С Мариной Приваловой мы познакомились при весьма трагических для нее обстоятельствах. В этом году на СВО погиб ее муж, Андрей. Не в состоянии пережить трагедию в одиночку, она пришла в редакцию, чтобы рассказать, кем был для нее супруг и каким он был.
На удивление, мы не ограничились одной встречей, и продолжили общаться. Тогда-то я и узнала, что Марина делает оригинальные вещи, которые могут украсить любой интерьер.
И напросилась к ней в гости…
Едва переступив порог Марининой квартиры, мне сразу стало понятно: здесь живет очень творческий, с хорошим эстетическим вкусом человек. Все «фишечки», все «изюминки» интерьера сделаны руками хозяйки. Мебель она умело застарила, старый посудный шкаф сделала настолько интересным, что глаз оторвать нельзя. Даже газовую трубу задекорировала, и она гармонично «вписалась» к ее квартирку, выполненную в прованском стиле…
Зная, что Марина практически всю жизни отдала силовым структурам, интересуюсь: откуда у нее такая тяга к прекрасному?
— Как ни странно, она была у меня всегда, — говорит Марина, приглашая на чашку чая. — Даже когда приходилось работать в тулупе и в валенках, я искала что-то такое для своего образа, чтобы было красиво. Выросла я в Восточной Сибири, там вышла замуж за военного, мы перевелись в Москву, где прожили много лет.
Несмотря на то, что моя служба не располагала к эстетике, меня к ней тянуло. Начала посещать курсы по ювелирному делу, по росписи. Обучалась даже у итальянского мастера, возможность такая у меня была. Он дал мне очень много, к сожалению, из России уехал. А я, к слову, и сегодня продолжаю учиться…
Несколько лет назад в моей судьбе произошли перемены, и волею случая я оказалась в Коврове, где и познакомилась с Андреем, моим будущим мужем. У него было дверное производство, и как-то обоюдно нам захотелось заниматься реставрацией, созданием интерьеров. Изразцами, которые я делаю, можно красиво декорировать и мебель, и двери, и просто украсить ими интерьер… Делаю их и функциональными, если нужно, с крючочками, на которые можно что-то повесить.
Андрею нравилось то, что я делаю. Мечтал, чтобы я занималась росписью, и для меня это как его завещание.
…Заходим в комнату, где Марина собрала для показа свои изразцы. На письменном столе замечаю фотографию ее погибшего мужа Андрея…
— Где бы ни была, Андрей всегда со мной, — поняв, что я всматриваюсь в фото, сказала Марина. — Когда муж погиб, я не понимала, как буду жить дальше. Но взяла себя в руки, и отпустило…
До нашей встречи с Мариной, я, кстати, видела ее работы, она пересылала мне их фотографии и видео по телефону. Работы при определенном освещении невероятно красиво переливаются. Мне казалось, что выполнены они из металла. Оказалось, нет, основу изразцов составляет МДФ — древесноволокнистая плита, которая используется в производстве мебели.
— Придумал это мой Андрей, но, к сожалению, реализовать задуманное не успел. Сделал лишь несколько заготовочек. Говорил, вот вернусь с войны, будем развивать с тобой это красивое направление, — рассказывает Марина. — Он разрабатывал базу, а потом совершенно случайно (хотя вряд ли это назовешь случайностью!) мы познакомились с людьми, у которых в Пензе есть свое производство по выпуску нужных мне заготовок. На их изразцах есть и рисунки с использованием древнерусских элементов, в том числе, скопированных с церкви Покрова на Нерли… Мне эти заготовки к душе.
Ну а дальше все рождается у меня в голове: сочетание красок, кристаллов… Есть краски, которые, следуя правилам, не сочетаются. А у меня они сочетаются. Делаю не по правилам, а как чувствую, ломая стереотипы.
Технология, которую использую, сложная. Просто взять кисточку и раскрасить изразец, не получится. Прописываю детали тонкой иголочкой. Одну плиточку делаю дня три-четыре. Надо, чтобы каждый слой высох, один на другой сразу не накладываю. Для каждой моей манипуляции есть определенное время. Навыки нарабатывала годами…
Марина показывает работу, которая стала победителем недавнего конкурса, который прошел в Подмосковье. Ничего не скажешь — хороша! В каждом из трех изразцов цветы, усыпанные камнями. Одинаковых работ у Марины нет. В каждой — что-то свое, хотя рисунок может быть одинаковым.
— Я сейчас сосредоточилась на «изразцовом» направлении, — продолжает рассказывать Марина. — Андрей погиб, но он, можно сказать, завещал мне это дело. Одно время я отдавала предпочтение ювелирке, а сейчас ее забросила.
Краски, которыми работаю, дорогие, у них едкий запах… При работе чаще всего использую респиратор, а то и до обморока недалеко. Есть работы с камнями, в том числе и природными, «сажаю» их на эпоксидную смолу.
Марина показывает симпатичную вазочку, украшенную цветами из пульпы. Пульпа, поясняет она, это древесная пыль со специальными наполнителями. После правильной манипуляции цветы уже никогда не отлетят, на века. Они тоже покрываются красками.
Кстати, и эта техника мне очень понравилась!
— Андрей нет-нет да мне приснится. И приходит во сне так интересно, — делится сокровенным Марина. — Как-то сказал: назови свою мастерскую моим именем и добавь слово «камора». Я посмотрела что эта «камора» означает: полость в артиллерийском орудии, барабане или снаряде; кладовую, амбар, чулан; надстрочный диакритический знак в церковнославянской письменности для обозначения множественного числа. Вот что хочешь про это, то и думай. Но все свои работы теперь именно так и подписываю: мастерская Андрея Привалова «Камора»…
Ирина НАЗАРЕНКО.
Фото Бориса НИКИТИНА.