Этот беспилотник – по своей функциональности наш аналог тяжелого украинского дрона, который в народе называют за противный звук и острые «когти» «Баба-Яга». В мастерских Ковровского транспортного колледжа он в ряду других таких же «красавцев» — большой агропромышленный гексакоптер БАС ARA-PRO-AGR-2, «оснащенный необходимыми передовыми технологиями, такими как искусственный интеллект, машинное обучение, автоматизация». Изначально создавался для сельскохозяйственных нужд, но с успехом используется и для нужд обороны… Стоимость такой «птички», я бы даже сказала, «орла» — более 6 млн рублей. Может одновременно поднять четыре 82-миллиметровые мины или другой вес – до 50 кг.
Чуть дальше – еще один беспилотник, похожий на маленький самолет – БАС ARA-PRO-ICE самолетного типа с двигателем внутреннего сгорания. Этот «орел» калибром побольше – 12,5 млн рублей. Беспилотное воздушное судно, «предназначенное для выполнения различных задач, связанных с мониторингом, исследованием территории, ее обработкой, может оснащаться целевыми нагрузками»…
12 сентября методический образовательный Центр практической подготовки по разработке, производству и эксплуатации беспилотных авиационных систем был открыт на базе Ковровского транспортного колледжа.
Событие не рядовое. На создание центра было потрачено более 300 млн рублей. Если точнее 316. Часть этих денег ушла на ремонт…
— Около 16 млн потратили на ремонт вот этих двух зон: мастерских и полетной зоны, — пояснил директор КТК Михаил Малышев, — здесь проведена серьезная реконструкция. 300 млн – в большей части это федеральные средства – были потрачены на закупку оборудования.
Центр в Коврове создан в рамках стартовавшего в нашей стране нацпроекта «Беспилотные авиационные системы», созданного по поручению президента Владимира Путина. На открытии прозвучало:
— Проект определяет стратегию развития беспилотной авиации в России до 2035 года. Итогом должна стать перспективная самостоятельная отрасль экономики, связанная с созданием и использованием гражданских беспилотников. Владимирская область вошла в число 30 субъектов РФ – победителей федерального проекта стимулирования спроса на отечественные БАС. На базе 18 школ региона открыты специализированные классы практической подготовки… Комплекс мероприятий уже в этом году позволит вовлечь в федеральный проект не менее 2300 студентов и школьников.
Реализуя поручение президента, в Ковровском транспортном колледже и создали образовательный центр…
— Это значимое событие для всей системы профессионального образования области! — подчеркнула Елена Таран, начальник профильного управления регионального Министерства образования и молодежной политики. — Открываем первый центр практической подготовки не только у нас в регионе, но и один из первых в стране. Очень гордимся, что это событие происходит на базе ковровского колледжа. Когда определялась образовательная организация, которая станет ядром проекта, сомнений, в чью пользу принять решение, не было. Проект ворвался в нашу жизнь со стремительной скоростью! С тех пор пройден немалый путь. И вот сегодня этот кораблик, собранный по крупицам, спускаем на воду. Уверены, что он поплывет. В добрый путь!
О значимости, актуальности, своевременности создания Центра говорили зам. Министра труда и занятости населения Владимирской области Кирилл Лапшин, зам. генерального директора завода имени В.А. Дегтярева Лев Смирнов, глава Коврова Елена Фомина и глава администрации Ковровского района Вячеслав Скороходов.
Важнейшая перспективная область применения БАС (беспилотных авиационных систем) – это разведка и мониторинг. Беспилотники позволяют наблюдать за труднодоступными и опасными участками местности, проводить мониторинг экологической обстановки, в случае надобности локализовать чрезвычайную ситуацию, контролировать границы и любые маршруты. Разработка, производство отечественных БПЛА превратились сегодня в ключевое направление российской промышленности, и конечно, отрасль требует организовать подготовку высококлассных специалистов, способных работать с современными технологиями.
Двигаясь в заданном направлении, с 1 сентября к обучению студентов востребованной специальности — эксплуатация беспилотных авиационных систем – приступил и Ковровский транспортный колледж. Конкурс на место был высокий, в результате набрали 25 человек. Обучение заявлено с максимальной ориентированностью на практику. И условия для этого созданы.
— Спасибо за доверие и за помощь! – поблагодарил присутствующих, а в их лице и губернатора Александра Авдеева, и Министерство образования Владимирской области, и все предприятия, организации, школы, которые участвовали в данной работе, директор КТК Михаил Малышев. — Нам оказана огромная честь — реализовать столь важный проект! С первоначальной задачей мы справились. Следующая — получить результат.
Перерезана красная ленточка, собравшиеся переходят в класс. Точнее, в большое образовательное пространство, разделенное на несколько зон: учебную, полетную, лабораторную. Маленькие дроны тихонько жужжат, 3D-принтер лихо печатает необходимые детали из пластика, ребята на симуляторах отрабатывают первичные навыки пилотирования – одним словом, показательная работа кипит вовсю.
— Рады приветствовать вас в Центре практической подготовки, — экскурсию проводит специалист по БПЛА Александр Лазарев, педагог из школы № 3 г. Камешково (в Коврове он по обмену опытом). — Здесь ребята получают как теоретические знания, так и практические навыки по проектированию, программированию, сборке, эксплуатации БПЛА. Направо от вас ремонтная зона – в данный момент вы можете наблюдать первоначальную сборку дрона из отдельных узлов…
Проходим учебно-тренировочный комплекс, в котором студенты отрабатывают реальные пилотные навыки. Задания выполняются в безопасной среде. Зону 3D-принтинга, где печатаются комплектующие для БПЛА, как по готовым, так и собственным образцам. Все можно потрогать руками, что-то попробовать самому. Например, увидеть мир «глазами» оператора БПЛА – через камеру, закрепленную на дроне и передающую сигнал на FVP-шлем оператора дрона.
— Вообще, дрон – простонародное название беспилотника, от английского слова «трутень», — поясняет ведущий. — Во-первых, из-за жужжания, а во-вторых, потому что на заре своего создания беспилотники использовались, как мишени для отработки навыков летчиками и зенитными орудиями – они не имели собственного управления (то есть управлялись с земли), сбивать их было не жалко.
Навыки управления БПЛА будут отрабатывать на второй площадке – в большой светлой полетной зоне для дистанционного пилотирования в 161 «квадрат». Здесь свои умения показали студенты – их дроны летали по заданной траектории, опускались и поднимались, обходили препятствия… Затем это же сделать пробовали все желающие. Кажется просто, но у некоторых дрон даже взлетать не смог. Впрочем, эти навыки скоро можно будет либо освоить, либо улучшить – на базе колледжа открываются курсы управления БПЛА для людей совершенно разного возраста. В будущее сделан еще один шаг!
Мария ТОМИНА.
Фото Бориса НИКИТИНА.