На четыре дня — с 23 по 26 октября — Владимирская область во второй раз стала большой площадкой Всероссийского фестиваля детского и семейного кино «Киноперемена». В гости к владимирцам приехали актеры Анна Якунина, Елена Захарова, Лариса Брохман, Олег Комаров, Оксана Сташенко, Марина Яковлева, Маргарита Шубина, Артем Сарибеков… Ковровскому зрителю посчастливилось встретиться с актрисой театра и кино Еленой Захаровой, которая привезла в Ковров моноспектакль «Женская судьба в произведениях классиков». Играла она его на сцене ДК «Современник» 24 октября, а по окончании ответила на вопросы зрителей.
Примерить разные образы
На сцене стул, вешалка-стойка с несколькими вещами и рояль… Из-за кулис выходит она, та самая, узнаваемая Елена Захарова, в алом платье. Стройная, легкая, но при этом сдержанная и волнительная…
«Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела», — звучит со сцены монолог Катерины из пьесы А. Островского «Гроза»… Его сменяет еще один образ, еще… Елена Захарова надевает то шляпку, то укутывается в шаль, то набрасывает на плечи плащ…
Моноспектакль «соткан» из стихов и прозаических отрывков, танцев и музыки…
В ее арсенале: Джульетта, Кармен, Катерина, Нина Заречная…
Но не только тексты классиков — Островского, Чехова, Гоголя, Набокова, Шекспира -выходят на первый план. Основа спектакля — это сочетание музыки, литературной основы и танца.
Танец представлен двумя эпизодами: Кармен из оперы Бизе и танец Мата Хари. Первый, как она потом призналась, ставила Рамуне Ходоркайте — известный балетмейстер и хореограф.
В каждом отрывке Елена проживала жизнь своей героини и рассказывала о ее переживаниях от своего лица. Кульминация спектакля — монолог Нины Заречной из Чеховской «Чайки» — закономерна. В нем актриса говорит об «умение терпеть и нести свой нелегкий крест», растить душевные силы, чтобы «пьянеть» на сцене и стать по-настоящему «большой» актрисой.
Моноспектакль был тепло встречен ковровским зрителем. Активно они проявили себя и во второй половине вечера, когда он перешел в формат «вопрос-ответ».
Потрясающий зал
Перед тем, как прозвучал первый вопрос от зрителей, Елена Захарова произнесла слова благодарности.
— Сегодня потрясающий зал, несмотря на то, что он неполный. Вы такие внимательные, вы так аплодировали! Спасибо вам за поддержку.
Вопрос из зала:
— Как вы поняли, что путь актрисы — он ваш?
— Я с четырех лет танцевала, занималась в эстрадно-хореографическом ансамбле «Буратино», который до сих пор существует. Мне очень нравилось ощущение, когда находилась на сцене. Лет в двенадцать уже понимала: век танцовщицы недолог. А вот век актрисы мне казался бесконечным. Некоторые актеры до 100 лет выходят на сцену. Вот мы с Владимиром Абрамовичем Этушем играли в спектакле «Гамлет» Питера Штайна и я училась у него. Вообще у актеров такая природа… Человек еле ходит, а выходит на сцену или на съемочную площадку, и оживает. Для артиста работа — все.
Плюс мама хотела, чтобы я стала актрисой. Она актрисой не стала, рано встретила папу, а во мне, получается, ее мечта воплотилась. Тогда еще не было мобильных телефонов, и мы с мамой узнавали про пробы из газет, по радио. Завтракали, играло радио, сейчас такое трудно представить. Если киностудия искала девочку, мама тут же вела меня на пробы. Так все и завертелось. И пока вертится, слава Богу.
Вопрос из зала:
— Вы сейчас показали столько необычных образов женщин из классических произведений. А какой сами видите идеальную женщину?
— Какой интересный вопрос! Спасибо. Я об этом даже не задумывалась. Мне кажется, что она добрая, что она мама. Не зря говорят, что красота — в глазах смотрящего. Бывает, смотришь на женщину, ну глаз отвести нельзя. Хотя сейчас уже непонятно, где красота от природы, а где сделанная. Век у нас такой прогрессивный.
Для меня важнее не внешняя красота, а та, что идет изнутри. Не раз видела интервью с Софи Лорен, Майей Плисецкой. Смотришь, уже и морщин столько, а глаза необыкновенно лучистые. Слушаешь их и совсем не думаешь про то, сколько им лет, как они выглядят. За внешностью, мне кажется, должно скрываться гораздо больше. Должно быть очень много внутри. Но еще раз повторюсь: доброта, любовь, материнство — все это делает женщину настоящей. Конечно, когда рядом хороший мужчина, женщина становится счастливее.. Ну а если нет, что делать…
Вопрос из зала:
— Мне очень нравятся фильмы и спектакли с вашим участием. А что по душе вам — кинематограф или театр?
— Театр — это здесь и сейчас. Понятно, что я не один раз играла этот моноспектакль и каждый раз это происходит по-разному. Что-то в одном месте не так, что-то — в другом. Бывает, зрители боятся хлопать и я думаю: наверное все плохо, почему не реагируют. А вы, наоборот, все время хлопали. Мы было так приятно! Много мелочей, но это живое.
А кино… Мы снимаемся, потом отснятое монтируют, и только потом есть результат. Смотришь на экране и думаешь: вот это да! Или: вот это ой. Начинаешь анализировать: можно было это сделать так-то, и это по-другому. Но в кино и зарплата больше.
Театр — он для души. И я его очень люблю. Честно скажу, без театра не могу. Многие могут. А я и бесплатно играю. Для меня это, наверное, подтверждение того, что правильно выбрала профессию.
Вопрос из зала:
— В каком театре вы играете?
— Помимо разных антреприз, я сейчас играю в трех театрах. Моя трудовая книжка еще с института лежит в театре Луны Сергея Проханова, сейчас он называется театр на Малой Ордынке. Я попала туда еще будучи студенткой Щукинского училища. В 1996 году меня пригласили туда в новый спектакль «Ночь нежна», на него невозможно было попасть. Параллельно работала с Олегом Павловичем Табаковым. На старте у меня была очень высокая планка. Сейчас работаю у Дмитрия Астрахана в театре «Школа современной пьесы», который тоже сменил название и стал театром на Трубной. Я у него дважды снималась, очень нравится с ним работать. Он очень талантливый человек. Играю в театре комедии, который существует по принципу антрепризы, где собираются разные артисты. Очень много хороших спектаклей идет. Так что приезжайте. Ковров от Москвы недалеко.
Конечно, когда ты работаешь с партнерами, это менее волнительно на самом деле. Когда выходишь на сцену одна, как сегодня, это несколько сложнее.
Вопрос из зала:
— Как отдыхаете?
— Как отдыхаю? У меня маленькая дочка, поэтому стараюсь проводить с ней как можно больше времени. Она сегодня со мной приехала и сейчас находится в зале. А вчера Майечка впервые вышла на сцену во Владимире на открытии фестиваля и прочитала стихотворение. Первый раз держала микрофон в руках. Я думала, что провалюсь от страха, от волнения из-за нее. А ей, ничего, очень понравилось.
В этот момент зрители попросили Майю выйти на сцену и повторить вчерашний успех. Прочитала она «У лукоморья дуб зеленый», так рядом с мамой и осталась на сцене. Уже видно, что девочка не обделена артистическими способностями, и как мама, прекрасно чувствует себя на сцене.
Вопрос из зала:
— Вы сейчас где-то снимаетесь?
— Нет, почему-то сейчас съемок у меня нет, и как нормальная артистка я каждый день про это думаю. Вот такая у нас зависимая профессия. Когда работы много, начинаешь страдать, потому что никого не видишь, ничего не успеваешь, устал… Когда работы становится меньше, тоже страдаешь: мучаешься вопросом, почему про меня забыли. Но когда меньше работы, я знаю, кому очень нужна и кто меня точно искренне любит, просто потому, что я мама.
В прошлом году я снималась в молодежном проекте «Цифровой код», достаточно страшное кино, но оно хорошо прошло. Продолжение начнут снимать весной. А на закрытии кинофестиваля во Владимире будет показан фильм» Сюрприз для мамы» режиссера Каринэ Фолиянц, в котором я снялась в главной роли. Майя тоже снялась там в крошечном эпизоде. Я ее особо никому не показывала, не хотела, чтобы она снималась. Но дочка ко мне пристала: я уже такая большая, почему ты снимаешься с другими детьми, а не со мной. Хотя понимаю, что съемочная площадка — не самое лучшее место для детей, и что это очень тяжелый труд. Но раз Майя хочет… Фильм получился теплый, семейный.
И еще Майечка прошла пробы в один короткий метр. Мы с ней вместе снимались. У меня по сюжету дочка приблизительно ее возраста. Мне понравилось как она работала. С первого дубля. Конечно, к своим детям сложно быть объективными.
Меня часто спрашивают, хочу ли я ей актерской судьбы? Честно говорю — не знаю. Не уверена. Просто хочу, чтобы она сделала правильный выбор, не сбить ее с пути. Ну а если все же захочет стать актрисой, буду ей помогать, как смогу.
Вопрос из зала:
— Вы так чувственно, так эмоционально читали монолог Катерины, аж мурашки по коже. Вам близко ее душевное состояние?
— Я очень люблю храмы. Люблю ходить в церкви. Я понимала, про что говорю. Но Катерину никогда не играла в театре. Хотя пьеса замечательная. Вообще Островский — один из моих любимых драматургов. Его сегодня было много: «Волки и овцы», где я с мундштуком читала монолог Глафиры, отрывок после «Грозы» — из «Бешеных денег» тоже Островского. Звучал Гоголь, Набоков…
В моноспектакле собрано и то, что я играла, и то, что мечтала бы сыграть. Хочу монолог Анны Карениной ввести в спектакль, но еще надеюсь, что мне в театре предложат эту роль. Танец «Кармен» тоже был не случайно, образ Кармен мне очень нравится. Вообще очень люблю танцевать, есть у меня такой недостаток. «Мата Хари» — отрывок из замечательной пьесы Елены Греминой, я играла его в театре на Ордынке восемь лет.
Вопрос из зала:
— Есть ли у вас в России любимые места?
— Очень Крым люблю, море. Вообще природу. Пока ехали к вам из Владимира, такие леса проезжали! Смотрю и думаю: сколько же здесь грибов, сколько грибов… Я так люблю их собирать. Для меня пойти в лес за грибами — это счастье. В этом году со сбором не повезло. Всего один раз в лес попала, собрались на Покров сходить, и раз — выпал и снег. Вот так и отдыхаю.
Мне очень нравится Сергиев Посад, в Суздале когда-то давно была, хочу еще съездить, Муром люблю, Ярославль невероятно красивый город, Санкт- Петербург…
Вопрос из зала:
— Елена, до последнего момента думала, что вы споете? Было такое ощущение. Вы поющая актриса?
— Я такая еще певица, честно скажу. Мне надо заниматься. Когда-то пела… Не знаю, но я стесняюсь петь, если можно так говорить актрисе. Актеры ничего не должны стесняться. но я не уверена в своем пении. Возможно, в следующий раз и спою.
На память — автограф
Вот такой получилась встреча с актрисой театра и кино Еленой Захаровой. Она стала возможной благодаря фестивалю детского и семейного кино «Киноперемена», который поддерживает Правительство Владимирской области. Таких добрых, солнечных, ярких фестивалей не так уж и много. И очень ценно, что проводится он на нашей, Владимирской земле.
Завершая встречу, со словами благодарности и признательности за прекрасный вечер к актрисе обратились заведующий отделом кинопроката и кинообслуживания областного Киноцентра Максим Скосырев и директор ДК «Современник» Леонид Чумаков, преподнеся цветы и подарки.
Затем зрители вереницей поспешили к актрисе на сцену, чтобы сделать фото на память.
Ну а для читателей нашей газеты я взяла у Елены Захаровой на память — автограф.
Ирина НАЗАРЕНКО.
Фото Бориса НИКИТИНА.