Работа государственного фонда «Защитники Отечества», образованного Указом президента РФ Владимира Путина, официально стартовала 1 июня 2023 года. По всей стране были созданы и открыты филиалы, первоначальными задачами которых стала помощь ветеранам СВО и членам семей погибших бойцов в оформлении и восстановлении документов, получении статуса ветерана боевых действий, а также юридическое и психологическое сопровождение. Каким выдался прошедший год для регионального филиала фонда, в чем удалось помочь людям, какие проблемы приходилось решать, и о многом другом мы поговорили с социальным координатором Натальей АРДАРОВОЙ, работающей в Коврове с момента открытия филиала.
— Наталья Валерьевна, расскажите, каким выдался этот год для филиала?
— Год назад начинали работу, конечно, с опасением и некоторой тревогой. Функционал был новый, мы были первопроходцами. Но человек может научиться всему – было бы желание. За год набрались опыта: в том же общении с людьми, например, многому учились в процессе. Нас смело можно уже назвать профессионалами — отзывы людей о результатах нашей работы позволяют так говорить.
Уже более 200 человек обратились к нам за помощью по разным вопросам. Это и содействие в оформлении удостоверения ветерана боевых действий, и оказание помощи инвалидам, получившим тяжелые ранения, и адресная помощь семьям погибших — со многими из них налажен постоянный контакт. Правда, не все отзываются на наши предложения о помощи, но с теми, с кем общаемся, связь двусторонняя. Ведь одной из наших функций является поддержка людей. Фонд организует много мероприятий, в этом нам помогают городские ДК: концерты, спектакли, отчетные представления для ветеранов СВО и их семей. Люди активно посещают подобные мероприятия. Наедине с горем жить сложно, поговорить с тем, кто испытывает то же, что и ты, очень важно. Общение между людьми после таких мероприятий продолжается.
— Расскажите о самых частых запросах в ваш фонд.
— Самые частые, пожалуй, — оформление удостоверения ветерана боевых действий и помощь семьям погибших в назначении выплат и оказании мер социальной поддержки. Если говорить про первую группу обращений, то хочу подчеркнуть, что мы не имеем полномочий по выдаче удостоверений ВБД (ветеран боевых действий), это в рамках компетенций и полномочий Минобороны РФ. Было, например, много обращений от участников ЧВК «Вагнер». Мы собрали весь пакет необходимых документов, передали его в комиссию Минобороны, ждем оформления удостоверений. Ускорить работу этой комиссии мы не можем, поэтому остается только набираться терпения и ждать.
Обращения по социальным выплатам отрабатываем совместно с отделом социальной защиты населения, социальным фондом России, держим связь с воинскими частями, решаем вопросы о предоставлении необходимых справок и выписок. Мы добиваемся назначения выплат даже семьям в других регионах!
Многих вещей, как оказывается, люди не знают: куда пойти, на что они имеют право по закону. Мы стараемся помочь всем обратившимся, рассказываем, объясняем, подключаемся лично в решении каких-то вопросов. Последнее время много запросов по пропавшим без вести: бойцы долго не выходят на связь, родные переживают. Связываемся с частями, чтобы узнать хоть какую-то информацию. Ведь получение официального статуса пропавшего без вести гарантирует семьям получение выплат через отдел соцзащиты.
— Сколько человек в штате? Есть ли психолог?
— На данный момент нас – социальных координаторов – двое. Со мной вместе работает Екатерина Плоскирева. Работы, конечно, очень много. И работа с семьями погибших очень трудна: многое пропускаешь через себя, приходится быть на связи постоянно. Но считаю, что все это не напрасно: если мы можем помочь людям, значит, мы на своем месте. Всегда думаю: вот если я уйду, как мои подопечные, с которыми выстроен и налажен контакт, будут привыкать к новому человеку, ведь для них любой дискомфорт в таком состоянии болезнен.
Штатного психолога у нас нет, но такой есть во Владимирском филиале. При согласии и желании людей организуем прием там, сопровождаем человека. У нас были такие запросы, люди остались довольны. В Коврове имеется кабинет психологической помощи при психоневрологическом диспансере, туда можем сопровождать ветеранов боевых действий при их желании, воспользоваться услугами этого кабинета могут и члены семей погибших на СВО. Заметила, что немало тех, кто обратно возвращается к своим боевым товарищам, чтобы продолжить военную службу. У людей кардинально меняется мировоззрение. А оставшихся активно привлекаем к работе с молодежью, многие с удовольствием ходят на такие встречи, общаются с ребятами, отвечают на их вопросы.
Кроме непосредственной работы с людьми, много бумажной отчетности – ведь направлений работы у фонда достаточно.
— Например, каких?
— Например, обучение или переобучение ветеранов. Есть соглашение с вузами на получение высшего образования, или можно пройти переобучение по разным программам повышения квалификации. Помогаем при необходимости с трудоустройством – один ветеран такой у нас уже есть. Предлагаем заключить социальные контракты на поиск работы – тоже мера социальной поддержки через соцзащиту. Четверо ветеранов такой возможностью воспользовались, один оформил развитие своего дела. А ведь многие о таком и не знают.
Наши ветераны могут пройти социальную реабилитацию, таким правом воспользовались уже более 10 человек, поделившись затем положительными отзывами о реабилитационных центрах «Заклязьменский» и «Киржач». Помогаем в вопросах протезирования инвалидам – фонд возмещает разницу в приобретении более дорогостоящих протезов: один ветеран такую помощь уже получил, другой – в процессе.
В феврале в Калуге проходил турнир «Кубок Защитников Отечества», в котором приняли участие ветераны боевых действий, получивших инвалидность: в составе сборной области участвовали два ветерана Коврова и Ковровского района.
В перспективе – проект, призванный адаптировать жилые помещения под нужды инвалидов по системе «Умный дом». Есть несколько человек, кто захотел в этом принять участие. В общем, развитие идет. Постепенно «обрастаем» пониманием потребностей и запросов людей.
Радует, что о нас уже знают, многие организации активно поддерживают с нами связь и взаимодействие. К сожалению, нет у нас волшебной палочки и номера телефона, по которому сразу решат все запросы, но есть желание помочь людям, у которых от отчаяния опускаются руки. Вместе с нами решать вопросы удобнее и быстрее, чем в одиночку.
— Недавно был реализован проект вашего фонда «Женская скорбь». Есть ли еще проекты, в которых принимаете активное участие?
— Данный проект мы готовили с осени, именно тогда попалась информация о похожем проекте «Отцы героев», реализованным местным отделением нашего же фонда в Бурятии. Мы к этому времени уже активно работали с семьями погибших, видели их горе. Возникла идея, нашлись люди, которые поддержали. Не все семьи решились участвовать в этом проекте. Согласились 9 семей. Мероприятие получилось психологически сложное, тяжелое, но люди потом долго еще благодарили, значит, все не зря. Хотим сделать данную портретную выставку «передвижной» — размещать ее в разных городских локациях. Параллельно с этим идет работа над проектом фонда «Альбом героев», но до конца специальной военной операции он только в разработке.
В данный момент фонд реализует проект @Zемляки: проводятся экскурсии для ветеранов и членов семей погибших воинов. Совсем недавно, 25 мая, к нам приезжала делегация ветеранов из Владимира: организованная для них экскурсионная программа оказалась очень интересной и запоминающейся, некоторые обрели новых знакомых.
За год мы смогли установить контакт с семьями погибших, со многими стали хорошими друзьями. Люди научились нам доверять. Слышим много слов благодарности в наш адрес за помощь к возвращению к жизни, заботу и внимание. Нам приятно осознавать, что мы помогаем самым незащищенным и ранимым. Порой бывает очень непросто, но люди ждут от нас помощи и поддержки, и подвести их мы не можем!
Татьяна ПЕВЦОВА.
Фото Бориса НИКИТИНА и Натальи АРДАРОВОЙ.
.