— Считаю, что в настоящее время между родителями детей-школьников и органами федеральной власти в системе образования накапливается непонимание. Отсюда недоверие по некоторым моментам. У нас, как у родителей, назрела уже масса вопросов, тревог, и мы хотим увидеть движение власти навстречу, увидеть с их стороны понимание и готовность к открытому диалогу, — отмечает многодетная мама, депутат Совета народных депутатов района и активный общественный деятель Владимирской области Наталья Баранкова. С целью участвовать в таком диалоге, донести «наверх» накопившиеся вопросы родительского сообщества области Наталья приняла участие во всероссийском родительском форуме.
Живописная бухта в 45 км от Туапсе. Знаменитый на всю страну еще с советских времен детский центр «Орленок». В течение нескольких теплых осенних дней в нем, на побережье очень синего Черного моря, проходил уже второй Всероссийский родительский форум. Первый форум состоялся в прошлом году. Именно он показал, что такие мероприятия в России нужны – они позволяют родителям не только без посредников услышать друг друга, поделиться полезным опытом на местах, но и попытаться донести до власти вопросы, которые с каждым годом их волнуют все больше и больше. С 20 сентября по 2 октября «Орленок» собрал в своих корпусах в общей сложности 450 мам и пап. Большинство приехавших — 399 участниц — были мамы. Но папы тем не менее образовывали активный костяк. Кроме того, приехали педагоги как школьного, так и дополнительного образования, психологи, представители органов власти.
— Ожидали, что приедет министр просвещения Сергей Кравцов, это было заявлено в программе форума, — поясняет Наталья, одна из пяти делегатов от Владимирской области. — Также ждали Анну Кузнецову, заместителя председателя Государственной Думы и по совместительству многодетную маму. Но, к большому сожалению, никто из них приехать не смог. Из-за этого, конечно, остался осадок. Многие родители, и я в том числе, ехали именно с надеждой пообщаться с министром. Но с ним даже не организовали во время форума телемост. Ни в коем случае организаторам не в укор. Но! Если мы говорим о диалоге власти с родителями, то они как раз должны видеть, что власть ХОЧЕТ с ними вести диалог.
Например, у родителей было много вопросов по внедряемой сейчас повсеместно в школах цифровой образовательной платформе «Сферум». Многие относятся к ней с недоверием – неизвестно, в каком направлении могут с нее персональные данные «утечь». Но, как пояснили во время форума, эта отечественная онлайн-разработка как раз и создавалась, чтобы иметь возможность защитить персональные данные от вмешательства иностранных агентов, в отличие от привычных нам мессенджеров типа «Viber» и «WhatsApp».
Итак, министерство просвещения на форуме представляла Надежда Боос, зам. директора департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и детского отдыха. Форум плодотворно работал четыре дня. И каждый до передела был насыщен событиями. Например, первый вечер посвятили семьям, которые, по сути, образовались в «Орленке» — будущие супруги, а тогда пионервожатые лагеря, познакомились именно там.
— Людям по 65, но выглядят они при этом потрясающе молодо! – с восхищением говорит моя собеседница. — Неудивительно, всю жизнь они посвятили работе с детьми.
Название родительского форума красноречиво: «Крепкая семья – сильная Россия!». Цель – показать, что фундамент государственности – это, прежде всего, семья, и все изменения в обществе, культуре, воспитании детей начинаться должны, конечно, в семье, от этого нам никуда не уйти. Каждый день работали познавательные площадки, на которых в зависимости от собственного интереса те или иные родители могли присутствовать. Названия площадок сами отлично говорят за себя: «Семья и политика», «Семья и здоровье», «О трудовом воспитании молодежи», «Буллинг в школе», «Цифровая гигиена», «Осознанное чтение» и т. д. К сожалению, работа многих площадок проходила одновременно, отмечает Наталья, не было возможности посетить сразу все.
— Мы попросили организаторов сделать видеозаписи, и я потом все эти полезные материалы разместила у себя в соцсетях, — приглашает она, — выступали на площадках очень интересные спикеры. Особо хочу отметить необыкновенную женщину — психолога-мотиватора Ирину Ковалеву. Она нам показала, как сместить стандартный фокус родительского внимания на детей. Ведь многие привыкли действовать по шаблону. Но там, где мы порой критикуем и сравниваем с другими наших детей, используя иные техники, можно добиться гораздо большего, при этом не подавляя детскую психику и не закладывая в них неуверенность. Один инструмент я особенно отметила для себя: «мысль – поступок – жизнь». Каждый человек, меняя и контролируя свои мысли, может изменить свои собственные поступки и, соответственно, жизнь
Важной темой на форуме была подмена и смешивание в современной культуре понятий добра и зла. Когда что-то отрицательное, негативное «переоблачается» в привлекательные «одежды» и преподносится людям, а главное – молодежи – как норма. Скажу больше — как образец. Если в традиционной русской, а потом и советской культуре эти понятия были разграничены четко, то в сегодняшнем дне картина другая — детям иногда и не разобраться самим.
— В связи с этим на форуме поднимался вопрос недостатка сегодня произведений культуры – например, фильмов, которые транслируют наши духовные богатства, наши традиционные ценности. А те, что выходят, к сожалению, не получают широкий прокат — отмечает Наталья. — Один из таких фильмов мы как раз и посмотрели на форуме, он называется «Я делаю шаг». Он про современную молодежь – дружбу, коллективизм, мотивации и о том, что не бывает плохих детей… Сейчас мы договорились с нашим «Синема-парком» (Ковров-Молл). Они обещали на осенних каникулах этот фильм по льготной цене показать.
Продолжая разговор о том, что культура все-таки должна нести доброе, светлое, вечное, Наталья Баранкова привела показательный пример с приглашенным в Ковровский район музыкантом, которого, конечно, проводником прекрасного трудно назвать.
— Когда я увидела афиши, на которых стояло ограничение 14+, я стала изучать репертуар этого исполнителя, — продолжает она, — и не нашла ни одной песни, где бы не было матерных слов, пропаганды никотина, наркомании, секса. Как депутат написала заявление в прокуратуру, администрацию, в наше министерство культуры. Но, к сожалению, добилась только того, что организаторы поставили ограничение 18+. Концерт, пусть на частной территории, но прошел, на нем было много подростков. Я к чему? Считаю, что, пока наши мужчины в зоне СВО защищают страну, здесь у нас должен быть культурный фронт, мы не должны допускать такого до наших детей. И вообще не должны до них подобного допускать. А у этого исполнителя даже псевдоним переводится, как «оружие запада». Разве это ни о чем нам не говорит?
Соответственно, поднимались на форуме темы цифровой гигиены, и тут родители сошлись, что очень трудно уследить за многочисленными информационными потоками соцсетей.
— Я твердо уверена, что государство на законодательном уровне должно регулировать этот вопрос. Во-первых, провести глобальную «чистку». Взять хотя бы такой момент: с каждым годом мы наблюдаем, что дети, подростки все больше ругаются матом. С другой стороны, как такого может не быть? Песни с матом в открытом доступе. Взрослые сами порой не замечают, что тоже переходят на этот «язык». В малыгинской школе мы проводили встречу с детьми, говорили о том, что матерные слова, как вирус, внедряются в нашу речь и разрушают ее изнутри, в итоге примитивизируя наше мышление. Вот это нужно как раз ограничивать. Для всех — частные ли, государственные ли структуры — должен быть один нравственный закон, которого каждый должен придерживаться.
Много на форуме говорили о трудовом воспитании молодежи. В работе этой площадки Наталья Баранкова принимала непосредственное участие, делясь своим опытом и предлагая решения. Кстати, в августе этого года Госдума в первом слушании утвердила закон о трудовом воспитании школьников и студентов. Он предполагает субботники, поездки – как их называли в советское время – «в колхоз».
— Предложила, в свою очередь, вернуть в наши школы уроки труда. Но, конечно, должны быть и созданы условия для него. Во время обсуждения этой темы одна из мам очень верно сказала: сегодня труд и дома, и в хозяйствах все больше автоматизируется, и нужно не только к старому возвращаться, но и новые формы трудовой деятельности создавать. Меня, например, вдохновила заметка о том, что студентов владимирского университета привлекали к реставрационным работам в суздальских торговых рядах, — поделилась с нами Наталья, — тут тебе и полезный труд, и возможное пробуждение интереса к истории, к краеведению. Когда я сама училась в медучилище, у нас, например, был кружок милосердия — ходили одиноким бабушкам помогать. Считаю, это тоже хороший пример. В трудовом воспитании важно дать детям выбор: чем они хотят заниматься? И этот выбор на самом деле огромен: кто-то, может, столярные работы выберет, а кто-то захочет грядки сажать…
И здесь родители сошлись: трудовое воспитание необходимо. Оно в том числе поможет и в вопросе будущей профпригодности. Но здесь очень важно создать для ребят безопасные условия труда. А также хотелось бы видеть меры поддержки – какие-то «бонусы» для активных ребят, например, от бесплатного похода в кино до дополнительных баллов при последующем поступлении.
Наталья признается, на форуме царила очень творческая и душевная атмосфера. Большинство участников: родители, педагоги возраста 35-40+ — застали и советское время, и перестроечные времена. Им есть, с чем сравнивать, есть, что вспомнить, и все желают детям только добра.
— Но все мы отлично понимаем, дети – это будущее! От их воспитания зависит судьба страны, — подчеркивает Наталья. — А так как все важное закладывается в семьях, то мы и сами должны подавать им хороший пример. Начинать воспитывать нужно с себя. Если родитель сам ругается матом, курит, часто пьет алкоголь, то ему очень трудно донести до ребенка то, что это делать не надо. Форум не только показал направление движения, но где-то вскрыл и слабые стороны нас, родителей. Но, в целом, конечно, мамы и папы в «Орленке» открылись, сбросили с себя социальные рамки, снова почувствовали себя детьми.
Среди других важных тем, которые были активно разобраны во время всероссийского форума, – это и создание на базе школ Советов отцов. Во Владимирской области, например, такой совет – правда, на региональном уровне — уже есть. Подсчитано, в стране 37 млн пап, которые воспитывают детей до 18 лет.
Говорили об осознанном чтении. Для многих современных родителей заставить своего ребенка читать – это проблема. И даже когда дети читают, они очень часто это делают машинально, не откладывая прочитанное у себя в голове. Техника осознанного чтения учит, например, детей мыслить образами – «картинка» закрепляется в памяти, в результате ребенок хорошо понимает, о чем он читает, и надолго запоминает прочитанный текст.
— Еще одна проблема, с которой сталкиваются родители, которые в своем детстве читали советские книги, современные книги стали другими – из авторского произведения изымается «лишний» — на взгляд кого только? – текст. Остается структура, иногда только «голый» сюжет. Какие-то отступления автора, пояснения, описания – в современных изданиях сокращены. Зачем? Когда книга полная, она погружает читателя в атмосферу, автор как бы ведет его за собой. У детей формируется образное мышление — с сокращенными вариантами подобного эффекта, к сожалению, нет.
Родители задавали вопросы об учебниках – сошлись на том, что нужно переходить к единой системе и очень ответственно подходить к информации, которую собираются них размещать. Во всех смыслах – от грамотности изложения до нравственного посыла. Разбирали плюсы и минусы дистанционного образования (скорее, минус — дистант должен быть мерой исключительно временной), говорили о питании в школах (к меню ведь тоже можно подойти творчески), о дефиците в школах учителей (одна из предложенных мер в борьбе за кадры, и это касается не только педагогической сферы – вводить после институтов обязательную отработку, как это тоже было в советские времена). Говорили о том, как прививать ребенку ответственность, о засилии компьютерных игр и нужно ли с таким увлечением бороться, о вреде и пользе социальных сетей (а там, кстати, очень много полезного можно найти).
— Я считаю, подобные форумы необходимо и далее проводить. Это своего рода мозговой штурм, обмен опытом с другими регионами. Но и на уровне самого региона неплохо бы было подобную форму работы ввести. По итогам форума были сформированы предложения, которые, как нам сказали, направят в правительство. Они касались и улучшения условий труда для учителей, принятия закона о трудовом воспитании молодежи, предложений по цифровой гигиене, о внедрении повсеместно в школах здоровьесберегающих технологий, которые бы помогали, допустим, не портить зрение, улучшать осанку ребенка, повышали уровень его психологического комфорта. Нас от региона было пять человек, в том числе председатель родительского комитета ковровской школы №21 Екатерина Метлина. Она подняла волнующий очень многих вопрос. Он вызвал резонанс, потому что его сначала не поняли. Касался вопрос поступления на бюджетные места в наши вузы ребят с присоединенных территорий. Проблема в чем? Возможности поступления на бюджет для других выпускников сократилась. Екатерина предложила, чтобы никого не ущемлять, выделять для «новеньких» дополнительные места на бюджет. Одним словом, вопросов на форуме обсуждалось много, и самое главное, родители хотят быть услышанными, чтобы наши предложения не ушли в лист ожидания – «на потом». По итогам форума также были созданы группы в социальных сетях. В них мы продолжаем общаться и обмениваться опытом своих регионов, и я уже начала составлять план вопросов от родительского сообщества на следующий форум, чтобы постараться снова выйти с теми, кто принимает решения, на диалог.
Инна БУЛАТОВА.
Фото из архива Натальи БАРАНКОВОЙ.
P. S. Пока материал готовился к печати, стало известно, что первые шаги к проведению родительского форума на уровне области уже сделаны – мероприятие запланировано на следующий год. Наталья сообщила, что на нее вышли педагоги из Доброграда, которые уже несколько лет проводят форум вожатых «Вожатская кухня». Организаторы захотели его расширить. Новый форум объединит не только вожатых, но также родителей, педагогов – всех, кто имеет непосредственное отношение к воспитанию детей. Для диалога и принятия совместных решений приглашены будут также представители органов власти.