— Благодаря присутствию наших военных в Сирии, там сейчас относительно мирно, — уверенно говорит благочинный Ковровского района, а по совместительству помощник командира ковровской дивизии по работе с верующим личным составом протоиерей Игорь (Любченко), — но я считаю, стоит русским только уйти оттуда, и Сирия тут же захлебнется в крови…
К сожалению, такова реальность. Российские военные охраняют сейчас в Сирии мир. Их присутствие сдерживает террористические группировки, которые в противном случае снова возьмутся за старое – попытаются силой забрать себе власть и построить на месте мирной веротерпимой Сирии новое исламское радикальное «государство». Предыдущие попытки, стоившие сирийскому народу больших слез и разрушений, тоже бы удались, если бы не Россия…
С сентября по декабрь текущего года о. Игорь по благословению митрополита Владимирского и Суздальского Тихона и прямому приказу Минобороны РФ нес послушание в небольшом православном храме, освященном на военной авиабазе в Хмеймиме. Он привез в Ковров незабываемые впечатления об этой дружественной нам ближневосточной стране.
Самое главное впечатление моего собеседника: Сирия – это земля, пропитанная духом тысячелетней христианской истории, сохраняющая в себе множество общехристианских святынь.
Общехристианских – это значит важных для всех направлений христианской религии: православных, католиков, представителей Армянской Апостольской церкви, Ассирийской церкви Востока, древневосточных православных церквей. Христиан — причем всех направлений — в Сирии только 10%, тем не менее христианство (и в значительной мере православие) исторически играет в этой стране важную роль. Начать с того, что саму страну, большей частью мусульманскую, между прочим называют «колыбелью христианской религии». Почему?
— В книге Деяний святых Апостолов Дамаск упоминается несколько раз, — рассказывает о. Игорь. – Именно по дороге в Дамаск апостол Павел, который до этого был известен как жестокий гонитель христиан по имени Савл, увидел небесный свет, ослепивший его, услышал голос Христа и уверовал.
В Дамаске до сих пор сохранилась та самая улица, по которой к дому Анании шел раскаявшийся в своих злодеяниях Савл. Сохранились даже стены того самого дома, на его месте построен храм.
После принятия святого крещения уже не Савл, а апостол Павел стал проповедовать Слово Божие в Антиохии – городе, где впервые последователи Христа стали называть себя христианами…
Позже в сирийской Антиохии основал богословскую школу и Святой Иоанн Златоуст, написавший тексты Божественной Литургии, а по некоторым источникам этот город – родина еще одного апостола — евангелиста Луки.
Впрочем, по сравнению с некоторыми достопримечательностями Дамаска времена святых апостолов – даже не древность… Например, в черте города на склоне горы есть пещера, которая носит звучное имя Магарат-ад-Дам — пещера Первой крови, места первого в библейской истории человекоубийства — когда Каин убил брата Авеля. По легенде пещера «содрогнулась от ужаса» и хотела «захлопнуться», поглотив убийцу, но спустившийся с неба Архангел ее удержал (Бог решил, что для Каина это была бы слишком легкая смерть), а на своде пещеры до сих пор в том месте, где его коснулся Архангел, сохранился четкий отпечаток руки…
***
Впрочем, что тут удивительного? По своей географии Сирия расположилась в самом центре ветхозаветной истории. Здесь все рядом: Турция и Армения — с одной стороны, Ливан, Иордания и Израиль — с другой, с третьей — Ирак и Иран.
— Одна из важнейших сирийских особенностей, – говорит о. Игорь, – веротерпимость. В людях нет ненависти по религиозному признаку, неприязни — наоборот, я чувствовал, что ко мне, например, относятся с уважением, спокойно мог по Дамаску в своем православном облачении ходить. Прохожие приветливые, улыбчивые, те из них, кто христиане, подходят, целуют крест. В Латакии мы были на встрече с Афанасием, Латакийским митрополитом, а позже прогулялись по улицам, зашли в том числе и в христианский квартал. Проживает в нем более восьмисот семей христиан, это примерно четыре тысячи человек. Поскольку земли в Сирии очень мало, дома обычно лепятся очень близко друг к другу. В христианском квартале заходили в маленький храм. Он выстроен не как в России привыкли – отдельно, а во внутреннем дворике – сразу не разглядишь, но при этом является древней святыней, построенной на заре еще первых веков. Таких древностей, связанных с историей христианства, пропитанных самим его духом, в городах Сирийской Арабской Республики много. Именно в Сирии свой подвиг нес христианский монах Симеон Столпник, зачинатель этой формы аскезы. К месту, где стоял его столп, сейчас не подъедешь – это сегодня территория, контролируемая запрещенным в России «государством» ИГИЛ. А в 60 км от Дамаска есть поселение Маалюля (по араб. это слово означает «проход»), жители которого между собой изъясняются на арамейском языке — как мы знаем, на нем говорил Иисус Христос. В Маалюле находится монастырь Святой равноапостольной Феклы – с ее именем связано чудо Божие: убегая от гонителей, христианка попросила Творца о спасении, и гора по молитвам ее расступилась… Святая Фекла через эту гору прошла.
До сих пор люди в Маалюле могут видеть это место «прохода», склоны горы там похожи на пазл. Монастырь Святых мучеников Сергия и Вакха — еще одна тысячелетняя достопримечательность Маалюля, но, к несчастью, когда в 2013 году город захватили боевики «Джабхат-ан-Нусры», отделения запрещенной в России «Аль-Каиды», они осквернили здесь много христианских святынь: целенаправленно сбивали кресты, уничтожали иконы… Сестер монастыря Святой Феклы около ста дней продержали в заложницах. В марте 2014-го за освобождением монахинь без преувеличения следил весь мир.
— Это все библейские земли! – снова подчеркивает о. Игорь. — В Сирии действительно чувствуется вечность. Даже больше скажу, присутствие Бога! И этого словами не объяснишь. Там, кажется, даже воздух намоленный. Так и ждешь, что сейчас появится Моисей и поведет еврейский народ по горам…
Тем не менее, сегодня Сирия – страна мусульманская. В уже упомянутой не раз столице Дамаске – кстати, самой древней из существующих на сегодня столиц — есть еще одно место, очень значимое для христиан. И находится оно в мусульманской мечети – и не просто мечети, а в одной из самых главных мусульманских святынь.
– Я имею в виду знаменитую мечеть Омейядов в Дамаске. Меня в ней приняли очень хорошо, – продолжает рассказывать о. Игорь, — в мечети есть христианская часовня, где, как считается, находится голова Иоанна Крестителя. Мусульмане почитают его как пророка. В эту часовню поклониться едут как христиане, так и мусульмане из разных стран. Один из минаретов мечети Омейядов носит также «пророка Исы». Имеется в виду самого Иисуса Христа. Ожидая Его второго пришествия в этот мир, каждый день – в течение столетий — служители мечети стелют возле минарета новый ковер.
***
По Сирии, как видим, о. Игорю пришлось поездить немало, но делал он это не просто так. Внутренние командировки православного священника по стране были связаны с посещением дальних застав. Он посетил и побережье Средиземного моря, и Заефратье, крупный центр сирийского севера — город Алеппо, российскую военно-морскую базу в Тартусе, и т. д., там сейчас везде стоят российские войска. Службу там несут и военнослужащие из ковровской дивизии. Отец Игорь говорит, что не раз видел на установленных в Сирии пограничных столбах в числе прочих указателей «город Ковров».
Поездки по стране проходили так…
– Получал распоряжение, военное сопровождение и вперед – на заставы. Крестил, кому нужно, исповедовал, причащал. Военнослужащие мне говорили: «Батюшка, даже то, что вы просто находитесь здесь, для нас имеет большое значение!»
Основным же местом служения о. Игоря, как уже отмечено выше, была военная авиабаза Хмеймим. Там выстроены деревянная часовня Святого Георгия и небольшой, т. н. «модульный» храм. Так как базируется в Хмеймиме все-таки авиация, храм освятили в честь покровителя небесного воинства — Ильи Пророка. Он, согласно преданию, вознесся на небо в огненной колеснице, когда пришел его час.
Храм для верующих открыт круглосуточно, службы в нем проводятся, как положено, постоянно – по кругу — и церковные песнопения звучат. Кроме того…
– В День народного единства устроили праздник: сделали с оркестром патриотическую музыкально-литературную композицию. Потом мне многие признавались, что она «пробила до слез», – делится о. Игорь. — Другой задачей были беседы. Например, сквернословие в армии жуткое. Приходилось бороться. Подготовил лекцию по книге «Правда о русском мате» епископа Митрофана (Баданина) – всем советую ее почитать. После лекции офицеры подходили, благодарили, сетовали, что раньше никто не объяснял значение мата и вообще не затрагивал этот вопрос. Разбирали также другие темы: религиозную составляющую арабо-израильского конфликта, духовное значение воинской дисциплины… Присутствовал на вручении группировке российских войск ордена полководца Александра Суворова, по этому случаю в Хмеймим приезжали двое заместителей Министра обороны. Один из них — Тимур Иванов — привез для храма икону Спаса Нерукотворного. И мы с ней на вертолете облетели окрестности, окропили нашу военную группировку, «задев» и поселок, и соседний древний город Джабли.
***
С вертолета, продолжает делиться о. Игорь, особенно видно, как красива и богата историей эта земля. И не только историей – в Сирии можно наблюдать, как в России, абсолютно разный природный ландшафт: горы, реки, озера, пустыни. И везде там живут трудолюбивые люди. В год с участка земли собирают до четырех урожаев пшеницы. Но из-за постоянных вооруженных конфликтов последних десятилетий люди здесь живут очень бедно.
— И вроде сейчас установился мир, но локальные перестрелки с боевиками по-прежнему идут. В октябре, когда я там находился, была совершена страшная террористическая атака: боевой беспилотник ударил по людям во время выпускного в военной академии Хомса. Погибших и раненых – более 350 человек. Но уверен: не будь в Сирии наших ребят, там все было бы значительно хуже. Местные поражаются, как российским войскам удалось уничтожить «игиловцев». Древний город Алеппо был разрушен на 70%, боевики шли и шли, не переставая бомбить. И если бы они смогли город взять, это была бы прямая дорога на Дамаск. То, что удалось террористов выбить, считаю чудом! Чудом, совершенным нашими мужественными офицерами и солдатами! Для российского воина нет невыполнимых задач. Был поражен вот каким фактом: на одной из наших военных застав в горах, на самой высокой точке, небо охраняет российский зенитный комплекс «Триумф». А там наверх только козья тропа ведет. Спрашиваю: «Как затащили?» В ответ услышал: «Батюшка, нам задачу поставили, мы ее выполнили», и на этом весь сказ.
Из Сирии о. Игорь привез подарок и ковровской мусульманской общине: из мечети Омейядов – священную мусульманскую книгу Коран. От заместителя министра обороны Юнус-Бека Евкурова – панно для мечети с сурой Корана. Руководитель ковровской мусульманской общины Вафа-хазрат Яруллин был такому подарку очень рад.
— Считаю, нам тоже тут надо веротерпимость иметь, — говорит о. Игорь, — потому что в окопах сегодня рядом и христиане, и мусульмане – они сейчас вместе защищают Родину и друг друга. И в Сирии, и в России.
— Отец Игорь, в Сирию еще поедете?
— Если будет надо, то да. И если, конечно, Владыка благословит.
Инна БУЛАТОВА.
Фото из архива о. Игоря (ЛЮБЧЕНКО).