Главная Знай наших... ПО СТУПЕНЬКАМ ЖИЗНИ…

ПО СТУПЕНЬКАМ ЖИЗНИ…

опубликован manager

Ничем не примечательный, потемневший от времени двухэтажный домик на улице Дзержинского,  окна которого смотрят на «южные» проходные ЗиДа… Здесь с 1947 года живет героиня моей сегодняшней публикации Ирина Малыгина, которая 9 декабря отметила юбилейный день рождения — 80-летие.

Прочитав это имя, многие непременно скажут: а я ее помню, я у нее учился! 52 года Ирина Александровна преподавала в музыкальной школе №1, которую когда-то окончила и сама…

Все из детства…

Пока поднимаемся по стареньким ступенькам к квартире, Ирина Александровна говорит, что в этом доме живет с трех с половиной  лет. И мое воображение сразу «выдает» картинки: вот она, совсем крошечная, за ручку с мамой поднимается по этим самым ступенькам, вот девчонкой перепрыгивает через каждую, чтобы радостно сообщить, что у нее очередная пятерка в школе, а вот немного уставшая возвращается с работы домой. Эти ступеньки, эти стены многое видели и помнят. Из ступенек, образно говоря, складывается и наша жизнь…

— Мама моя до девяти лет воспитывалась во Владимире, в детском доме, а потом ее удочерила семья Новиковых из Коврова, — рассказывает о себе Ирина Александровна. Это были замечательные люди! Дедушка Никандр Васильевич и бабушка Екатерина Васильевна обожали и маму, и меня. Жили они на улице Георгиевской, нынешней Свердлова. Семья была интересная, большая. Братья дедушки разъехались кто куда: в Новосибирск, в Москву, и даже в Германию с Америкой…

На праздники, по большим семейным датам, братья приезжали в Ковров.  Дома тогда заводили патефон, звучали старинные пластинки. Я до сих пор это помню…

Мы разговариваем с Ириной Александровной, сидя за столом, на котором разложены старинные открытки, приходившие от братьев деда из-за границы, заполненные красивым почерком. Здесь же школьные тетрадки Ирочки, которые ее мама, Тамара Николаевна, бережно хранила всю жизнь…

— Один брат дедушки работал в Новосибирском драматическом театре, другой — в Новосибирском оперном театре, — делится Ирина Александровна. — Бывало как начнут оба петь, мурашки по телу начинали бежать. И мама моя очень любила музыку. Сожалела, что ей не удалось освоить нотную грамоту. У сына дедушки Александра Никандровича, который жил на улице Малой Базарной, около клуба им. Ногина, жена Мария Николаевна, работала в детском садике музыкальным руководителем. Дома у них стояло старое немецкое пианино с подсвечниками, и я, затаив дыхание, слушала, как тетя Маня играет.

В таком окружении трудно было не поддаться музыкальным «чарам». И в один прекрасный день судьба привела Ирочку в музыкальную школу.

— Мне было уже 12 лет, когда я начала заниматься музыкой, — продолжает рассказывать юбиляр. — Моя одноклассница Люся Ольхович уже училась игре на фортепиано. Когда я приходила к ней домой и Люся начинала играть, я заслушивалась. Как-то раз она предложила: «Ира, пойдем со мной в музыкалку за компанию». Она ушла на урок, а я осталась ждать ее в коридоре. Директор школы, Максим Семенович Нейман, педагог Люси, вышел покурить и обратил на меня внимание. Спросил, с кем я пришла и не хочу ли здесь учиться? «Очень хочу», — ответила я. Было это в октябре 1956 года.

Мама порыв дочери поддержала пророческими словами: «Глядишь, будешь музыкантом, станешь преподавателем».

— Вот мои тетради по музыке, вот дневники, — Ирина Александровна показывает на сохранившиеся раритеты. — Моя фамилия тогда была Лапшина.

Два года семья стояла в очереди за пианино. Стоило оно дорого, чтобы накопить нужную сумму, финансово приходилось нелегко, но инструмент был куплен…

— Попала я в класс к Наталье Борисовне Никитиной, — продолжает Ирина Александровна. — Хороший была педагог, но я была очень зажатая, всего стеснялась. Не могла сыграть пьесу так, как ее чувствовала, но на экзаменах играла хорошо.

Пока своего инструмента не было, бегала заниматься то в ДК им. Дегтярева, то к маминой подруге тете Люсе, то в ДК им. Ногина, то к любимой тете Мане. Зимой финку на валенок, и лечу… Только папка с нотами во все стороны развевается.

Замечательные соседи

Ирина Александровна с теплотой вспоминает свое советское детство.

— В квартире жили три семьи, наша занимала всего одну комнату. А как дружно жили! Соседи были не только замечательные люди, но и очень мудрые. Взрослые держали во дворе, в сарае, двух поросят. Когда зимой начинались морозы, одного поросенка забивали на продажу, второго — на еду. Второе блюдо у нас всегда было мясным. Неделю корм животным готовила мама, потом — вторая соседка, потом — третья.

По вечерам все собирались на кухне, как самые близкие родственники. Сейчас трудно представить, как мы все на ней размещались. У нас были две печки, одна до сих пор сохранилась, в морозы топлю ее дровами. А какая в печке вкусная еда получалась, ни с чем не сравнить! Погреб в сарае тоже был общий на всех.

Когда купили пианино, соседи с удовольствием слушали игру юной пианистки. Особенно любили «Полонез» Огинского в ее исполнении.

— Я быстро все осваивала, память была хорошая, — делится моя героиня. — Педагог задаст урок, и на следующий раз, не имея инструмента, я уже наизусть играла заданное произведение. Мне было легко учиться и в обычной школе, и в музыкальной.

Школьные годы чудесные!

От школьных тетрадей Ирины Александровны невозможно оторвать взгляд: буковка к буковке, циферка к циферке. С трудом верится, что они написаны семилетним ребенком. В тетради сплошные пятерки. Училась Ирина Александровна в 3-й школе. Показывает сохранившиеся за первый и второй класс ведомости. Дневников тогда не было.

— У нас был замечательный класс! — восклицает она. — Мы до сих пор встречаемся. Начали собираться с 1983 года, с 20-летия окончания школы, а в прошлом году отметили уже 60-летие! Даже не верится. Вот только жаль, что нас становится все меньше и меньше…

Ирина Александровна перебирает фотографии с этих встреч… Кстати, сценарии к ним она всегда пишет сама.

Вспомнила смешную историю из школьной жизни…

— Будем изучать строение животных. Начнем с тараканов, — сказала нам на одном из уроков учитель биологии Зоя Каземировна Михайлопуло. — Ребята, у кого дома есть тараканы? — Весь класс поднял руки. На следующий урок в спичечных коробках все принесли по огромному насекомому. Ночью не спали, ждали, когда они выползут. Учитель их препарировала и заспиртовала. Кто-то визжал при этом от увиденного. Вот так у нас проходили уроки. Классы тогда были огромные — по 43-45 человек,  до девяти параллелей доходило.

— Мы, дети войны, жили очень дружно.

Мамочка настояла

— После окончания восьмилетки наш класс из школы №3 перевели в среднюю школу №1, теперь это гимназия, — продолжает рассказ Ирина Александровна. — В 9-м классе мне было не до музыки, я постоянно ездила на соревнования по легкой атлетике в теплое время года, а зимой по лыжам и беговым конькам. Даже номер «Призыва» сохранился от 5 февраля 1959 года, на областных соревнованиях по конькобежному спорту я тогда заняла второе место. И волейболом увлекалась, и в футбол мы гоняли…

Наш класс был очень сильным по всем дисциплинам, учили нас прекрасные педагоги. С классным руководителем Ларисой Владимировной Карповой созваниваемся до сих пор. Она была немногим старше нас, только что окончила институт.

Спорт-спортом, но мамочка настояла, чтобы я связала свою профессиональную судьбу с музыкой. И я стала студенткой Владимирского музыкального училища, после 9-го класса поступила на дирижерско-хоровое отделение.

Заниматься приходилось много, нужно было все и везде успевать, наверстывать знания по сольфеджио, которых не получила в музыкальной школе, поскольку не было преподавателя.

На четвертом курсе Ирину пригласили поработать музыкальным руководителем в один из детских садов в областном центре. Боялась, но решила попробовать. Все сложилось более чем удачно. Заведующая уговаривала остаться, но она получила распределение в

Камешковскую музыкальную школу и уехала работать туда.

— В Камешковской школе был прекрасный директор, математик по образованию — Анжелика Владимировна Ермакова. — Она преподавала и в общеобразовательной школе, — продолжает юбиляр. —  Эрудит была высочайшего класса, вела уроки музыкальной литературы, прекрасно пела. Мне, дирижеру-хоровику, предложила вести и сольфеджио, и хор, и специальность. Анжелика Владимировна не терпела халтуру, и я очень благодарна, что попала к ней в руки в начале моей педагогической деятельности. С ее дочерью, к слову, мы дружим до сих пор… Уже 59 лет.

Параллельно Ирина Александровна работала в ковровском гарнизонном доме офицеров, вела там музыкальные курсы. Нагрузка, признается, была колоссальной. В те годы по всей области не хватало преподавателей.

Отработав в Камешково положенные три года, Ирина Александровна вернулась в Ковров. Вышла замуж, родила сына…

Музыкальной школе №1 нужен был теоретик, преподаватель сольфеджио и музыкальной литературы. Так, 1-я музыкальная школа больше чем на полвека стала для нее вторым домом.

В то время среди детей и родителей велась большая агитационная работа, музыкальной школе были нужны ученики, особенно в классы скрипки, виолончели, домры, баяна. Преподаватели-музыканты, в их числе и Ирина Малыгина, проводили в школах и детских садах лекцию-концерт «Знакомство с музыкальными инструментами»; для студентов медицинского училища, ПТУ, школьников в стенах музыкальной школы №1 — лекции-концерты о жизни и творчестве композиторов: Глинки, Чайковского, Шостаковича, Грига, Майкопара, Прокофьева, Кобалевского и т.д; лекцию-концерт с участием школьников «Песни о Великой Отечественной войне. История их создания».

Ирина Александровна помогала в организации учебно-воспитательного процесса в школах, где учились сын, а в дальнейшем внучка. За эту помощь имеет грамоты, благодарственные письма. Самая дорогая грамота для нее — от Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ. Ирина Александровна — ветеран труда, преподаватель первой категории.

Многие ее воспитанники продолжили музыкальное образование. Одна из учениц сейчас живет и работает в Минске. Со многими она поддерживает связь и сегодня. И среди преподавателей ковровских музыкальных школ есть ученики Ирины Александровны.

Вспомнила моя героиня такой случай…

— Мы с мужем и сыном летом любили путешествовать. Одна из поездок была в Карпаты. Конечная точка — Мукачево. Нас, туристов, там было очень много. Так вот, в один из дней ко мне подошла симпатичная девушка и спрашивает: » Вы Ирина Александровна? Вы из Коврова? А я Галя Фролова. Помните? Я училась у вас в военном городке по фортепиано на музыкальных курсах. Талантливая была девочка. Техника у нее была природная. Оказалось, стала преподавателем фортепиано в музыкальной школе в Оренбурге.

С любовью к музыке и к жизни

В 2017 году Ирина Александровна вышла на заслуженный отдых. Продолжает с наслаждением слушать музыку, много читает. Отмечает, что ей очень нравятся программы Андрея Малахова «Песни от всей души»,  детские вокальные конкурсы, в частности, «Синяя птица», «Щелкунчик», «Ты -супер!», «Голос»… Она с интересом смотрит программы по культуре, любит стихи, среди которых выделяет творчество своей коллеги Натальи Красковой.

Летняя забота Ирины Александровны — огород, который вместе с соседкой она разбила во дворе дома.

Ирина Александровна по-прежнему общается с одноклассниками, со своими учениками, с коллегами. И не просто общается. С коллегами каждый год встречается «под яблонькой» в частном доме рядом с Сенной площадью, с одноклассниками — на «явочной квартире»…

Ирина Малыгина — представитель той самой «старой педагогической школы», которая давала не только знания, но и закладывала в каждого ребенка правильные жизненные ориентиры. И чем дольше живешь, тем острее понимаешь, насколько это ценно и дорого.

Ирина НАЗАРЕНКО.

Фото предоставлены Ириной МАЛЫГИНОЙ.

0 комментарий
0

Вам может понравиться