Главная Новости СУДЬБА МАЛЕНЬКОГО ХРАМА В СУДЬБЕ РОССИИ…

СУДЬБА МАЛЕНЬКОГО ХРАМА В СУДЬБЕ РОССИИ…

опубликован manager

Этот храм постигла судьба многих культовых сооружений, которым пришлось пережить революцию, длительный период государственного атеизма, нищее время 90-2000-х. Еще лет десять назад в прямом смысле на него было больно смотреть. Почерневший дырявый купол держался каким-то чудом, стены трапезной полуразрушены, колокольня снесена. Полностью заросший деревцАми, кустарником, храм напоминал остов затонувшего много лет назад корабля, на борту которого никогда уже в будущем не появится жизнь.

Сегодня, к счастью, ситуация несколько иная. Храм воскресает. И пусть до восстановления еще далеко, но огонечек жизни уже в нем горит. Появились новые окна и двери, восстановлена кровля, перекрыта сводом алтарная часть, а главное – снова блистают на солнце обновленные — покрытые золотом — купол и крест…

Храм этот в честь Святого Николая Чудотворца находится в небольшой деревеньке Кувезино… Большинство из нас о ней почти ничего не знает. А ведь это места исторические. Вот, что можно прочитать о населенном пункте и приходе на сайте Историко-краеведческого музея района (автор публикации Николай Фролов):

«… В старину же Кувезино, известное с XVI столетия, являлось селением Стародубского княжества и оказалось в составе удела князей Стародубских-Льяловских из старшей ветви стародубской династии. В 1569 году вдова князя С. И. Стародубского-Льяловского княгиня Ефросинья передала село Кувезино вместе с 17-ю деревнями Московскому Симонову монастырю. Однако в том же году по указу князя Ивана Грозного Кувезино и окрестные селения были взяты в опричнину и в 1572 году упоминаются в завещании этого государя его сыну царевичу Ивану Ивановичу. Впрочем, позже Кувезино вновь стало вотчиной Симонова монастыря, оставаясь ею вплоть до секуляризации церковных владений в 1764 году…».

Из прочитанного следует, что Кувезино «видело» и князей, и опричников, существуя, по меньшей мере, 4,5 века. Его судьбой занимался сам Иван Грозный, завещав одному из своих сыновей.

А что же храм? Читаем дальше: Никольская церковь — самое старинное здание Кувезино. Выстроена в начале XIX столетия…

«… хотя деревянный храм в то же наименование существовал там уже при Иване Грозном… В 1810-1822 гг. в Кувезино вместо ветхой деревянной по благословению епископа Владимирского и Суздальского Ксенофонта (Троепольского) была построена каменная церковь в честь святителя и чудотворца Николая тщанием крестьянина приходской деревни Степаново Якова Кондратьева и священника Иоанна Семенова на средства прихожан, а особенно церковного старосты крестьянина села Кувезино Василия Яковлева и головы деревни Мальчиха крестьянина Алексея Федорова. Теплый (зимний отапливаемый) придел в честь Вознесения Господня был устроен в 1815 году… Вплоть до 1876 года храм оставался самостоятельным, а потом был приписан к церкви Казанской иконы Божией Матери села Овсянникова (Ковровский уезд). Приход составляли деревни Мальчиха, Степаново, Сувориха и не существующая ныне Жарчиха – всего в этих селениях к концу 1890-х гг. года значилось 49 дворов…» И это более двухсот человек – прихожан у храма хватало…

***

Православные церкви были богатством дореволюционной Руси. Их так и называли — Русь златоглавая! Величайшей добродетелью для православных людей всегда считалось построить храм.

В Нагорной проповеди Иисус Христос говорит нам, чтобы не собирали сокровищ себе на земле, «где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут», но собирали на небесах… Строительство Дома Божьего — дело богоугодное, принять в нем участие – отложить драгоценный камушек в копилку тех самых небесных сокровищ, которые никто не сможет украсть. Не зря же до наших дней сохранилось устойчивое понятие Святая Русь.

Вся жизнь человека до революции строилась вокруг храма и церковного круга праздников и постов, все самые важные события в человеческой жизни сопровождались церковными Таинствами. Очень хорошо эту повседневную жизнь — через чистое детское восприятие – в своей книге «Лето Господне» показал писатель Иван Шмелев. Ходить в храм, участвовать в православных церковных Таинствах – в течение веков, начиная с Крещения Руси, было потребностью русских людей. В дореволюционной Москве на каждой улице был свой храм, если улица большая – то не один, и все они были заполнены прихожанами. То же самое в средних, небольших городках.

Что значит участвовать каждое воскресение в Таинствах? Значит, стараться жить по Божиим заповедям: «НЕ убий», «НЕ прелюбодействуй», «НЕ укради», «Шесть дней трудись, а седьмой день посвяти Богу», а главное – «Возлюби Бога и ближнего своего…» Участвовать в Таинствах – значит, противостоять греху в своей жизни… Православие – религия совсем не формальная.

Сегодня, к сожалению, потребности участвовать в Таинствах у людей нет. Можно много спорить о значении для нашей страны революции, но ее величайшее негативное последствие в том, что она насадила – массово, целенаправленно – богоборчество в православной Руси, которое у большинства перешло в равнодушие к Богу.

… Небольшая старинная церковь в Кувезино, как живая иллюстрация пережитых времен. Пережитых и настоящих… По статистике, воцерковленных людей в современной России не больше 2-3% (до революции воцерковленными среди православного населения были практически все).

***

«Под опеку» городского прихода храма Святой Праведной Анны полузаброшенную церковь в Кувезино передали несколько лет назад. Соответственно, ее настоятелем стал протоиерей Михаил (Бунтилов), он же настоятель храма Праведной Анны. В настоящее время Кувезино – это около двух десятков домов, в основном здесь живут дачники. Постоянных жителей – раз, два и обчелся. Тем не менее неравнодушные жители есть — те, кто мечтает о восстановлении Никольского храма. Правда, их очень мало.

— На молебны, которые служим на двунадесятые праздники приходят не более пяти человек, — говорит иерей Виктор (Резник), клирик храма Праведной Анны, которому по церковному послушанию и поручено восстанавливать кувезинский храм.

Он отмечает, что запрос на духовную жизнь есть не только в Кувезино, но и в окрестностях – в том же Степаново, Пантелеево (там свой храм Вознесения тоже заброшен – да какой красивый был, на горЕ), но…

— Основная проблема не в материальном, не в строительстве и в обеспечении его материалами, — говорит о. Михаил (Бунтилов), — а в том, чтобы здесь была христианская община! Нет людей, которые бы всем сердцем стремились к тому, чтобы в этом храме служили Божественную Литургию! Надо восстанавливать христианскую жизнь… Если в нашем разговоре выходить за рамки Коврова и Кувезино, в христианском сознании Начальником мира является Бог. Поэтому каждый народ, семья, человек, у которых что-то не складывается, должны посмотреть: живут ли они в мире с Богом? Народная беда, война – это ведь тоже от вражды с Богом! Статистика же, напомню, неутешительна: всего 2-3% воцерковленных людей.

Отец Михаил говорит и о том, что значит быть православным: это не только крестик носить, красить яйца на Пасху и печь куличи, а в январе ходить за крещенской водой. Быть православными — значит стремиться жить в соответствии с Божиими заповедями.

— Вот насколько мы сегодня живем в мире с Богом? Почему так уверены, что Он должен нам во всем помогать? В то время как сами Его не чтим, семьей – пренебрегаем. Брак для большинства стал как бы необязателен, а те, кто его все-таки заключил, в 70% случаев по той же статистике подают на развод. Создание, так скажем, экзотических семейных союзов, – продолжает говорить о. Михаил, — слава Богу, государство остановило. Но младенцев в утробе матери как убивали, так и продолжаем убивать. По неофициальным данным, более миллиона детей в год… Как вы думаете, есть, за что Господу нам помогать? Есть, за что даровать нам Победу?  Враг движется на нашу страну. Нам бы остановиться, задуматься, но нет — как жили, так и живем…

***

Храм в Кувезино, построенный когда-то всем миром, был закрыт в 1930-х годах. Колокольню разобрали на кирпичи для хозяйственных нужд, само здание использовали под мастерскую, под склад… Потом вообще перестали использовать, и постройка превратилась в тот самый остов.

Но неравнодушные, верующие люди решили вдохнуть в него новую жизнь. Провели субботник: вычистили территорию, выкорчевали деревья. Стали собирать средства на замену дырявого купола. Особенно близко к сердцу дело восстановления церкви приняли две уже немолодые сестры.

— В результате жители средства собрали, купол с крестом смогли оплатить. Установили самостоятельно, — отмечает протоиерей Михаил, — мы приехали его уже освятить. Дальше сами включились, кровлю покрыли, окна, двери восстановили. Алтарная часть стояла открытая – над ней восстановили свод.

Епархиальный архитектор сделал проект. По своей архитектуре церковь Святого Николая в Кувезино – типичный для начала XIX столетия храм. Основная часть – «высокий двусветный четверик, покрытый четырехскатной железной кровлей, преходящий в круглый барабан с луковичной главой». Целиком – это «трехчастная трапезного типа одноглавая церковь…». В Коврове подобная – храм Иоанна Воина на ул. Першутова. Работы по восстановлению пусть очень медленно, но идут. Уже выполнен каркас под иконостас.

— Но людей, заинтересованных в восстановлении храма слишком мало, поэтому непонятно — удастся ли создать здесь свой приход, — высказывает сомнения о. Михаил. — Молебны служить уже можно, но для самой высокой службы – Божественной Литургии – необходимо храм освятить. Из села для этого нам нужен запрос: «Да, мы не можем жить без Божественной Литургии! Да, мы хотим спасаться! Нам в Кувезино необходим православный храм!» Если такого внутреннего запроса кувезинских и окрестных жителей нет, тогда какой смысл?

***

И это вопрос не только к кувезинцам, но к россиянам… Нужно ли в России восстанавливать храмы? Кто и когда туда будет ходить? Смогут ли люди повернуться к Богу лицом? Или православие для большинства так и останется декорацией – тем, что не мешает нам жить, как хотим?

Сегодня храм Святого Николая в Кувезино нуждается в работах, которые маленькая горстка заинтересованных жителей самостоятельно осилить просто не смогут.

— Это беда всех заброшенных храмов, — продолжает о. Виктор (Резник), — здание вросло в землю, его нужно откапывать. Видите выемки? Выпадает кирпич. В этом месте до фундамента сантиметров 40, а с обратной стороны – целый метр.

Отец Виктор показывает на не просто выемки – целые сегменты разрушенной кирпичной стены, кладка которой отсыревает в земле. Чтобы этот процесс остановить, храм необходимо откопать до фундамента, и уже тогда – сегментами — потихоньку восстанавливать старинную кладку, при этом используя не современный, а т.н. реставрационный кирпич. Гарантийный срок такого кирпича – полвека, заказать его можно в Калуге. Стоимость согласно проекту — более 700 тысяч рублей. Плюс еще столько же уйдет на работы. Следующий этап – штукатурка стен…

Кажется, что в судьбе таких вот заброшенных храмов кроется отношение к Богу нас с вами, целой страны. Раньше всем миром храмы строили, потом – разрушали. Позже – о них забыли. Но сегодня, когда враг уже на нашей, русской, земле, разве не пришло время вспомнить о Боге? Всем миром восстановить когда-то разрушенное и всем миром прийти в восстановленный храм!

Инна БУЛАТОВА.

Фото автора и из открытых источников.

  1. P. S. Помочь в восстановлении храма можно:

Приход храма в честь праведной Анны города Коврова

ИНН 33 05 99 91 10

КПП 330 501 001

Р/с 40703810110000000122

Банк Владимирское отделение №8611 ПАО СБЕРБАНК

БИК 041708602

К/c 30101810000000000602

Юридический адрес: 601911, Владимирская область, г. Ковров, ул. Олега Кошевого, д. 2а.

ОКВЭД 94.91

ОКТМО 17725000

ОГРН 1123300000 ОТ 3.07.2012

ОКПО 37497627.

 

0 комментарий
0

Вам может понравиться