Вы знаете, кто такой «птиц» и как выглядит «королева леса»? Вы когда-нибудь слышали, что из приваренных друг к другу кусочков металла можно создать диковинную фигуру? Что это за направление «The art of steel»? И чем пленэр предпочтительнее традиционной студийной живописи?
Ответить на эти и другие вопросы поможет открывшаяся в Ковровском историко-мемориальном музее выставка с лаконичным названием «Отец и сын Блиновы – художник и скульптор».
К сведению: Андрей Романович и Михаил Андреевич Блиновы – владимирские художники, получившие профильное высшее образование. Оба являются членами Союза художников России, постоянно участвуют в областных, региональных и всероссийских выставках. В Ковровском историко-мемориальном музее отец и сын выставляются впервые, но уже почувствовали особую атмосферу исторического здания, в котором «картины и скульптуры смотрятся по-другому».
На выставке представлены 75 пейзажей, выполненных старшим Блиновым в технике масляной живописи, и 23 скульптуры Михаила, изготовленные в основном из стали, с использованием других материалов: дерева, камня, арт-бетона, пластика, стекла. «Стальные скульптуры» Михаила Блинова и авторский почерк мастера узнают не только в нашей области, но и далеко за ее пределами. Его произведения украшают улицы российских городов, находятся в частных коллекциях. Работы молодого скульптора выставлены на ВДНХ в Москве, в перспективе их ждут залы новой Третьяковки.
Кто-то удивится: «Как можно объединить в одной экспозиции живопись и скульптуру?» «Произведения очень разные, — отвечают специалисты музея, – но, дополняя друг друга, они создают яркий мир русской природы, полуфантастических человеческих образов и сказочных животных», который, как подтвердили первые посетители выставки, никого не оставляет равнодушными.
Не будем дальше держать интригу, и отправимся в историко-мемориальный музей, чтобы познакомиться с удивительными рукотворными работами отца и сына Блиновых. Нашим экскурсоводом в мире живописи и стальных фигур станет специалист по выставочной работе Анна Пичугина.
«Художник Андрей Блинов – отличный колорист, приверженец масляной живописи. У него прекрасно получаются городские и сельские пейзажи, – начала экскурсию Анна. — Почти все работы Андрея Романовича написаны на пленэре, т.е. на открытом воздухе при естественном освещении, поэтому мы видим такие сочные краски». В отличие от традиционной студийной живописи, пленэр позволяет художнику с большой точностью отобразить на холсте богатство окружающих красок и малейших изменений в цвете натуры. Техника довольно сложная, поскольку в течение дня меняется освещение, постоянно пополняется новыми оттенками пейзаж. Главное для живописца — «успеть поймать момент». Андрею Романовичу это удается. Что немаловажно, художник «пишет свое видение окружающего мира, не подражая более известным мастерам живописи». При этом продолжает традиции владимирской школы живописи.
Среди многочисленных его работ, посвященных тому или иному времени года («Знойный полдень», «Хмурый ноябрь» или «Последний снег»), обращает на себя внимание «зимняя» картина под названием «Клевое место». Как выяснилось, это одна из любимых работ Андрея Романовича, которая не совсем отражает действительность. На самом деле владимирские рыбаки ловят рыбу в другом месте – за мостом. Наш художник увидел этот сюжет по-другому и в этом состоит его авторский почерк: не копировать увиденное, а привносить в творчество что-то новое, свое.
Внимательно слушая специалиста, не могла оторвать глаз от стальной фигуры дракона, сформированной из небольших кусочков стали, приваренных друг к другу. Оказывается, именно в этой технике художественной обработки металла, необычной для российских и зарубежных мастеров, работает в последнее время скульптор Михаил Блинов. Сталь сама по себе – холодный материал, считает мастер. Чтобы смягчить его, он и добавляет к своим работам дерево, камень, арт-бетон, стекло…
Смотрится такой симбиоз очень эффектно: мифический «Дракон», собранный из стальных пластин, с когтистыми лапами распахнутыми крыльями и мощным хвостом опирается на кусок мрамора; грозный стальной «Бык» балансирует на крохотном полиэфирном шаре, а нахохлившийся птенец пытается удержаться за деревянную плаху тоненькой металлической лапкой. Браво мастеру, который правильно рассчитал баланс при солидном весе скульптур. Но почему «Птиц»? Как оказалось, такое название придумал сам скульптор, обладающий замечательным чувством юмора. Его девиз: «не терять равновесие» при любых жизненных обстоятельствах, как это делает наш местный, без роду, без племени гордый «птиц» — воробей.
Большая часть работ Михаила Блинова так или иначе связана с природой и ее обитателями. При этом каждый стальной экспонат одухотворен создателем, имеет свой неповторимый характер и оригинальный образ. Посетители выставки наверняка выберут близкую им по духу скульптуру. Кому-то понравится таинственный ажурный «Сфинкс», сделанный из стальной проволоки, кому-то — «Дерево желаний» с листвой из металлической стружки. Кого-то заинтересует «Бабочка на камушке», выполненная в витражной технике, а кто-то не сможет пройти мимо величественной «Королевы леса» с роскошной короной из гриба чаги, в стальном одеянии, эффектно протравленном под ржавчину. Откроем секрет: лесное существо — не просто интерьерная скульптура, а светильник со встроенной подсветкой. Этот новаторский прием молодого скульптора представлен еще в одной работе – «Отражение». Если правильно повернуть голову, можно увидеть дерево, отраженное в воде. Красивая, многофункциональная работа, которую не стыдно разместить в любом дворце.
Работы со стеклом, проволокой, металлической стружкой («Грация», «До встречи на танцполе», «На воздушных качелях») – далеко не полный перечень творческих задумок мастера. В зависимости от художественного замысла Михаил использует омеднение, ржавление металла, не только лоскутное, но и монолитное использование стали. На выставке немало девичьих фигурок, созданных в этом направлении: «Современная Аленушка», «Одинокий сон», «Девочка на качелях». «Одетые» в расписные стальные одежды и «обутые» в изящные металлические башмачки, с кокошником на голове или с распущенными волосами из проволоки, статичные или в полете, скульптурки смотрятся как живые, вызывая неподдельный восторг. «Мои девочки», — так ласково называет свои стальные шедевры молодой скульптор. По собственному признанию Михаила Блинова, он любит экспериментировать, удивлять зрителей, вызывать эмоции, создавать то, что хочет сердце, продвигать себя как творческая личность, как настоящий художник, а не как ремесленник.
Очередное тому подтверждение – представленные на выставке инсталляции, такие как «Отголосок войны», «Масочный режим», «Новая жизнь», когда из обожженного дерева пробивается живой росток. Или другая необычная работа мастера — «Полигональ». Глядя на эти произведения, начинаешь размышлять не только о многомерности мира, но и о феномене Михаила Блинова, способного создавать рукотворные чудеса и открывать для окружающих новые горизонты для познания мира. Именно с подачи Михаила мы впервые узнали о таком понятии, как «искусство стали» («The art of steel»), о возможностях стали как материала, наделенного собственной культурной памятью и символическим значением.
Захотелось побывать в святая святых известного скульптора, прикоснуться к таинству его творчества, в идеале — принять участие в мастер-классе. Интересно, где создает и «одушевляет» свои работы Михаил Блинов? Вопрос адресовался экскурсоводу. «Так выглядит Дом художника во Владимире», — Анна обратила внимание на очередную картину старшего Блинова. – В этом здании, запечатленном на полотне, находятся мастерские отца и сына Блиновых, здесь создаются и хранятся «до востребования» их художественные произведения. Ранее помещение находилось в неприглядном виде, поскольку для его восстановления не было средств. Андрей и Михаил на собственные деньги отремонтировали здание, создав для горожан и гостей Владимира привлекательное арт-пространство. Теперь в Доме художника регулярно организуются художественные выставки, мастер-классы, экскурсии для детей и взрослых. Пропаганда изобразительного искусства – еще одно направление многогранной деятельности отца и сына Блиновых. Жителям Коврова невероятно повезло, что у них появилась возможность познакомиться с творчеством этих одаренных людей.
Вот так, незаметно, вместе с Анной Пичугиной, специалистом по выставочной работе, мы подошли к завершающей точке выставки. В центре выставочного зала нас встретила самая объемная и тяжеловесная (около 60 кг) скульптура с ласковым авторским названием «Рыбка моя». Она филигранно, мастерски выполнена в привычной для Михаила технике формирования фигуры за счет приваривания многочисленных кусочков металла друг к другу. Не станем перечислять всех достоинств зубастой пираньи. Эту фигуру, равно как и другие экспонаты выставки, нужно увидеть своими глазами. Добавим лишь, что «Рыбка моя» пользуется популярностью у посетителей. «Приплыв» однажды в центр зала, она негласно закрепила за собой это место как фото-зону.
Раскладку живописных работ в выставочном зале сделал сам автор – Андрей Блинов. Картины как будто окружили посетителей со всех сторон яркими цветовыми пятнами. На центральной стене – красочные полотна под названием «Свято-Троицкая Сергиева Лавра», «Владимир», «Хорошее настроение», «Вешние воды»… Сквозь уверенные мазки маслом отчетливо просматриваются блестящие на солнце купола, стройные очертания величественных храмов, разноцветная, радующая глаз окружающая природа, журчащая вода, переливающаяся в лучах света. «Работы Андрея Романовича – это живой, насыщенный и нескучный мир, такой же, как он сам, — прокомментировала Анна. — Оба – отец и сын – талантливые художники, интересные собеседники, яркие личности, светлые, приветливые и общительные люди, очень похожие на свои работы».
Ковровчане смогут убедиться в этом сами, придя на творческую встречу с художниками, которая запланирована на 19 января. Известно, что живое общение с талантливыми людьми лучше всяких красивых слов. Ведь именно в процессе общения с Михаилом Блиновым мы узнали о том, что любовь к искусству ему привили родители – профессиональные художники; что в детстве будущий скульптор не интересовался готовыми игрушками, а лепил их для себя из пластилина. Детское увлечение со временем переросло в профессию скульптора, а нынешние работы мастера участвуют в украшении и одухотворении нашего города. Так, группу конструкторов, установленную в сквере музея «Ковров – город оружейной славы», отлил из бронзы как раз Михаил Блинов. В недалеком будущем на улице Комсомольской «поселится бронзовая семья» из пяти зайцев (два взрослых и три малыша) также работы знаменитого мастера.
Скажем прямо: если ушастые собратья (или другие скульптуры Михаила Блинова) появятся в других микрорайонах города, мы возражать не будем.
Серафима ПАНТЕЛЕЕВА.
Фото Бориса НИКИТИНА.