по параметрам от других, всегда будет перетягивать на себя внимание и выделяться. А так на сцене быть не должно – все должно смотреться гармонично, в едином стиле. На сцене внешняя картинка очень важна! Приходят в основном мамы детей, которые поют, они своих подружек или знакомых рекомендуют к прослушиванию. Сейчас создалась удивительная команда единомышленниц, они поддерживают друг друга, выручают: Татьяна Петрова, Марина Вишнякова, Людмила Шаронова, Мария Сытинская, Наталья Килякова, Екатерина Пичугина, Наталья Ревина, Яна Каменьщикова, Ирина Клевитова, Галина Шестопалова, Ольга Расчетнова. Каждый раз, выходя на сцену, девушки украшают собой и своим выступлением любые концерты и конкурсы.
Занятия «Виолы» проходят два раза в неделю, занимаются по вечерам. При необходимости могут и задержаться, для общего дела ансамбль горы свернуть может, все участницы – на пике активности. Есть, конечно, и те, делится Елена Павловна, кто переходит в другие коллективы. И это нормально. У людей просто перестают совпадать энергии. Такое тоже бывает. Елена считает, что если происходит расставание, значит, не твой человек, и принять это нужно достойно. Заметила, что на место ушедшего непременно приходит кто-то другой – иногда не сразу, через время, но свой человек непременно появляется.
***
— Человек творческой профессии, в частности музыкант, должен держать планку постоянно, беречь собственный энергетический ресурс, чтобы оставаться на высоте и выдавать результат. Покой – это не наша тема. А вот терпение и терпимость, смирение, понимание, умение прощать, видеть светлое, теплое и живое – уроки, которые необходимо брать у жизни каждому. Жизнь — хороший и мудрый учитель. Разбиваясь на многие голоса, она предлагает выбор, определяющий в конце концов суть человеческого существования. У нас многое еще впереди. И это очень важно! – такой подвела итог нашей встрече Елена Данилова, бессменный руководитель талантливых ковровских коллективов.
Татьяна ПЕВЦОВА.
Фото предоставлено Еленой ДАНИЛОВОЙ.