Несмотря на огромные суммы, которые ежегодно тратятся на дорожный ремонт, состояние их во многих микрорайонах Коврова по-прежнему оставляет желать лучшего. Да, по центральным улицам проехать можно, но шаг в сторону… и машина в луже «плавает по макушку». И таких мест у нас, к сожалению, немало. Так, много лет на проезды, ведущие к дому № 7/3 на ул. Грибоедова, жалуются его жители. Причем власти регулярно обещают им сделать ремонт, но…
И это не единственный в Коврове проблемный проезд. Поток жалоб на дороги, съезды, проезды с началом осени увеличились в разы. Не остались в стороне от проблемы члены регионального отделения Общероссийского народного фронта.
В администрации Коврова
15 ноября они приехали в администрацию города, чтобы задать представителям власти волнующие ковровчан (а значит, и их) вопросы. Их по дорожной теме накопилось очень много, вот основные: что мешает городской власти содержать дороги в порядке и когда, наконец, хотя бы то, что обещано, начнут делать? Звучал и очень актуальный для Коврова вопрос: где обещанный городу — на дороги и на ливневки — адресный миллиард?
О приезде члены ОНФ оповестили администрацию заранее. Главы города в этот день на месте не оказалось (была в командировке в Беларуси), и. о. главы города Елена Корякина, сославшись на то, что дороги – не ее компетенция, на вопросы представителей ОНФ отвечать отказалась; где находился на тот момент и. о. заместителя главы администрации по ЖКХ Юрий Горюнов – неизвестно… И все-таки разговор состоялся. От администрации в нем приняли участие Ольга Русакова, зам. начальника и главный бухгалтер УГХ, а также Александр Вавилов, консультант отдела улично-дорожной сети.
— В наше региональное отделение участились жалобы на дороги из города воинской славы Коврова, — пояснил Игорь Шубников, руководитель дорожного направления ВРО ОНФ, — именно поэтому сегодня мы здесь. Хотим узнать причины, вместе разобраться в проблемах, найти пути, чтобы эти проблемы решить.
— Состояние дорог в городе действительно неудовлетворительное, — подхватила разговор Наталья Баранкова, член владимирского регионального отделения ОНФ, — утонувшие в лужах машины, неработающие «ливневки» — жалобы поступают не только к нам, их много и в социальных сетях.
Был задан вопрос и про предвыборный миллиард – кому, как ни бухгалтеру, его задавать? Но, как ни странно, про миллиард в администрации города ничего не знают. Ольга Русакова так и ответила:
— Этой информацией не владею.
К сожалению, тот, кто, как мы думаем, информацией владеет, не на этой встрече. Хотя в начале прошлого года главе города уже задавали этот вопрос. Елена Фомина ответила тогда, что все на контроле, что работа в этом направлении ведется, на ливневки и дороги нужно разрабатывать проектно-сметную документацию (ПСД)… Но с тех пор эта тема словно «растворилась»…
Про дорожный ремонт рассказал Александр Вавилов. Сообщил, какие именно дороги были отремонтированы в 2023 году. Напомним их нашим читателям: ул. Кузнечную (от дома №15 до ул. Першутова), ул. Любецкую с тротуаром по одной стороне; ул. Рунова (от Крупской до Волго-Донской); ул. Крупскую на участке от Кирова до Рунова с тротуарами; ул. Энгельса от ул. Шмидта и до ул. Кузнечной, ул. Туманова от ул. Волго-Донской и до ул. Фрунзе; участками ремонтировали тротуары, по целому ряду улиц проводили ямочный ремонт. Кроме того, представитель администрации обрисовал критерии отбора дорог для первоочередного ремонта (основные — это близость социальных объектов, прохождение маршрутов общественного транспорта). Пояснил, что работы проводятся планово и в объемах выделенных областным Министерством транспорта средств.
Представители ОНФ озвучили в ответ другой список ковровских улиц, на плохое состояние которых жалуются ковровчане и работа по которым еще предстоит; обратили внимание на практическое отсутствие ливневой канализации в городе. Ведь пресловутый миллиард выделялся и на нее…
— Мы работаем с теми средствами, которые выделяет нам область, — пояснила Ольга Русакова, — главное, завершили капитальный ремонт моста, на него — конкретно в этом году — было выделено 188 млн рублей. На дороги в 23-м году из области поступило 83,5 млн, мы их осваиваем. Что-то удается отремонтировать дополнительно, если в результате аукциона получается экономия средств.
Вопрос о ямах, мешающих подъехать к домам на ул. Грибоедова, 7/1, 7/2, 7/3 (многострадальный проезд от ул. Лермонтова с выездом на ул. Маяковского, куда не рискуют «соваться» даже такси), задала лично жительница этих домов, она и писала обращение в ОНФ. Отметила, что в теории к дому на ул. Грибоедова, 7/3 можно заехать с четырех разных сторон. На деле — ни с одной не подъедешь, такие там ямы. А если придется человека с инфарктом везти? В ответ прозвучало, что ул. Лермонтова со съездом на ул. Маяковского в план работ включена. Представитель администрации заверил, что при выделении денег она будет отремонтирована в 2024 году.
Чтобы дождаться ремонта и окончательно — в начавшийся осенне-зимне-весенний период — не утонуть, жительница попросила хотя бы засыпать ямы щебенкой. Этот вопрос обещали поднять перед начальником УГХ.
Помимо этого, члены ОНФ задавали вопросы и по строящейся дороге на ул. Маршала Устинова, которую обещали открыть в ноябре, а в результате передвинули сроки окончания работ на май. Ни пройти, ни проехать, одна грязь кругом. Ответа по этому объекту не прозвучало.
Тут же встал вопрос об общем состоянии финансирования ремонта межквартальных проездов.
— Деньги на эти работы не выделяются, — пояснила бухгалтер, — я работаю в администрации 10 лет, на моей памяти на данные цели их выделяли только раз.
В результате от представителей администрации города в адрес членов ОНФ поступило предложение: поспособствовать тому, чтобы под данный вид ремонта был создан национальный проект, поскольку это проблема не только Коврова, но и всей страны.
Что касается планов по дорогам… О них пока говорить рано. Бюджет города не утвержден, информации о средствах на ремонт дорог пока нет. Все заявки на 2023 год «перекочевывают» в 2024-й. Это улицы Ястребцева, Челюскинцев, Подлесная, Летняя, Абельмана, Гагарина, Пионерская и т. д. (часть – участками). Конкретнее планы администрации, скорее всего, будут озвучены в январе.
В итоге представитель ОНФ Игорь Шубников заключил:
— Наша задача не обвинять, а, услышав проблемы, помочь, подставить, как говорится, плечо. Поэтому давайте так: вы предлагаете – мы поддерживаем и направляем информацию дальше, «наверх».
В администрации района
В Ковровском районе представителей ОНФ принимал сам глава администрации Вячеслав Скороходов. По дорогам рассказал все четко, понятно, обозначил проблемы. Контраст в отношении буквально бросался в глаза. Кстати, жалоб по районным дорогам в ОНФ поступает гораздо меньше. Общая же картина на сегодняшний день такова. Во-первых, в Ковровском районе проходит федеральная трасса М-7, есть дороги областного значения (они — на балансе ГУП «ДСУ-3») и местные – в самих населенных пунктах и между ними. Общая протяженность дорог на балансе района — 360 км. Из них 27% в асфальте, 20% — в щебне, но больше половины — 53% — это грунт.
Вячеслав Скороходов отметил: процент грунтовых дорог довольно большой, но в основном они второстепенные либо пролегают в населенных пунктах, где проживает совсем немного жителей. При этом глава пояснил: все дороги, находящиеся на их балансе, администрация района просто обязана содержать в нормативном состоянии. При этом жители хотят, чтобы все дороги в населенных пунктах Ковровского района были заасфальтированы.
— Районное руководство тоже стремится к этому, — отметил Вячеслав Скороходов, — но на первом плане у нас населенные пункты, в которых постоянно проживает большое количество населения. Есть критерии: та же близость к социальным объектам, обращения граждан, жилые дома с двух сторон дороги. Дороги, которые необходимо ремонтировать, «показывает» и ежегодный весенний объезд. Видим, что дорога совсем разбита, включаем ее в план.
Но не всегда получается отремонтировать такую дорогу полностью, из-за отсутствия финансов приходится ее просто «латать». А вот дорог, заверил глава администрации района, по которым невозможно проехать в Ковровском районе, нет. Привел в пример дорогу на Ельниково. Чтобы ее полностью отремонтировать, необходимо более 10 млн рублей (это значительная часть областной субсидии, которая выделяется на весь район на год) – поэтому там просто заделываем ямы, причем каждый год. И вот ее, бывает, проехать невозможно …
— Деревня Клюшниково. Четыре дома, и только в одном или в двух из них живут люди, — привел еще один пример Вячеслав Скороходов. — Для них километр дороги сделали в щебне, чтобы в случае необходимости и «скорая» могла к ним приехать, и сами они могли спокойно проехать к своим домам,
Среди дорожных проблем, которые озвучил Вячеслав Скороходов, основная – это необходимость строить новые «ветки» дорог. Например, собственник какого-то участка земли «нарезал» ее на «квадраты», продал под жилое строительство и обратился в администрацию: «Постройте нам дороги к этим домам!»
К сожалению, я пока не знаю программ, по которым выделялись бы деньги из областного бюджета на такие дороги. Вячеслав Скороходов пояснил: необходимость такого строительства тяжелым бременем ложится на местный бюджет.
Кроме того, по Доброграду мы сегодня реализуем серьезный проект, строим четыре дороги, они на стадии завершения. К нам поступило также обращение от жителей деревни Гороженово: просят сделать дорогу и подъездные пути к земельным участкам. Вопросов тут нет. Выполним его стопроцентно, потому как по данным земельным участкам аукцион проводили сами. В ближайшее время подъездные пути там будут сделаны в щебне. Держим на контроле и обращение жителей деревни Черноситово. Просят обустроить километр дороги, будем включать его в план работ. Однако сначала необходимо сделать проект, пройти экспертизу. Дело это небыстрое.
В заключение глава администрации района отметил: было бы неплохо иметь несколько нацеленных именно на районы программ: по уличной сети населенных пунктов, по застраиваемой территории – помощь муниципалитетам была бы хорошей. Та программа, что есть (по дорогам между населенными пунктами с софинансированием 5%) – отлично работает, является подспорьем для районной казны, но… хотелось бы двигаться дальше. Опять же, добавил Вячеслав Скороходов, люди, проживающие в населенных пунктах с дорогой в щебне, со временем хотят «уходить в асфальт». А это значит, надо снова делать проект, экспертизу… Неплохо было бы всю эту дорогостоящую процедуру упростить. Тогда и дело бы двигалось гораздо быстрее, и денег уходило бы меньше.
В ответ представители Общероссийского народного фронта предложили свою помощь в решении проблемных вопросов, подчеркнув, как и в городе, что для того и приехали, чтобы вместе решать общие задачи.
— Ни одно из обращений жителей — будь-то города или района – без внимания остаться не должно, — подчеркнул Игорь Шубников. — Все взяты на контроль, чтобы реализовать их в ближайшее время, максимум в 2024 году.
Софья КОРОЛЕНКО.
Фото Бориса НИКИТИНА.