Эта супружеская пара действительно смотрится как одно неделимое целое: они понимают друг друга с полувзгляда и полуслова, даже улыбаются одинаково – не через усилие, а от души, открыто и добро. Про такие семьи хочется сказать: «Верю!» Верю в то, что и любовь существует, и уважение, и теплый уютный мир, созданный двумя людьми.
Знакомьтесь – Юлия и Сергей ЗИНЧЕНКО. Юлия Валентиновна – врач-терапевт, Сергей Викторович – психиатр-нарколог. Вместе они уже 47 лет. Две судьбы, связавшиеся в одну в далекие 70-е годы, до сих пор излучающие оптимизм и стойкую уверенность в важности семьи для каждого человека.
Ни Сергей Викторович, ни Юлия Валентиновна не являются коренными ковровчанами. В наш город они попали по распределению после окончания Куйбышевского мединститута. Никто в их семьях никогда не был связан с медициной, они – первые.
Отец Сергея Викторовича – военный летчик, мама – педагог. В старших классах юноша определился с тем, чем хочет заниматься в жизни: лечить людей, быть рядом с теми, кто нуждается в помощи. О своем выборе не пожалел ни разу.
Родители Юлии Валентиновны – геодезисты. Мама окончила Ленинрадский геодезический техникум, отец – Оренбургский, оба оказались в одно время в Сибири: один – по распределению, вторая – привлеченная романтикой. Поженились они рано, жизнь была в постоянных разъездах, но при этом интересная и насыщенная. Когда Юле исполнилось три года, семья переехала в Азербайджан, где в то время шло активное строительство Нефтяных Камней. Целый год жили в Сумгаите. Позднее переехали в Новокуйбышевск, затем – в Оренбург.
Герои сегодняшней публикации познакомились в первый учебный день – 1 сентября, но своего будущего супруга Юлия Валентиновна заприметила еще раньше – на общем собрании поступавших в медицинский вуз. Сергей – очень привлекательный юноша – сидел вместе со своими одноклассниками, а Юлия – с подругой. Когда ребята представлялись, она сразу запомнила его имя и фамилию. Позже выяснилось: живут они недалеко друг от друга, буквально через одну остановку. После успешной сдачи экзаменов молодые люди оказались еще и в одной учебной группе: девушка сразу нашла знакомую фамилию в списках поступиших. А в первый день сентября Сергей уже провожал Юлю домой. Шутливо в нашем разговоре подчеркнул, что им просто идти было в одну сторону. Но на самом деле она ему тоже очень понравилась.
Сложно назвать точные причины, почему один человек нравится другому. Наверное, дело не только в гормонах, но и в незримой ниточке, связывающей только двоих. А вот насколько она будет прочна, зависит уже от самих влюбленных.
Молодые люди быстро поняли, что друг без друга им сложно, хотелось быть вместе постоянно. И, несмотря на то что медицинский считается одним из самых сложных вузов, не испугались трудностей, поженились на втором курсе. Кстати, они стали своеобразными первопроходцами в плане создания семьи, после них еще три пары образовали супружеские союзы. До сих пор дружат семьями, с удовольствием общаются. Студенческая дружба ведь очень крепкая.
– Да, – соглашается Юлия Валентиновна, – учеба в медицинском институте – очень нелегкий труд, многие не выдержали, бросили. Вот мы поженились практически в самом начале этого пути, и семья нам не помешала, а, наоборот, укрепила наше желание закончить медицинский! И родители нас в этом поддержали. Еще во время учебы у нас родился Антон – старший сын. Так вот: малышу в кроватке приходилось слышать всю мою медподготовку и зубрежку по спецпредметам – анатомии, гистологии и многим другим. Можно сказать, вместе с мамой готовился и сдавал экзамены. Так что, наверное, у него и выбора-то не было, только пойти по стопам родителей. Младший сын – Кирилл – появился на свет уже в Коврове, он сейчас живет и работает в Москве, выбрал для себя немедицинский путь, но тоже в сфере общения с людьми. Гордимся с Сергеем Викторовичем обоими сыновьями. Они создали замечательные крепкие семьи, воспитывают наших прекрасных внуков.
А дальше разговор пошел о том, насколько ценно и важно человеку быть воспитанным в правильной семье, получить с самого начала верный посыл. Что подразумевают под этим супруги Зинченко? Это когда семья по возможности полная, с истинными ценностями и общими традиционными воскресными обедами, которых ждут, как праздник. Это когда слушают и слышат друг друга, умеют преодолевать трудности вместе, сообща, все дружны между собой.
– Женщина, конечно, это хранительница очага, – продолжает Юлия Валентиновна. – Для меня в этом плане образцом являлась свекровь, мама Сергея Викторовича. Для нее семья всегда была на первом месте. Хотя она была социально очень активна, вела общественную работу, дома был всегда идеальный порядок, а родные люди получали заботу и тепло. Всегда ей любовалась и восхищалась, многому у нее училась. Очень хорошо помню момент, когда Сергей привел меня знакомить со своими родителями. Я даже могу сформулировать и озвучить то, что я испытала… Удовольствие. То же самое чувство возникло, когда после родителей мы пошли к бабушке с дедушкой, он посчитал необходимым познакомить всю свою семью со своим выбором. Прекрасно помню это полное ощущение внутренней культуры людей, умеющих жить достойно. И в моей семье, и в семье Сергея были одни и те же традиции. Это касается, например, воскресных обедов всей семьей за общим столом. Я попала в родную для себя среду, хорошо мне понятную, а это очень важно!
Атмосферу тепла, взаимовыручки, умение совместно преодолевать все невзгоды и трудности, через которые обязательно в жизни проходит каждый, готовность подставить плечо, поддержать – все это впитали в своих семьях супруги Зинченко. И пусть не всегда быт был обустроен (по воспоминаниям Юлии Валентиновны, долгое время главное материальное богатство их семьи в связи с частыми переездами составляли подушки, одеяла и два чемодана с книгами), это не мешало людям любить, быть любимыми и самыми главными для своих половинок.
– Каков рецепт крепкой семьи?.. – задумывается над вопросом Сергей Викторович. – Отвечу так: далеко не все и не всегда в жизни идет гладко и слаженно, так, как нам хотелось бы. Бывают и «ухабы», да еще какие! Их необходимо уметь преодолевать, а на это нужны силы, которые не берутся из ниоткуда, они «выращиваются» в настоящих семьях. И наша семья оказывалась в разных по сложности ситуациях, из которых выходили благодаря терпению и терпимости. Первое – терпение – связано с самим собой, а второе – с умением принять другого человека, его точку зрения, недостатки в конце концов. Сюда бы еще добавил общие взгляды на жизнь, способность смотреть на многие вещи под одним углом. А основа всего этого – любовь. Когда мы создавали семью, институт брака был естественным продолжением взаимоотношений молодых людей: молодожены привыкали к ответственности друг за друга, учились выстраивать линии своего поведения. У меня мнение одно – брак между людьми обязательно должен быть официально узаконен. Это нормально и правильно. Умение нести ответственность за близкого тебе человека – необходимый этап взросления и мужания. А полноценная семья – это здоровая атмосфера для растущих в ней детей.
Его поддерживает и супруга:
– Настоящей для меня является семья, в которой люди уважают и понимают друг друга, заботятся о близких и их потребностях. Проблемы решают сообща, за семейным столом. Семья – это великий труд на пути к взаимопониманию, умению слышать того, кто рядом, принимать и учитывать его мнение, вместе приходить к общему решению. А еще при необходимости взять ответственность за того, кто рядом. Уверена, что без детей полноценную семью создать сложно, без них звенья будут слабыми. Сейчас немало молодых пар, которые не стремятся рожать и воспитывать детей, желают жить для себя. Не понимаю этого. Думаю, что это страх перед своей будущей родительской несостоятельностью, даже некоторый инфантилизм. Вот я, например. Была очень активным ребенком, тоже приносила родителям не только радости, но и огорчения, волнения. Однако насколько они были терпимы и мудры по отношению ко всем моим проделкам: не ругали, а объясняли, разумно подходили к решению конфликтов. Разве это было легко? Отнюдь! Но они трудились, а любой труд обязательно дает свои плоды. Это очень хорошо, что многие пары сейчас официально женятся, создают семьи. Ведь влюбленность проходит, а уважение к родному человеку, желание совместно преодолевать трудности остаются. Учиться этому приходится всю жизнь. Я вот до сих пор учусь у Сергея Викторовича терпимости. Этим ценным качеством супруг обладал всегда: он очень добрый человек, старающийся для каждого человеческого поступка найти объяснение. Очень деликатный, принимает людей такими, какие они есть. И все это – из традиционных ценностей семьи.
***
И Сергей Викторович, и Юлия Валентиновна – открытые и добрые люди. Они состоялись в благородной профессии, основное назначение которой – служение людям. Оба сильные, стойкие, воспитанные и цельные личности. И нет сомнений, что это результат тех традиционных семейных ценностей, которые были заложены их родителями, добрую память о которых бережно хранят супруги. Жизнь должна продолжаться, семьи создаваться, дети рождаться, а любовь переходить на высокий уровень безусловного принятия родного человека.
Татьяна ПЕВЦОВА.
Фото Бориса НИКИТИНА и из архива семьи ЗИНЧЕНКО.