«Иконопись XXI века» — так современники называют уникальную технику ковровского мастера-иконописца, художника — Юрия Кузнецова.
В конце мая в редакцию позвонила ковровчанка Маргарита Петреченко, которая дружила с семьей Кузнецовых всю жизнь. Маргарита Александровна пригласила к себе домой посмотреть документальный фильм о художнике, профессионально снятый и смонтированный его сыном Сергеем. Фильм, который с разных сторон раскрывает личность Юрия Кузнецова и показывает от самых истоков его творческий путь. Он содержит воспоминания близких, хорошо знавших и любивших иконописца, людей. Говорит о значении и необыкновенном воздействии его «космической» иконописи на зрителей. Называется фильм просто и емко – «В преддверии святых небес…», снят он был к 65-летию художника.
Иконописец 21-го века Юрий Кузнецов из тех ковровчан, кем гордится наш город. В ноябре прошлого года на доме, в котором прошло его детство, — на ул. Первомайской, 15 — была открыта мемориальная доска, посвященная сразу двум художникам: пейзажисту Эросу Кузнецову, и его сыну Юрию, создателю собственной необычной техники иконописи – «кузнецовского письма». Иконы и картины Юрия Кузнецова знают не только в Коврове, они находятся в храмах, монастырях, музеях и частных коллекциях в России, за рубежом, а на Истре в 2008 году был построен и освящен православный храм, все иконы в котором – кисти Юрия Кузнецова. За те 18 лет, которые прошли с момента создания самого первого христианского образа, Юрий Эросович написал их около полутора тысяч. И каждый несет Божественный свет в этот мир…
***
Самые первые кадры фильма как окно в изобразительный творческий мир. Склонившись над образом, положив руки на специальную полочку, позволяющую не прикасаться во время работы к самому полотну, иконописец творит, мерными движениями тоненькой кисточки добавляя к лику святого одну за другой разноцветные точки. Голос за кадром рассказывает:
«Впервые интерес к иконам у Юрия Кузнецова возник в шестилетнем возрасте. Каждый раз, собираясь с ребятами на реку купаться, Юрий проходил мимо церкви. На ее фасаде было два святых образа, которые, завораживая, притягивали внимание ребенка, но, как все непонятное, одновременно пугали. Однажды возникло непреодолимое желание подойти к ним, чтобы рассмотреть. Юрий подошел ближе, и то, что он увидел, осталось в памяти на всю жизнь – святые лики были белы и как будто светились неземным светом. От этого существо мальчика наполнилось трепетом. После этого случая Юрий стал часто заходить в храмы, особенно брошенные, любил бывать там в одиночестве, любил прикасаться к стенам, на которых сохранились старые фрески и по-детски, а может, наоборот, по-взрослому, жалел святых, оставшихся без людского почтения…».
Таково было детское чудесное восприятие, которое прошло через всю его жизнь. Свою первую икону «Воздвижение Честного Животворящего Креста Господня» Юрий Эросович написал, когда ему было 46 лет. «Необычные образы, сливающие воедино византийское прошлое с еще неизвестным будущим» – так скажет об иконах Юрия Кузнецова архимандрит Дионисий, которого иконописец считал своим духовным наставником. В 1997 году Юрий Эросович официально получает благословение на написание икон. Дает его протоиерей Стефан, на тот момент благочинный Коврова и Ковровского района. Далее последовало благословение архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия. Татьяна Питиримова, директор владимирской медицинской клиники «Эльф», хорошо знавшая Юрия Кузнецова, вспоминает с экрана, что решилась в тот момент на вопрос. Отметив, что иконы художника весьма необычные, она спросила Владыку, как он их в таком виде воспринимает. На что Владыка Евлогий «… посмотрел на меня своими мудрыми глазами и сказал: «А как бы ты хотела увидеть свет?».
Свет… это слово на протяжении фильма звучит множество раз. Неудивительно – оно первым приходит, когда пытаешься объять необъятное – словами описать «светлые», «светящиеся», «светоносные» образы, созданные тоненькой кисточкой Юрия Кузнецова. Его иконы, написанные в технике, очень похожей на французский пуантилизм – когда изображение состоит из бесчисленного количества крошечных «жемчужинок»-точек – поражают гармоничным сочетанием красок. Переливы цвета создают бесконечный «атомный» мир.
В 2006-м иконописец получает благословение и от 15-го Патриарха Всея Руси Алексия Второго.
***
«Именно от отца Юрий Эросович унаследовал необычайную работоспособность, умение наблюдать за окружающим миром и видеть то, что недоступно другим… А по линии матери, происходившей из рода священников, пришел естественный интерес к миру духовному…» — фильм рассказывает о детских годах, о родителях Юрия Кузнецова, о других годах, когда еще не создавались иконы, но жизнь все равно была наполнена творчеством. Чем только художник не занимался: от оформления домов культуры до росписи… спичечных коробков. Дом художника был внутри как музей, вспоминают на видеокадрах его родные.
— Он мог все, что находится в доме, преобразить, и получалось, что дом оживал! – вспоминает Елена Кузнецова, его супруга.
Все это вместе и помогло разработать будущий стиль, про который мы говорим – «кузнецовское письмо», светоносная иконопись 21-го века.
Большую роль в фильме играют люди, с которыми живописец много общался. Среди них немало ученых: физиков, математиков, докторов и кандидатов наук, которые под особым углом оценивают творчество мастера.
«Как-то я ему подарил большую книгу Карла Сагана, знаменитого американского физика, которая содержала фотографии Вселенной через мощные телескопы в самых отдаленных ее уголках. И вдруг он увидел — и я знал, что он это увидит -буквально эти же самые фрактальные образы «кузнецовского» жемчужного письма, из которых соткана сама Вселенная, — говорит на кадрах физик, доктор философских наук Владимир Буданов, — то есть природа использует именно эту «технику». Он был этим очень обрадован. Такое ощущение, что об этом он знал».
***
Люди, принявшие участие в съемках, вспоминают о других важных вехах в творчестве Юрия Кузнецова, о своем восприятии этого творчества… Так, Татьяна Питиримова говорит о выставке, на которой икона стала благоухать:
— … Когда привезли икону «Преображение», самым удивительным было то, что через два часа она стала источать необыкновенный аромат. Сначала решили, что нам показалось, но нет, это было на самом деле. После выставки икона переехала в клинику «Эльф», и к ней приходили батюшки, вставали на колени, молились. Икона мироточила! Причем тем сильнее, чем больше к ней подходило людей…
— Всякий раз, прикасаясь к его работам, я понимаю, насколько он был посредником между горним миром и нашей повседневной реальностью, — говорит Владимир Буданов.
— С творчеством Юрия Кузнецова я познакомился буквально с его первых работ. Все его развитие прошло на моих глазах, — вспоминает доктор технических наук, профессор Евгений Тетерин, — Если первые работы – это было удивительно, необычно, то по мере того как, его техника, восприятие красок, понимание того, что он должен сделать – где-то интуитивное, где-то осознанное – развивались, его иконы становились все более глубокими, все в большей и большей степени оказывающими колоссальное эмоциональное воздействие на зрителя…
А вот как священник характеризует технику Юрия Кузнецова и созданные его талантом и кистью лики святых:
— … Это откровение, которое получил Кузнецов, это тоже свидетельство о Божией любви к нам, людям, которых Он призывает к себе из этого атеистического безбожного мира…
***
Фильм подробно рассказывает и о храме – том самом, на Истре, убранном иконами «кузнецовского письма». Храм освящен в честь Святого Николая Угодника. А строительство его началось в 2000 году… по старинной технологии, без единого гвоздя, но при этом с таким плотным соединением частей, что между бревнами не протиснуть и листка бумаги. Строители во время работы соблюдали посты, приступали к ней только после молитвы. Высота храма составила 27 метров, всего в храме — более четырех сотен «кузнецовских» икон.
Для самого Юрия Кузнецова освящение этого небольшого и чудесного храма на Истре стало одним из важных дел его жизни. На кадрах съемки 2008 года сам иконописец отмечает: «Главное – это церковь! Уже в этом году ее должны полностью освятить».
Однако помимо творчества, фильм рассказывает об иконописце и как о человеке, о семьянине, друге, отце; говорит о его работе для владимирской клиники «Эльф; о создании в Москве галереи «Кристина». Ее директор Кристина Кондратьева отмечает, что ее первая встреча с иконами Юрия Кузнецова произошла в 2004 году.
— Я увидела его образ Богородицы «Радуйся Невеста Неневестная», то была любимая икона Серафима Саровского. Образ Богородицы на ней необыкновенно трогательный, очень нежный, в нем выражена вся любовь, вся забота о человеке. Я почувствовала это по отношению к себе… и поняла, что художник, создавший такое произведение, непростой человек. Встреча с иконами Юрия Кузнецова изменила мое отношение ко многим вопросам и определила дальнейший жизненный путь, — признается она. – Привела к тому, что в 2010 году я учредила проект «Икона XXI века. Кузнецовское письмо», направленный на поддержку и популяризацию православной культуры через творчество Юрия Кузнецова. Годом позже открыла галерею «Кристина», в которой постоянно представлены иконы и картины, созданные Юрием Эросовичем и его дочерью Мариной Филипповой… Благодаря тому, что иконописец оставил после себя преемника – дочь, у всех ценителей и почитателей его творчества есть возможность не расставаться с ним. На протяжении всей творческой жизни Юрия Кузнецова, его дочь Марина параллельно с отцом осваивала секреты его мастерства, создавала иконы, совершенствовалась в особом способе написания картин…
Искусствовед Кристина Кондратьева выступила автором сценария фильма. Она убеждена, что у икон кузнецовского письма большое будущее, на них нужно воспитывать молодежь, через них приводить к православию людей.
Маргарита Петреченко, кстати, поставила себе целью оставить Коврову наследие творчества Кузнецова:
— Считаю, что ковровчане должны больше знать о творчестве земляка! Уверена, что в Коврове необходимо создать постоянную выставку творчества династии Кузнецовых и на ней же показывать посетителям этот фильм…
В заключение хотелось бы привести из него еще несколько строк:
— Знакомство с Юрием Эросовичем считаю одним из величайших подарков судьбы, мы только сейчас начинаем понимать, кто был рядом с нами, начинаем сознавать и подлинно изучать, что он хотел сказать нам и в общем-то не успел…
— Это не просто посредник между двумя мирами, это человек, ведущий нас, человек, который был послан для того, чтобы вернуть нас к источнику мудрости. В первую очередь, к мудрости сердца…
— Главное – вера! Если веришь, то все исполнится. Людям необходимы вера, терпение, снисходительность, даже сопричастность какая-то к жизни другого – чтобы между людьми всегда и во всем было добро… Остальное все суета.
Последние слова были сказаны самим Юрием Кузнецовым, как его пожелание для всех нас!
Инна БУЛАТОВА.
Фото из открытых источников.