Главная Знай наших... СЧАСТЬЕ В ГЛАЗАХ РЕБЕНКА НЕ СРАВНИТСЯ НИ С ЧЕМ…

СЧАСТЬЕ В ГЛАЗАХ РЕБЕНКА НЕ СРАВНИТСЯ НИ С ЧЕМ…

опубликован manager

2023-й год Указом президента России объявлен Годом педагога и наставника – «в знак величайшей общественной значимости этой профессии», подчеркнул президент. Роль учителей в нашей жизни трудно переоценить. Но если раньше, еще до революции 1917 года, педагогами в основном были мужчины, то уже много десятилетий учитель – большей частью профессия женская. По статистике, в школах России педагогов-мужчин где-то 10-13%. Что уж говорить о детских садах…

Тем интереснее наш сегодняшний герой. Знакомьтесь: Алексей Белан, педагог-психолог детского сада № 51. Молодой, дружелюбный, с открытой улыбкой — тот самый редкий мужчина в женской среде. Профессионализм, впрочем, зависит не от пола и возраста… Мы беседуем в уютных стенах дошкольного учреждения – о пути в профессию, о профессиональных приемах, о том, нужны ли ребенку гаджеты и какой вред могут принести детям физические наказания. Ответы на все вопросы психолог дает четкие, выверенные… А следовать его советам или нет, это уже решать вам, наши читатели.

Однако сначала немного биографии…

— Алексей Сергеевич, как получилось, что вы пришли работать педагогом-психологом именно в детский сад? Это случайное решение?

— Скорее,  нет. Но путь оказался не простой. Родился и вырос я в Коврове. Всего несколько лет назад моя работа была связана совсем с другой сферой. Окончив, как психолог, Владимирский госуниверситет, решил работать по выбранной специальности, но и представить себе не мог, что это будет дошкольное образование. Когда обратился в Центр занятости, мне предложили несколько вакансий на выбор, так по направлению я и пришел в детский сад.

— Помните первый рабочий день?

— Отлично помню! День был волнительным. К первым занятиям готовился долго. Начал с диагностики старшей группы, с готовности детей к школе, с понимания их внутренней мотивации, психологической готовности к переходу на новый жизненный этап. Не забуду мое первое общение с ребенком – волновался, пожалуй, больше, чем он. Хотя нет, я волновался, а он как раз-таки был совершенно спокоен. Тем не менее диагностическое обследование прошло успешно.

— Что входит в ваши должностные обязанности?

— В нашем дошкольном учреждении (в двух зданиях) функционирует 11 групп. Естественно, принимаю участие в жизни каждой из них. Если говорить языком профессиональным, в мои обязанности входит диагностика уровня психического развития детей, коррекционно-развивающая, профилактическая работа, психологическое консультирование. Например, консультирую родителей воспитанников, которые обращаются ко мне как к специалисту за помощью, за советом. Их, допустим, беспокоят какие-то проблемы, которые возникают на разных этапах развития ребенка: тревожность, замкнутость, агрессивное поведение. Очень важное место в моей работе занимает сопровождение и адаптация малышей, только что поступивших в детский сад. Привыкание к новым условиям – для ребенка период очень чувствительный. Он впервые попадает в коллектив сверстников, начинает строить социальные взаимоотношения. Воспитатель, который принял ребенка, наблюдает, как он спит, как кушает, как переживает разлуку с родными. И дальше работа уже выстраивается по результатам этого мониторинга. Воспитатели у нас чуткие, в большинстве случаев они сразу дают малышу именно то, что ему на данном этапе нужно: ласку, заботу, положительные эмоции. Иногда малыша бывает достаточно приобнять, посадить на колени, увлечь его интересной эмоциональной игрой. И все. Садик становится родным и любимым местом.

— А лично вам какие эмоции дарит работа? Все-таки в нашем обществе несколько непривычно, когда мужчина — педагог в детском саду…

— Даже не ожидал, что именно здесь получу столько позитивных эмоций. Конечно, в первую очередь, работа с детьми – это большая ответственность. Как бы банально это ни звучало, дети – самое ценное, что у нас есть. Самое ценное, что есть у родителей. Поэтому и ответственность колоссальная. За их психологическое здоровье, в целом — за траекторию их развития. Ошибок в моей работе делать нельзя. Но сами по себе дети – это источник настолько светлых и ярких,  искренних, позитивных эмоций, что, когда ты видишь счастье в их глазах, сам начинаешь испытывать неподдельную радость. И та энергия, которую получаешь от общения с детьми, не сравнится больше ни с чем.

— Скажите, пожалуйста, а как вас принял коллектив?

— Он у нас практически женский. Встретили меня хорошо. Сначала я, безусловно, немного волновался, но наши опытные педагоги с первых дней оказывали мне всяческую поддержку. Шли навстречу, выделяли время для моих занятий, при необходимости консультировали. Очень благодарен своим коллегам за помощь! На самом деле педагог-психолог работает не только с детьми. С коллегами, например,  провожу тренинги на сплочение, на предупреждение и профилактику эмоционального выгорания.  Работа педагога-психолога в детском саду – это и взаимодействие с родителями. Для эффективного решения конкретных задач необходима единая линия поведения взрослых как дома, так и в детском саду. Например, если в саду шалости ребенка не поощряются, то и дома линия поведения родителей должна быть такой же.

— Одна из важнейших задач детского сада – подготовка ребенка к школе. Как вы определяете, готов малыш или нет?

— Существует набор диагностических методик, одобренных Министерством образования. И в первую очередь психолог изучает мотивационную готовность ребенка к дальнейшему обучению. То есть насколько школа интересна ему самому, почему он хочет туда идти… Психолог с помощью специально разработанных тестов выявляет, насколько ребенок готов к школе интеллектуально, насколько развиты у него внимание, память, воображение, мелкая моторика, звукопроизношение, речь. У выпускника детского сада должна быть сформирована внутренняя позиция школьника, то есть он должен быть психологически готов к новому статусу, который предполагает и бОльшую ответственность и возможность принимать и перерабатывать значительный объем информации. Обычно исследование на готовность проходит в начале выпускного года, чтобы было время провести развивающую деятельность, сформировать готовность к школьному обучению.

— Родители с какими вопросами к вам обращаются?

— Наиболее частый — адаптация их ребенка в дошкольном учреждении. Выражают беспокойство, когда дети замкнуты, тяжело находят общий язык со сверстниками, недостаточно открыты в общении с педагогом: не могут обратиться за помощью, рассказать о своих чувствах, переживаниях. В младших группах дети нередко кусаются, и все из-за того, что в таком возрасте ребенок еще не обладает развитой речью и подобным образом выражает свое «я», свое отношение к ситуации. Если ближе к четырем годам речь ребенка так и остается недостаточно развитой – это тоже повод обратиться к психологу. Специалист выявляет причины: с чем связано отставание в речевом развитии. Возможны как физиологические особенности, так и психологические, например, нежелание самого малыша говорить. Иногда родители и сами не уделяют нужного внимания ребенку: мало разговаривают с ним, не читают, не мотивируют к разным формам активной речи. Когда присутствуют именно психологические проблемы – да, это тоже моя сфера ответственности: выясняю причину, подбираю наиболее эффективную методику для коррекции.

— В информпространстве порой встречаются споры: одни считают физические методы воспитания неприменимыми, другие доказывают, что хороший шлепок для того, чтобы вырасти порядочным человеком, еще никому не мешал. А что на это скажет психолог?

— Среда и генетика – два основных и важнейших фактора, которые определяют психологическое развитие у ребенка. В целом, дети дошкольного возраста очень чувствительны к принятию их родителями, к обстановке, которая царит дома. Если атмосфера в семье напряженная, возникают часто конфликты, то ребенок не чувствует себя в безопасности. А это главное условие для гармоничного развития его личности. То есть в семье любой малыш должен ощущать себя нужным, любимым и защищенным. Поэтому, с моей точки зрения, физическое насилие к ребенку любого возраста недопустимо. Кроме дальнейшей агрессии и замкнутости, оно никаких результатов не принесет. На самом деле задачи родителя и педагога-психолога схожи – терпеливо объяснять, обосновывать, помогать ребенку разбираться в собственных эмоциях. Почему то или иное чувство у него возникло, как он может безопасно дать ему выход, чтобы не навредить окружающим? Физическое же насилие, может, и приведет к кратковременному результату, но в дальнейшем однозначно пагубно повлияет на развитие личности. У человека, подвергшегося таким наказаниям, во взрослой жизни банально может не получиться испытывать счастье. Некоторые папы и мамы аргументируют: «Нас в детстве пороли, и ничего». Что на это можно сказать? Психология – наука относительно молодая, в молодость наших родителей механизмы функционирования психики, например, были меньше изучены. Можно ответить так: раньше просто люди не знали, как лучше.

— Тогда другой вопрос: современные гаджеты для малышей – плюс или минус?

— Здесь у меня позиция очень четкая. Детям дошкольного возраста общение с гаджетами — ноутбуками, планшетами, телефонами – необходимо свести к минимуму. Во-первых, они вызывают зависимость – яркие приложения поглощают все внимание малыша, и у него уже не возникает мотивации сделать что-нибудь самому. Слепить из пластилина, нарисовать, собрать из конструктора. Сильные эмоции, гормоны радости он получает непосредственно от экрана, не прилагая к этому каких-либо усилий. И к этому быстро привыкает. Видели наверняка, какие истерики бывают у деток, когда родители пытаются их этих впечатлений лишить?  Поэтому, если родитель хочет, чтобы его ребенок гармонично развивался, учился, познавал окружающий мир, рекомендую свести общение с гаджетами к минимуму, если нет возможности совсем их убрать. До школьного возраста я бы их детям не давал. Родителям лучше вспомнить, что, уделив ежедневно хотя бы полчаса общению с ребенком – игре, беседе, любой интересной для него совместной деятельности, он инвестирует в его будущее. Почему мамы и папы дают детям гаджеты? В большинстве случаев, чтобы иметь возможность в тишине и покое заняться своими делами. Однако, дорогие родители, если немножко потерпеть, вы не представляете, каким для вашего ребенка это будет плюсом в будущем! Каждый человек рождается с огромным – стомиллиардным – запасом нейронов, но если их не использовать, не развивать малыша, нейронные связи не устанавливаются, а то, что используется, отмирает. Если основная деятельность малыша будет сконцентрирована на экране гаджета, ребенок банально будет ограничен в своем развитии. Поэтому со своим чадом дошкольного возраста в первую очередь рекомендую больше играть, обеспечив его игрушками: конструктором, кубиками и т.д. Давать ребенку возможность рисовать, заниматься лепкой, гулять в компании сверстников. Чуть постарше – привлекать уже к помощи в бытовых вопросах. Детям в определенном возрасте важно чувствовать свою ответственность, значимость. На любом этапе важно с ним читать, разговаривать, посещать интересные мероприятия.

— Алексей Сергеевич, свои дети у вас есть?

— Да, сын Дима, как раз детсадовского возраста. Можно сказать, то, что я рекомендую другим родителям, помогает и мне в личном опыте. Некоторые вещи, которые, возможно, вызвали бы беспокойство, через призму моей профессии проще становится оценить. Понять, что в определенных ситуациях ребенок может вести себя так-то и так-то, и это не капризы, а та же нехватка внимания. Ребенок просто пытается привлечь к себе внимание таким образом. Зачастую родители оценивают поведение малыша с точки зрения позиции взрослого, забывая, что он еще маленький, чувствует и понимает все по-другому. Но когда ты знаешь, какие мотивы им двигают, тебе проще ребенка понять и сделать так, чтобы он стал более открыт миру и чувствовал себя счастливым!

Елизавета БЕЗРУКОВА.

Фото из архива Алексея БЕЛАН.

0 комментарий
0

Вам может понравиться